Юдин Гавриил Яковлевич
Ю́дин Гаврии́л Я́ковлевич [30.5(12.6).1905, Витебск, Российская империя, ныне Республика Беларусь – 5.10.1991, Москва], российский дирижёр, педагог и композитор.
Биографические сведения
Из семьи витебских интеллигентов. Отец – Яков Гаврилович Юдин (1866–1930), юрист, помощник присяжного поверенного Витебского окружного суда, затем адвоката. Мать – Полина Исааковна Юдина (урождённая Рабинович), дочь раввина, певица, окончила Королевскую академическую высшую школу музыки, выступала в концертах Витебского музыкально-драматического кружка. Двоюродная сестра (дочь дяди, врача Вениамина Гавриловича Юдина, 1864–1943) – пианистка Мария Вениаминовна Юдина. Двоюродный брат (сын дяди, агента витебского Общества солезаводчиков Александра Гавриловича Юдина, 1863–1916) – художник Лев Александрович Юдин.
Первые уроки музыки получил в семье, игре на фортепиано его учил Осип Соломонович Габрилович, троюродный брат матери. Игре на скрипке обучался у С. Л. Жива (1915–1916) и А. Л. Бессмертного (1916–1918). С 1918 г., одновременно со средней школой, учился в открывшейся Витебской народной консерватории по классу скрипки у Г. И. Шейдлера, затем у К. К. Григоровича, посещал класс композиции А. П. Постникова (школу окончил в 1921). Регулярно бывал на репетициях Витебского симфонического оркестра под руководством Н. А. Малько, в общении с которым получил многие важные сведения о дирижировании.
Гавриил Яковлевич Юдин в молодости.В 1921 г. поступил в Петроградскую консерваторию (с 1924 Ленинградская; окончил в 1926), одновременно (до 1924) обучался на историческом и юридическом факультетах Петроградского университета. В консерватории учился у В. П. Калафати (композиция), М. М. Чернова (инструментовка), А. М. Житомирского (аккомпанемент), А. В. Оссовского (история музыки), Э. А. Купера и затем Н. А. Малько (дирижирование), Ф. А. Нимана (альт). Проходил концертмейстерскую практику в вокальных классах К. Н. Дорлиак и М. И. Бриан, а также в Оперной студии консерватории, где постепенно начал собственную дирижёрскую практику в качестве ассистента дирижёра; значительное влияние на него оказала работа с руководителем студии М. Г. Климовым, а также с певцами С. Д. Масловской и, особенно, И. В. Ершовым. Формирование творческих взглядов проходило также под воздействием личности директора консерватории А. К. Глазунова. В тот же период сблизился с Д. Д. Шостаковичем, который стал его другом.
По окончании Ленинградской консерватории переехал в Москву, работал ассистентом дирижёра в оперной студии Большого театра (ГАБТ; до 1934). Одновременно дирижировал в Экспериментальном театре (филиал ГАБТа; впервые в 1928, пьеса «Ледяной дом» Н. А. Крашенинникова, музыка Юдина), Государственном театре Дворца труда и искусств (впервые в 1928, Уфа, «Травиата» Дж. Верди), оперном коллективе под управлением Н. С. Брэна [впервые в 1929, Щегловск (ныне Кемерово), «Кармен» Ж. Бизе], Театре рабочей оперы (впервые в 1931), Московской областной опере (впервые в 1933, «Севильский цирюльник» Дж. Россини) и др., с коллективами которых объездил множество городов страны, выступал в Перми, Уфе, Челябинске, Ачинске, Минусинске, Брянске, Николаеве и др.
В 1928–1932 гг. член Драмсоюза (Ленинград, ныне Санкт-Петербург) и Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПИК).
В 1934 г. возглавлял летний симфонический сезон в Сокольниках (на окраине Москвы), в 1934–1935 гг. дирижёр Московского театра для детей под руководством Н. И. Сац.
В 1935 г. занял 2-е место на Конкурсе дирижёров, организованном Всесоюзным радиокомитетом. После конкурса стал получать предложения возглавить симфонические оркестры. Работал в Сталинграде (ныне Волгоград; 1935–1937, летом 1937 проводил концерты вместе с оркестром Сталинградской филармонии в Пятигорске), Архангельске (1937–1938), Горьком (ныне Нижний Новгород; 1938–1940). Выступал также в Туле, Рыбинске, Вологде, Энгельсе и др.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. преподавал в оперной студии Московской консерватории, эвакуированной в Саратов. После войны в 1945 г. работал дирижёром симфонического оркестра в Кишинёве. В 1946–1955 гг. преподавал дирижирование в Институте военных дирижёров в Москве, по-прежнему много гастролировал по городам СССР. В 1956–1967 гг. консультант художественного отдела Московской филармонии, творческие связи с которой сохранял до конца жизни.
Член жюри Всесоюзных и Всероссийских дирижёрских конкурсов (в 1966, 1971, 1976, 1983, 1988 и др.).
На протяжении дирижёрской карьеры выступал во многих городах СССР, в том числе в Свердловске (ныне Екатеринбург), Казани, Красноярске, Саратове, Хабаровске, Ярославле, в столицах союзных республик (Алма-Ата, Ташкент, Киев, Ереван, Вильнюс, Рига, Таллин) и др. В январе – феврале 1958 г. в Новосибирске и Томске состоялись 2 концерта под управлением Г. Я. Юдина, в которых солировала М. В. Юдина (фортепианные концерты – В. А. Моцарта d-moll KV 466 и Пятый концерт Л. ван Бетховена); это были первые и последние их совместные выступления. В 1962 и 1980 гг. гастролировал в Чехословакии.
В ноябре 1985 г. в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Г. Я. Юдина, посвящённый его 80-летию и 60-летию дирижёрской деятельности, в концерте принял участие Государственный академический симфонический оркестр СССР (программа включала 9-ю симфонию Д. Д. Шостаковича, 4-ю симфонию И. Брамса).
Последнее выступление Г. Я. Юдина в качестве дирижёра состоялось 3 декабря 1988 г. в Концертном зале имени П. И. Чайковского (программа из произведений Бетховена).
Дирижёрская манера. Репертуар
Наряду с дирижёрским образованием, полученным у Э. А. Купера и Н. А. Малько, на формирование исполнительского облика Г. Я. Юдина значительно повлияли впечатления, полученные им в 1920-е – 1930-е гг. в Ленинграде от выступлений выдающихся зарубежных дирижёров, из которых он особенно ценил О. Клемперера, Б. Вальтера, Э. Клайбера и Д. Митропулоса.
Дирижёрскую манеру Юдина можно назвать академической в лучшем смысле этого слова. Тщательно выстраивая музыкальную форму, он обычно отдавал предпочтение неторопливым темпам с умеренным использованием rubato, при неизменно чёткой артикуляции, рельефном звучании каждой линии музыкальной ткани, повышенном внимании к фразировке. Внешняя сдержанность соединялась с неизменно высоким градусом эмоциональности. Интерпретации отличались масштабностью и внутренней цельностью.
Дирижёрский репертуар до 1935 г. включал в основном оперы – всего около 40, среди которых были почти все основные произведения классического репертуара. Позднее в центре внимания дирижёра оказались симфонические произведения.
При всём разнообразии и широте оркестрового репертуара его основу составляли сочинения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса и русских композиторов, из которых дирижёр особым образом относился к произведениям А. К. Глазунова. Так, он стал автором реконструкции и первым исполнителем (в 1948) 9-й (неоконченной) симфонии Глазунова (партитура в инструментовке Юдина издана Музгизом в 1952). Кроме того, он инструментовал неоконченный романс Глазунова «Красавица» (исполнение состоялось в 1948), реконструировал по авторским эскизам «Восточную сюиту», некоторые фортепианные сочинения. Значительное место в его дирижёрской деятельности занимали произведения Д. Д. Шостаковича.
Он также был первым исполнителем оркестровой сюиты «Летний день» С. С. Прокофьева (1948), 7-й симфонии Ф. Шуберта (E-dur) в редакции Л. М. Бутира (1971). Впервые в СССР исполнил II часть («Blumine») 1-й симфонии Г. Малера, 2-ю сюиту вальсов из оперы «Кавалер розы» и сцены из оперы «Арабелла» Р. Штрауса (1976), оперу «Мнимая садовница» Моцарта (1977) и др.
Гавриил Яковлевич Юдин. Разворот тетради со списками выступлений.Сохранилось небольшое количество грамзаписей, среди них: 1-я и 9-я симфонии Шостаковича, 9-я симфония Глазунова, Мазурка-оберек для скрипки с оркестром Глазунова (солист Д. Ф. Ойстрах).
Тетрадь с полным перечнем выступлений, составленным Юдиным, хранится в личном архиве А. В. Дашунина.
Педагогическая, композиторская и литературная деятельность
Преподавая дирижирование, Юдин уделял большое внимание общекультурному образованию; он неоднократно подчёркивал, что дирижёров нужно «не столько учить, сколько воспитывать». Среди учеников – А. В. Дашунин, Р. С. Вершинин.
Гавриил Яковлевич Юдин.Композиторская деятельность Юдина продолжалась всю его жизнь, им было написано значительное количество произведений разных жанров: музыка к драматическим спектаклям и цирковым представлениям, вокально-оркестровые, хоровые, симфонические произведения, камерные ансамбли, романсы. Два ранних романса – «Песня Офелии» на стихи А. А. Блока и «Когда мои мечты» на стихи А. А. Фета – получили высокую оценку А. К. Глазунова (не опубликованы). В 1926–1930 гг. он работал над оперой «Мятеж» по Д. А. Фурманову, в 1932 г. – над опереттой «Арапская любовь» (обе остались неоконченными). До конца жизни был членом Союза композиторов СССР. Статьи и воспоминания о концертной жизни Витебска, Петрограда и Москвы, о крупнейших дирижёрах 1-й половины 20 в. опубликовал в сборнике (1977), ряд статей, преимущественно о дирижёрах, – в журнале «Советская музыка». Под общей редакцией Г. Я. Юдина вышли сборники: «Эмиль Купер: cтатьи, воспоминания, материалы» (Москва, 1988), «Натан Рахлин: статьи, интервью, воспоминания» (также автор предисловия; Москва, 1990).