Психология труда
Психоло́гия труда́, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности процессов труда и профессиональной деятельности человека, его формирования и развития как субъекта труда. Психология труда в широком смысле включает в себя проблематику инженерной психологии, эргономики, организационной психологии, а также профессиональной ориентации и профессионального обучения.
Во 2-й половине 19 в. с развитием технологий, появлением новых профессий в промышленно развитых странах Европы организация труда и его субъекты, специфика отдельных отраслей и профессиональных организаций становятся предметом научного изучения. Становление и развитие психотехники в конце 19 – начале 20 вв. (А. Бине, Т. Симон, Г. Мюнстерберг, В. Штерн и др.) позволило обратиться к решению таких важных задач, как профессиональный отбор на предприятиях, психологическое консультирование, рациональная организация трудовых процессов и профессиональной подготовки, распределения трудовых функций, оптимизация условий труда. Американский инженер Г. Л. Гантт в 1903 г. предложил метод графического изображения производственных потоков («графики Гантта»), систему нормативов времени и др. В 1908 г. в Бостоне врач Ф. Парсонс открыл первое бюро консультаций молодёжи по выбору профессии. Работая по заказам крупных компаний, Мюнстерберг перешёл от лабораторного эксперимента к моделированию реальных условий труда, создал тесты для профессионального отбора вагоновожатых, морских штурманов, телеграфистов, принципы и методы профессиографии. Разработанные Ф. Тейлором принципы научного управления производством (см. Менеджмент, Тейлоризм), а также рационализации простых форм труда, рабочих мест и инструментов были успешно реализованы и развиты Г. Фордом (введение конвейера, учёт предшествующего опыта и квалификации работников, создание банка рабочих вакансий и требуемых профессий и др.).
Мощным импульсом в развитии психологии труда стала практика психологического отбора (определение пригодности к должностям военных шофёров, лётчиков, телеграфистов, командиров подразделений) в период Первой мировой войны в Германии, Италии, Франции и особенно в США, где было обследовано более 1,5 млн человек. Ф. Джилбрет в 1920-х гг. разработал циклографический и хронографический метод изучения паттернов рабочих движений с использованием киносъёмки, создал технологические карты (последовательности всех совершаемых с деталями операций), поставил проблему рабочих микродвижений, трудовой усталости. В 1927–1932 гг. в ходе исследований в компании «Вестерн электрик» Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер акцентировали роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих. Проблемы управления, в том числе организации межличностных отношений между рабочими и администрацией, получили развитие в работах М. Фоллет, Д. Мак-Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцбергера в США, А. Файоля во Франции, Л. Урвика в Великобритании.
В России начало исследований в области психологии и физиологии труда связано с деятельностью И. М. Сеченова (изучение трудовых навыков – «заученных движений», активного отдыха для восстановления работоспособности и др.). В 1920–1930-х гг. происходит становление социологии и гигиены труда, педагогики трудового обучения, организационной психологии и инженерной психологии. В области психологии труда активно работали В. М. Бехтерев, А. А. Богданов, Н. А. Бернштейн, В. Н. Мясищев, И. Н. Шпильрейн и др. В 1925–1936 гг. созданы бюро профориентации, психотехнические лаборатории в вооружённых силах, на железнодорожном транспорте и автотранспорте, в тяжёлой промышленности. Под руководством А. К. Гастева, организатора и директора (1920–1938) Центрального института труда, была создана система экспертизы производственных организаций, проектирования трудовых постов и рабочих мест. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», по существу, остановило вплоть до 1960-х гг. развитие прикладных направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей. Во 2-й половине 1950-х гг. начинается возрождение психологии труда в СССР (изучение факторов эффективности труда рабочих под руководством В. С. Мерлина в Казанском университете, создание в 1959 лаборатории инженерной психологии во главе с Б. Ф. Ломовым, реализация в 1961 К. К. Платоновым программы психологического отбора курсантов авиационных училищ и др.).
Научно-техническая революция сделала остроактуальными проблемы адаптации человека к технике (в частности, в связи с явлениями монотонности, депрессии, аварийности, травматизма, брака и т. п.), функционирования сложных комплексов «человек – машина», переподготовки профессиональных работников. Изменение содержания и условий труда (гибкий рабочий график, частичная занятость, «виртуальные рабочие места», «виртуальные работники», внедрение высоких технологий, компьютеризация производства, миграция рабочей силы и др.) ставит задачи общей гуманизации труда, гибкого управления всем спектром социально-экономических, социально-психологических и психогигиенических условий труда. Получают развитие когнитивная эргономика, эргодизайн компьютеризованных рабочих мест (см. Когнитивная наука). Важное значение имеет изучение меняющихся социально-психологических факторов труда – как внешних (статус, престиж профессии, должность, образовательный ценз, статус организации в обществе и т. п.), так и внутренних (психологический климат, групповые нормы, отношения с коллегами и руководством, оценки перспектив профессионального роста, адекватности оплаты труда и т. п.). Работа и преподавание в области психологии труда всё чаще объединяются с исследованиями по организационной психологии.
В качестве методов в психологии труда используются анализ документов, психодиагностика, профессиография, алгоритмическое описание трудового процесса, структурный анализ рабочих и вспомогательных операций, наблюдение, опрос, анкетирование, самонаблюдение и отчёт, коллективная дискуссия, методы психосемантики и лабораторный эксперимент (см. Когнитивная психология, Психофизиология).