Рашид Карим
Раши́д Кари́м (араб. كريم رشيد; англ. Karim Rashid) (род. 18.9.1960, Каир), промышленный дизайнер.
Родился в семье англичанки (преподавательницы английского языка) и египтянина (художника-декоратора, сценографа). Старший брат Карима, Хани Рашид (род. 1958), – архитектор, сооснователь архитектурного бюро Asymptote Architecture, специализирующегося на цифровой архитектуре.
В 1965 г. семья эмигрировала в Канаду. Карим Рашид с ранних лет интересовался искусством и дизайном. Одним из сильных художественных впечатлений детства для него стала Всемирная выставка 1967 г. в Монреале; позднее заинтересовался итальянским промышленным дизайном, а также творчеством британского архитектурного объединения «Аркигрэм».
В 1982 г. получил степень бакалавра в Карлтонском университете в Оттаве (факультет промышленного дизайна). Во время учёбы в Канаде работал над дизайном оборудования для телефонии по заказу канадской компании Mitel (1980–1982). В 1983 г. продолжил обучение в Италии, в Масса-Лубренсе близ Неаполя, по программе аспирантуры [на средства Ассоциации промышленного дизайна (ADI) и Высшего института художественной промышленности (ISIA)] под руководством Э. Соттсасса, Г. Пеше, А. ван Онка; посещал занятия А. Кастильони в Миланском политехническом университете. Стажировался в студии Р. Бонетто в Милане. После возвращения из Италии сотрудничал (1984–1991) с канадской компанией KAN Industrial Designers; среди его клиентов были, в частности, производители электроники и бытовой техники (Black & Decker, Samsung). В 1985 г. стал сооснователем и дизайнером бренда одежды Babel Fashion Collection and North. В 1991 г. переехал в США; преподавал в Школе дизайна Род-Айленда (Провиденс, штат Род-Айленд; 1991–1992). В 1993 г. открыл собственную студию в Нью-Йорке.
Рашид известен как один из самых плодовитых и разносторонних дизайнеров своего поколения. К 2023 г. в его портфолио более 4 тыс. проектов различной направленности, от небольших бытовых предметов (бутылки для воды, диспенсеры для мыла, посуда, часы и др.), одежды, мебели и осветительных приборов до интерьеров, инсталляций и архитектурных сооружений. Рашид стремится сделать сферу дизайна общедоступной и считает, что дизайнерская продукция должна улучшать качество повседневной жизни, в том числе по эстетическим и эмоциональным критериям. Свой творческий метод он описывает как «чувственный минимализм» (англ. sensual minimalism) (Designer spotlight: Karim Rashid // Vogue), в котором сочетаются лаконичность, функциональность, человеческий масштаб и обращение к эмоциям. По мнению дизайнера, любой продукт должен приносить потребителю не только пользу, но и радость.
Наиболее важная черта проектов Рашида – устремлённость в будущее. Эта особенность служит поводом для шуток: о дизайнере говорят, что его наручные часы показывают время на 10 лет вперёд (Савостьянова М. В. Карим Рашид: будущее сегодня // Интерьер + Дизайн). Рашид не одобряет ностальгические интонации и копирование прошлого. Цель его работ – синхронизировать человека с современностью, чтобы сформировать будущее. В манифесте «Karimanifesto» он утверждает: «Если человеческая природа состоит в том, чтобы жить прошлым, то изменить мир означает изменить человеческую природу» (Karimanifesto // Karim Rashid). Эту мысль развивает и его первая книга с амбициозным названием «Я хочу изменить мир» (2001). Однако футуристичные дизайнерские идеи Рашида не производят впечатление «стерильности», поскольку ориентированы на человека и его потребности. Эта черта обеспечила ему мировой успех.
Рашид активно использует технологические новшества. Ещё на ранних этапах карьеры он интересовался цифровыми методами проектирования и производства, поддерживал закупку компьютеров для KAN Industrial Designers, в 1987 г. был приглашён компанией Alias протестировать компьютерную программу для 3D-проектирования; осваивал технологии производства с помощью цифрового управления. Дизайнер отдаёт предпочтение современным синтетическим, но при этом экологичным материалам, предлагая отказаться от противопоставления искусственного и натурального. В его работах полимеры соседствуют с биопластиком, бамбуковым волокном, древесиной; применяются технологии быстрого прототипирования (серия «Mutablobs», 2002), 3D-проектирование и 3D-печать.
Дизайнер обычно избегает жёстких геометрических форм и придаёт многим из своих объектов мягкие, каплевидные объёмы, призванные создавать визуальный и тактильный комфорт. Подобные предметы он называет словом blobject (от англ. object – объект, и blob – капля, шарик, пузырь).
Работы Рашида часто окрашены в яркие цвета. Дизайнера привлекают «техно-цвета», отражающие энергию современного цифрового мира (Karim Rashid // Minimalissimo). Он предпочитает оттенки жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, а также белый. В сочетании с глянцевыми поверхностями и плавными очертаниями некоторые предметы напоминают леденцы. Любимый цвет Рашида – розовый, который, по его мнению, является универсальным. На протяжении своей карьеры дизайнер «маскулинизирует» его, используя в проектах, а также в собственном гардеробе (часто – в сочетании с белым). Он также создаёт необычные принты при помощи компьютерной графики.
В 1992 г., после многочисленных отказов, поступавших от других компаний, Рашид начал сотрудничество с Nambé, американским производителем посуды. Идеи для Nambé он описал как «цифровое ремесло», цель которого – сделать серийный продукт уникальным. Так, изменение программных алгоритмов при производстве позволяет варьировать параметры изделий и разнообразить их внешний облик (например, серия ваз «Morph», 2012).
В 1996 г. для канадской компании Umbra Рашид разработал дизайн мусорных корзин «Garbo», который принёс автору мировое признание. Проект в полной мере воплощал идею демократизации дизайна: корзины были удобными, доступными по цене (не более 12 долларов США), при этом выглядели эстетично. Они изготавливались из полипропилена и, будучи вложенными одна в другую, не слипались, что позволило отказаться от слоя бумаги между ними и сократить расходы на транспортировку. За 2 года было продано более 1 млн корзин по проекту Рашида, а их реклама появилась даже в журнале Vogue (1998).
При разработке проекта стула «Oh chair» (1999; для Umbra) потребовалось полгода экспериментов с полипропиленом; в результате появилась практичная, недорогая и элегантная модель.
Среди брендов, с которыми сотрудничал Рашид, есть не только демократичные (Umbra, Bobble, 3M), но и элитарные (Christofle, Veuve Clicquot Ponsardin, Alessi, Swarovski); он также разрабатывал дизайн мебели для Bonaldo и Vondom; осветительных приборов для Artemide, Fontana Arte; оформление упаковки для Method, Paris Baguette, Kenzo и Hugo Boss; работал по заказам Samsung, Asus, Sony Ericsson, Citibank, Hyundai, Marburg, Abet Laminati, Dirt Devil, Edra, Galerkin, Magis, LaCie и др.
В числе множества проектов 2000-х – начала 2020-х гг. примечательны полипропиленовый флакон-конструктор из двух частей для туалетной воды и дезодоранта «L’Eau d’Issey pour hommes 2 in 1» (2003), смесители для Cisal (2007), модели часов «Kaj Icon Watch» для Alessi (2010), бутылки воды для Bobble (2010–2016), софа «Ottawa» (2017) для BoConcept, стулья «Voxel» (2018) для Vondom, серия мебели «Next collection» (2019) для Slide, кресла «Heartbeat» (2019) для Nienkamper, шезлонги «Chaise collection» (2021) для Punto Design, стулья «Ego» (2022) для Scarlet Splendour.
Рашид также занимался созданием инсталляций («Momo 100», Биеннале интерьера, Кортрейк, Бельгия, 2000; «Pleasurescape», Художественная галерея Университета Райса, Хьюстон, 2001), оформлением интерьеров отелей («Semiramis», Афины, 2004; сети Nhow, Берлин, 2010; отели сети Prizeotel, например в Мюнстере, 2022), ресторанов и баров («Моримото», Филадельфия, 2001; «Нуч», Сингапур, 2004–2005; «Свитч», Абу-Даби, 2009; «Раонул-де-Песте», Бухарест, 2023), офисов (здание Департамента культуры Тенерифе, 2007), магазинов и торговых центров (Bosco 3.14, Москва, 2008; Fun Factory, Мюнхен, 2015), банков (лаунж-зона Deutsche Bank, Кёльн, 2006), станций метро («Университа», Неаполь, 2011), архитектурных проектов (высотное жилое здание «Эйч-Эй-Пи 5 Ист Харлем», 2017; частный дом «Кьюбо», 2020, не реализован; оба в Нью-Йорке).
Получил почётную докторскую степень Института Пратта, Нью-Йорк (2014) и Карлтонского университета, Оттава (2016).