Канада. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Кана́ды, художественная культура Канады.
Архитектура
Художественная культура Канады соединяет традиции коренных народов (индейцев, эскимосов) и черты западного искусства, принесённые переселенцами из Европы и США. В 17 в. вместе с выходцами из Франции в Восточную Канаду проникли их ремесленные и строительные традиции. Колониальная архитектура Новой Франции развивалась под сильным влиянием метрополии. Первые укреплённые поселения строились из дерева (Пор-Руаяль, провинция Новая Шотландия, 1605), часто с каменными башнями (форт Реми в Лашине, 1671, ныне в черте Монреаля, провинция Квебек); с середины 17 в. возводились каменные постройки. Жилые дома квебекского типа (строились в г. Квебек), вытянутые в плане, имели оштукатуренные стены, крыши с люкарнами; дома монреальского типа были ближе к квадрату в объёме, их неоштукатуренные стены выкладывались из дикого камня.
С первым епископом Квебека Ф. де Лавалем связывается создание в середине 17 в. местного типа зальной церкви, сочетающей средневековые и барочные черты: сдержанный внешний облик (строго очерченный объём с сильно выступающим трансептом; полукруглая апсида; одна или две башенки, часто деревянные, на западном фасаде) контрастирует с пышным резным деревянным убранством интерьера. Среди примеров – церкви на о. Орлеан близ Квебека – в Сен-Лоране (1695), Сен-Пьере (1717–1719) и Сент-Фамий (1743–1746). В постройках архитекторов Ж. Демера и сотрудничавшего с ним Т. Байарже появились классицистические детали. Общественные здания – госпитали, семинарии – возводились по французским образцам (семинария в г. Николе, провинция Квебек, 1827–1836, архитекторы Ж. Демер и Т. Байарже).
В принадлежавших британской короне владениях (ныне приморские провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия) сложился независимый от английского зодчества, рациональный и практичный тип каркасного деревянного дома. Для него характерны функциональная обусловленность композиции, отсутствие ордерных форм (т. н. Старый дом собраний в Баррингтоне, провинция Новая Шотландия, 1765). Города Дублин, Кингстон, Олд-Ирокуой (все – провинция Онтарио) застраивались в конце 18 – начале 19 вв. домами английского типа, но основным строительным материалом был, в отличие от Англии, камень, а не кирпич. Общественные здания и церкви начала 19 в. обнаруживают влияние классицизма в духе построек братьев Р. Адама, Джеймса и Джона Адамов (здание парламента провинции Новая Шотландия в Галифаксе, 1811–1818, архитектор Дж. Меррик; собор Святой Троицы в Квебеке, 1800–1804, архитекторы У. Роб и У. Холл) или «федерального стиля» США (церковь Святого Андрея в г. Ниагара-он-те-Лейк, провинция Онтарио, 1831, архитектор Дж. Купер; на месте церкви 1794, разрушенной в ходе англо-американской войны 1812–1814).
Во 2-й половине 19 в. сформировалась стандартная структура новых городов с малоэтажной деревянной застройкой, прямоугольной сеткой улиц и деловыми центрами, где к концу столетия стали появляться небоскрёбы американского типа. Облик многих общественных и деловых сооружений, отелей, частных особняков, церквей середины 19 – 1-й трети 20 вв. определили исторические стили: неоготика, неороманский стиль, неоренессанс, стиль Второй империи, стиль бозар. Они нашли воплощение в архитектуре административных зданий в Оттаве и столицах провинций; в постройках Э. Дж. Леннокса (Старая ратуша в Торонто, 1889–1899), Т. Фуллера (центральный корпус парламента Канады в Оттаве, 1859–1876, совместно с Ч. Джонсом; реконструирован в 1927 после пожара 1916, архитекторы Дж. А. Пирсон, Ж.-О. Маршан), В. Буржо и др.; в церковных сооружениях (базилика в Сент-Анн-де-Бопре, провинция Квебек, 1926; в павильоне близ базилики экспонируется панорама «Иерусалим в момент распятия Христа», конец 19 в., художники П. Филиппото, С. Меж, Э. Гро, Ч. А. Корвин, О. Д. Гровер, Э. Дж. Остен).
Архитектор Дж. М. Лайл пытался создать национальный «канадский стиль», включая мотивы индейского искусства, местной флоры и фауны в орнаментальный декор своих неоклассицистических зданий (здание Банка Новой Шотландии в Калгари, провинция Альберта, 1929–1930).
В конце 19 – начале 20 вв. ускорение темпов урбанизации и растущий спрос на новые типы зданий (в том числе коммерческих и промышленных) способствовали активному распространению новейших материалов и конструкций. Так, архитектор Ф. Дарлинг использовал в своих постройках металлический каркас, железобетон, остекление, сочетая их с ордерным декором (деловые здания в Монреале и Торонто). В 1910-х гг. сооружения с металлическим каркасом появились во всех крупных канадских городах; среди них – здание «Сан Тауэр» в Ванкувере (1909–1912, архитектор У. Т. Уайтуэй; первоначально вмещал редакцию газеты The Vancouver World).
В 1930-х – 1940-х гг. архитекторы Э. Кормье и М. Б. Паризо работали в стилистике ар деко. В середине 20 в. распространились принципы модернизма. Наиболее известными представителями этого стиля стали А. Ч. Эриксон (кампус Университета имени Саймона Фрейзера в Ванкувере, 1964–1965, совместно с Дж. Масси; здание Банка Канады в Оттаве, 1972–1979), Р. Дж. Том (кампус Саймонса на территории Университета Трента в Питерборо, провинция Онтарио, 1969–1973), Дж. Б. Паркин (здание главного вокзала Оттавы, 1966). Важный вклад в развитие архитектуры модернизма в Канаде внесли иностранные архитекторы: И. М. Пэй и Г. Н. Кобб (небоскрёб «Плас-Виль-Мари» в Монреале, 1962), Л. Моретти и П. Л. Нерви (Башня фондовой биржи в Монреале, 1964), Л. Мис ван дер Роэ (деловой комплекс «Доминион Сентер» в Торонто, 1969), В. Ревелл (Новая ратуша в Торонто, 1965).
Принципы современного градостроительства (зонирование территории, озеленение) были реализованы в промышленном комплексе на о. Аннесис-Айленд (провинция Британская Колумбия, 1954–1956), в городах при промышленных предприятиях (Китимат, провинция Британская Колумбия; Эллиот-Лейк, провинция Онтарио), в том числе заполярных (Инувик, Северо-Западные территории). Разработаны планы развития Торонто, Ванкувера, Оттавы. Возведены комплекс построек Всемирной выставки 1967 г. в Монреале (одним из экспонатов стал экспериментальный жилой комплекс «Habitat 67», архитектор М. Сафди). В 1976 г. построена телевизионная башня «Си-Эн Тауэр» в Торонто, остававшаяся до 2007 г. самым высоким сооружением в мире (архитектор Дж. Х. Эндрюс; высота более 553 м).
С конца 1970-х гг. получила развитие архитектура многофункциональных пассажей (торговый и офисный комплекс Eaton Centre в Торонто, 1977, архитектор Э. Цайдлер совместно с архитектурным бюро B+H Architects).
В русле постмодернизма построены: здания Канадского центра архитектуры в Монреале (1989, архитекторы П. Роуз, Ф. Ламберт), Национальной галереи Канады в Оттаве (1988, архитектор М. Сафди), Гражданского центра в Миссиссоге, провинция Онтарио (1987, архитектурное бюро Jones & Kirkland); центральный филиал Публичной библиотеки Ванкувера (1995, архитектор М. Сафди совместно с архитектурным бюро DA Architects + Planners); деловые комплексы Brookfield Place в Торонто (1992, архитектурные бюро B+H Architects, Skidmore, Owings & Merrill; галерея Аллена Ламберта по проекту С. Калатравы) и Bankers Hall в Калгари (2000, архитектурное бюро Cohos Evamy, ныне DIALOG).
В конце 20 – 1-й четверти 21 вв. также работают архитектурные бюро Saucier + Perrotte, Lemay; архитекторы Дж. Паткау, М. Грин (один из мировых лидеров в проектировании многоэтажных зданий с каркасом из древесины). Известность в Канаде и за рубежом приобрели канадские архитектурные бюро Diamond Schmitt (здание 2-й сцены Мариинского театра – Мариинский-2, Санкт-Петербург, 2013), Hariri Pontarini (храм бахаитов Южной Америки в Сантьяго, Чили, 2016), KPMB Architects (Центр вычислительной техники и обработки данных Бостонского университета, США, 2022).
Изобразительное искусство
К наиболее значимым художникам французского колониального периода принадлежат мастера религиозной живописи – выходец из Франции аббат Ю. Помье и уроженец Монреаля П. Ле Бер («Маргарита Буржуа», около 1700, Музей Маргариты Буржуа в Монреале). Непрофессиональные художники Новой Франции создавали вотивные картины, приносившиеся в церковь по обету или в знак благодарности святым покровителям.
В 18 в. в Канаде работали представители французских ремесленных династий: се́мьи Левассёр и Байарже в Квебеке, Лаброс в Монреале создавали для церквей деревянную скульптуру и резной декор в духе французских народных и барочно-рокайльных традиций. К концу 18 в. возникла профессиональная портретная живопись, находившаяся под влиянием французского рококо (Ф. Бокур), затем – классицизма (У. Берчи, А. Пламондон, Т.-А. Хамель).
В канадском изобразительном искусстве наиболее широко распространился пейзаж. Среди ключевых мастеров этого жанра в 19 – 1-й половине 20 вв. – Ж. Легаре, Т. Дейвис, К. Д. Кригхофф, П. Кейн, Л. О’Брайен; последователи барбизонской школы Г. Уотсон и Г. Уокер, первые канадские импрессионисты М.-О. де Фуа Сюзор-Коте и М. Каллен, также изображавшие сцены крестьянского быта. Дж. У. Моррис и К. Ганьон писали лирические городские и сельские пейзажи; Т. Томсон и художники «Группы семи» (Дж. Э. Х. Макдоналд, А. Лизмер, Л. Харрис, Ф. Варли, А. Джексон и др.; 1920–1933) создавали эпические, декоративные или романтические образы канадской природы («Торжественная земля», 1921, Дж. Э. Х. Макдоналд; Национальная галерея Канады, Оттава); художник и писатель Э. Сетон-Томпсон работал в анималистическом жанре; Б. Брукер, Л. Уорренер, К. Манн писали в русле абстракционизма. Ведущие скульпторы этого периода – монументалисты Х. Маккарти и Л.-Ф. Эбер (создавали главным образом памятники историческим личностям – уроженцам Канады и европейским переселенцам), У. Оллвард (автор ряда военных мемориалов), Ф. Лоринг и Ф. Уайл. К наиболее известным фотографам относятся представители пикториализма С. Картер, Х. Мортимер-Лам, Дж. Вандерпант.
В искусстве 1930-х – 1970-х гг. преобладали модернистские течения, проявившиеся в пейзажах Э. Карр («Тотемы», около 1930, Национальная галерея Канады); примитивистской живописи Д. Милна; в произведениях Дж. Лаймана, испытавшего влияние фовизма; сюрреалистических работах А. Пеллана; абстракциях П.-Э. Бордюа, Ж.-П. Риопеля, Дж. Буша, У. Роналда; в скульптурных композициях Л. Аршамбо. Т. н. резкофокусный оптический стиль отличает работы Г. Смита, Т. Танабе, Б. Фишера.
Принципы концептуального искусства и мультимедиа представлены в произведениях Иэна Бакстера (в 1966–1978 работал совместно с женой, Ингрид Бакстер, в рамках творческой группы N.E. Thing Co.; с 2005 известен как Iain Baxter&), М. Сноу, В. Френкель, П. Вонга, К. Кэмпбелла, художников группы «Общая идея» (1967–1994). К концептуализму близки использовавшие средства фотографии художники А. Мэггс и представители т. н. ванкуверской школы: Дж. Уолл («Картина для женщин», 1979), И. Уоллес, Р. Грэм, С. Дуглас и др. Значительный вклад в развитие фотоискусства в Канаде внесли Дж. Макс, Ю. Карш [автор знаменитого портрета У. Черчилля (1941, Библиотека и архивы Канады, Оттава), на котором этот премьер-министр Великобритании впервые запечатлён без сигары].
В конце 20 – 1-й четверти 21 вв. Дж. Фармер, Д. Б. Миллер, Ж. Кардифф работают в русле медиаискусства. Мотивы современных художественных направлений с традиционными видами искусства соединяет Ш. Бойл, получившая известность благодаря керамической скульптуре. Произведения паблик-арта создаёт В. Чикански.
С середины 20 в. художники – представители индейских народов У. Рид (скульптура, живопись, графика), М. Мартин (скульптура), Н. Моррисо (живопись, графика, произведения монументального искусства) возрождали и развивали традиции национального изобразительного искусства. Творчество этих мастеров повлияло на дальнейшую художественную трактовку социально-политических и культурных тем, связанных с жизнью коренных народов Канады. В конце 20 – 1-й четверти 21 вв. эти вопросы исследуют в своих скульптурах, инсталляциях, перформансах, произведениях видеоарта представители «первых наций» К. Монкман, Э. Пойтрас, Р. Белмор (см. Канадцы).
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
В декоративно-прикладном искусстве Канады важное место занимает творчество коренных народов. У индейцев тихоокеанского побережья (северо-западное побережье Северной Америки) традиционно развиты резьба и роспись по дереву, узорное ткачество (с характерным антропоморфным, зооморфным и геометрическим орнаментом); у лесных охотников (индейцев Субарктики) – вышивка оленьим и лосиным волосом, иглами дикобраза; у эскимосов – резьба по камню, кости и рогу.
Канадская мебель 18–19 вв. близка французским и англо-американским образцам, но отличается большей многоцветностью; с середины 18 в. изготовлялась серебряная утварь. С 19 в. развивается художественная керамика; на грани между сферами искусства и дизайна в конце 20 – начале 21 вв. работали керамисты Р. Аршамбо и Л. Фулам (чайник с готическим обрамлением, 1990, Национальный музей изящных искусств в Квебеке).
В 1-й четверти 21 в. в Канаде также развиваются обработка металла, ковроделие; резьба по дереву и вышивка у украинских переселенцев и духоборцев; каменная скульптура, резьба по моржовой кости и мыльному камню у эскимосов. К ведущим графическим дизайнерам Канады этого периода относится С. Эш; к дизайнерам одежды – Д. Грант, В. Какуктинник, Л. Хемптон; ювелирные украшения создают У. С. Скот и К. Блэкбёрн; здесь начали профессиональную карьеру дизайнеры В. Бохач и К. Рашид.