Информационные ресурсы
Информацио́нные ресу́рсы, формы накопления и организации информации, обычно в виде документов и/или данных. Для классификации используются описательные характеристики по различным категориям.
В современном обществе, в котором средства коммуникации и информационные технологии играют огромную роль, важнейшей ценностью стала информация, что и определяет место информационных ресурсов в экономике знаний. Хотя традиционные формы сбора и хранения информации, прежде всего документов, например, в библиотеках или архивах, известны человечеству с древности, именно в последние десятилетия информационные ресурсы приковали внимание специалистов.
Понятие «информационные ресурсы» вошло в научный оборот последней четверти 20 в. в связи с появлением концепции информационного общества и экономики знаний. Первой работой на русском языке, посвящённой этому понятию, обычно признаётся книга Г. Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации» (Громов. 1984. С. 240). Современный взгляд на функционирование новой экономики, в которой центральную роль играет информация, знания и другие нематериальные активы, подробно изложен в фундаментальной работе А. Б. Долгина «Экономика символического обмена» (Долгин. 2007. С. 640). Ценный взгляд на место информационной деятельности в экономике знаний можно найти также в работах И. И. Родионова (Родионов. 2006. С. 592). Общепринятым стал тезис, что эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества.
Теоретические аспекты определения информационных ресурсов
Проблемы, затрудняющие теоретический анализ феномена информационных ресурсов, и, как следствие, невозможность построения классической дефиниции понятия «информационные ресурсы», сформулированы в работе А. Б. Антопольского «Информационные ресурсы России» (Антопольский. 2004). В этой работе показано, что природа информационных ресурсов может быть представлена несколькими дихотомиями, отражающими сложность этого феномена:
материальная природа или идеальная;
собирательность или исчисляемость;
множество (массив) или элемент;
документы или данные;
данные или программы;
идентичность или экземплярность;
вещные или интеллектуальные права собственности;
ресурсы или продукты (товар) или услуги.
Наиболее сложным является определение положения информационных ресурсов в ряду понятий, определяющих преобразования в ходе человеко-машинной коммуникации. Это понятия, которые И. М. Зацман (Зацман. 2003. С. 271) назвал архилексемами: знание – информация – коды – данные – цифровые данные. Дело в том, что информационные ресурсы могут формироваться на разных этапах этой коммуникации и включать информацию и знания в различных, часто пересекающихся формах, что также затрудняет простое определение.
Достаточно полное представление о месте информационных ресурсов в общественных процессах коммуникации изложено в коллективной монографии «Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты» (Гиляревский. 2006. С. 592).
Информационные ресурсы в правовом поле
Понятие и правовой режим «информационных ресурсов» в российском законодательстве были определены и подробно раскрыты в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Закон № 24-ФЗ) (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон № 149-ФЗ), в котором предусматривалось следующее определение: информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В данном законе информационные ресурсы трактовались как объекты прав собственности или вещных прав. Подробно этот подход аргументирован в работах И. Л. Бачило и её коллег, например в монографии «Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы» (Антопольский. 2003).
Однако тезис о целесообразности применения норм вещного права к информационным ресурсам оспаривался многими юристами, поскольку информационные ресурсы рассматривались как объект интеллектуальной собственности. Поскольку в 2006 г. Закон № 24-ФЗ был отменён в связи с принятием Закона № 149-ФЗ, термин «информационные ресурсы» был исключён и заменён на термин «информация». Эта замена, однако, оказалась неполной; в последующих изменениях Закона № 149-ФЗ этот термин вновь появился в тексте, но уже без определения.
В настоящее время термин «информационные ресурсы» активно используется в юридическом языке, также он продолжает встречаться и во многих федеральных законах, подзаконных актах, стандартах, региональных законах. При этом ни в одном нормативном правовом акте легального определения этого понятия нет. Вместе с тем возможно обратиться к понятийному аппарату Модельного закона о международном информационном обмене (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 26 марта 2002 № 19-7), который рассматривает информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) (абзац 4 ст. 2).
В действующем законодательстве в большинстве случаев государственным информационным ресурсом обозначается конкретный объект, например «Государственный реестр кормовых добавок является государственным информационным ресурсом федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии» (Федеральный закон от 11 июня 2021 № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и статью 6 Федерального закона "О пчеловодстве в Российской Федерации"»).
В других случаях устанавливаются условия использования информационного ресурса, например: «Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица…» (Федеральный закон от 2 июля 2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"») Другой пример: «права и обязанности сторон по использованию государственного информационного ресурса системы» (Федеральный закон от 11 июня 2021 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"»).
В некоторых нормативных актах предписывается использование конкретного информационного ресурса для совершения определённых действий, например: «В случае проведения конкурса в порядке публичной проектной инициативы (…) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации размещает декларации о реализации инвестиционных проектов на информационных ресурсах, определённых органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (Федеральный закон от 2 июля 2021 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"»).
Наконец, в некоторых актах определяются условия доступа к информационному ресурсу в сети Интернет: «Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) информационному ресурсу российского юридического лица, учреждённого таким иностранным средством массовой информации» (Федеральный закон от 2 декабря 2019 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»).
С известным упрощением можно утверждать, что в нормативных правовых актах под информационными ресурсами понимаются содержательная часть (контент, информация) информационных систем, иногда также реализуемые в системе сервисы (без учёта программного и технического компонентов). Однако в ряде случаев информационный ресурс просто отождествляется с информационной системой.
В общем можно утверждать, что правовое регулирование информационных ресурсов в настоящее время недостаточно.
Общего решения для управления правами собственности на информационные ресурсы юридическая наука и практика не выработали. Некоторые категории ресурсов охраняются авторским правом, другие – смежными правами, третьи – вещным правом. Не до конца прояснён вопрос о применении в России лицензий Creative Commons, широко распространённых в мире.
Отношения собственности на ресурсы во многих случаях также не вполне урегулированы: так, ресурсы, принадлежащие органам власти, обычно объявляются государственными, а ресурсы, созданные государственными или муниципальными организациями, например библиотеками, – нет. Не определён правовой механизм фиксации правомочий в отношении информационных ресурсов. Какие ресурсы относятся к общественному достоянию, также довольно часто неизвестно. По факту владельцем информационного ресурса считается владелец информационной системы. Это во многих случаях неверно, поскольку ресурс может быть отчуждён от системы, что приводит к конфликтам.
Основания классификации информационных ресурсов
В информационном пространстве сложились определённые типы информационных ресурсов, как традиционных, так и цифровых, причём последние развиваются гораздо быстрее. Это порталы и сайты Интернета, электронные библиотеки, архивы и репозитории, базы и банки данных, каталоги, регистры, кадастры и др. Для этих типов создаются стандарты, технологии, инфраструктура, классификации, форматы, метаданные. В то же время сложившиеся типы плохо укладываются в логически непротиворечивую классификацию. Многоаспектная сущность информационных ресурсов приводит к тому, что для их классификации необходимо использовать различные основания деления. В работе (Антопольский. 2004) предлагаются, например, такие: тематика, институциональная принадлежность, семиотический тип, источник (виды документов), объектный принцип классификации, форма собственности, назначение, условия доступа, носитель (медиа).
Тематика
Наиболее распространённый критерий – разделение информационных ресурсов по областям знания (или по тематике). Для этой цели используются различные классификации, среди них – FOS [Revised field of science and technology (FOS) classification in the Frascati manual], известная также как рубрикатор ОЭСР, а в России – Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). Однако многие крупнейшие держатели информационных ресурсов, такие как Web of Sсience компании Clarivate Analytics, используют собственные тематические классификации. Также свои тематические классификации применяют библиотеки, архивы, музеи, патентные службы, другие государственные, корпоративные или общественные информационные организации.
Институциональная принадлежность
Обычно информационные ресурсы определяют по традиционно сложившимся сферам информационной деятельности. Этот принцип можно назвать институциональной принадлежностью. Примером могут служить следующие термины, обозначающие традиционные классы информационных ресурсов:
научно-техническая информация;
библиотечные фонды;
архивные фонды;
музейные фонды;
патентные фонды;
правовая информация;
справочная и энциклопедическая информация;
нормативно-техническая документация;
проектно-конструкторская информация;
кадастры;
регистры.
Этот ряд может быть продолжен, однако исчерпывающего или официального перечня институциональных классов ресурсов не существует. Попытка создания такого перечня, предпринятая в период массового создания автоматизированных систем управления в 1970-х гг., воплотилась в разработку Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Эта система включала несколько десятков классификаторов различных объектов, таких как промышленная и сельскохозяйственная продукция, сборочные единицы, детали машиностроения, предприятия и организации, страны мира, объекты административно-территориального деления, специальности по образованию, профессии и др.
Семиотический тип информации
Важнейшей частью описаний информационных ресурсов, используемых наряду с описанием их тематики, является указание на форму представления информации в описываемых ресурсах, т. е. её знаковой структуры и физической формы самих информационных ресурсов. Существующие типологии информационных ресурсов различаются выбором и комбинацией логических оснований классификации (набором описываемых характеристик) и наборами допустимых значений этих характеристик, т. е. терминами, используемыми для описания типа ресурса. Общепризнано, что наиболее универсальный подход к типологии информационных ресурсов реализован в рамках системы метаданных, известной под названием «Дублинское ядро» (DC). Эта система утверждена в качестве российского государственного стандарта [ГОСТ Р 7.0.10-2019 (ИСО 15836-1:2017) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Набор элементов метаданных «Дублинское ядро»]. Приведём таблицу типов ресурсов по DC:
Collection | Коллекция |
Dataset | Набор данных |
Event | Событие |
Image | Изображение |
InteractiveResource | Интерактивный ресурс |
MovingImage | Движущееся изображение |
PhisicalObiect | Физический объект |
Service | Услуга |
Software | Программа |
Sound | Аудио |
Text | Tекст |
Эта классификация знаковых (семиотических) типов ресурсов, конечно, не единственная. Другими примерами могут служить классификация типов в системе метаданных MODS или детальная классификация типов образовательных ресурсов в работе (Башмаков. 2003).
Значительная часть информационных ресурсов формируется именно по семиотическому типу, например электронные библиотеки и другие документальные системы, регистры и другие фактографические системы, фотобанки, музыкальные или киноархивы, фонды программных продуктов и др.
Источник (виды документов)
Многие информационные ресурсы формируются по определённым видам документов, которые являются источниками комплектования этих ресурсов. В действовавшей в СССР Государственной системе научно-технической информации (ГСНТИ) по видовому принципу формировался верхний уровень органов ГСНТИ. Также по видовому принципу функционирует система обязательного экземпляра документов (Федеральный закон от 29 декабря 1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»). Приведём примеры классов ресурсов, выделяемых по видовому принципу:
опубликованные документы (издания);
неопубликованные документы (научные отчёты и диссертации);
патентные документы;
нормативно-технические документы;
правовые документы;
картографические ресурсы;
проектно-конструкторская информация;
геологические отчёты;
статистическая информация.
Во многих ресурсах виды документов являются внутренним классифицирующим признаком, причём классификации видов могут быть достаточно глубокими. Примерами могут служить классификации Единой системы конструкторской документации, Общероссийского классификатора управленческой документации, Международной системы торгово-транспортной документации (ЭДИФАКТ) или цитированная выше классификация образовательных ресурсов. Подробная классификация видов опубликованных документов (изданий) имеется в стандарте ГОСТ Р 7.0.60-2020 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Объектный принцип классификации
Если ресурсы, сформированные на основе документных потоков, классифицируются по тематике и виду источников, то ресурсы, сформированные на основе данных, классифицируются по другому принципу, который можно назвать объектным. По объектному принципу формируется множество ресурсов т. н. фактографического типа, прежде всего выполняющие учётные функции, в том числе регистры, каталоги, реестры и кадастры, например,
регистр населения;
регистр лекарственных средств;
реестр промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации;
государственный реестр кормовых добавок;
градостроительный кадастр;
лесной кадастр;
кадастр месторождений полезных ископаемых;
кадастр животного мира;
кадастр гражданского и служебного оружия.
Официального исчерпывающего перечня объектов или их классов не существует.
Форма собственности
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Классификатором форм собственности основными формами собственности в России являются:
государственная (федеральная, субъектов Федерации, совместного ведения);
муниципальная;
общественных организаций;
акционерная;
смешанная;
иностранная.
Такая классификация в основном относится к вещному праву собственности, но не к правам интеллектуальной собственности. Как было отмечено, эта форма собственности применима не ко всем ресурсам. Авторское право на ресурсы, напротив, распространяется на физических лиц.
Форма собственности ресурсов важна для всех задач управления ресурсами, в том числе для управления правами, включая право на информацию.
Назначение
Этот признак не является общепринятым, хотя для ряда задач он важен. Общепринятой классификации информационных ресурсов по назначению не существует, хотя во многих аналитических исследованиях выделяют 4 класса:
ресурсы для управления;
профессиональные ресурсы (например, научная информация);
ресурсы для бизнеса (коммерческая информация);
массовые ресурсы (новости, образование, досуг).
Назначение ресурса является основанием для различных пользовательских классификаций ресурсов, прежде всего ресурсов Интернета (см. ниже).
Условия доступа
Для данного способа описания информационных ресурсов существует официальная классификация (Указ Президента РФ от 6 марта 1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера») (приводится в сокращении):
Открытая информация.
Информация ограниченного доступа.
2.1. Информация, отнесённая к государственной тайне (секретная).
2.2. Конфиденциальная.
2.2.1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).
2.2.2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства (…), если такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
2.2.3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна).
2.2.4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
2.2.5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).
2.2.6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
2.2.7. Сведения, содержащиеся в личных делах осуждённых, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако вопросы ограничения доступа к информации нельзя считать решёнными. Исследователи находят в законодательстве множество видов тайн, однако они могут обозначать одно и то же, пересекаться или подчиняться друг другу. Виды тайн детально исследованы, например, в монографии «Основные правовые системы ограничения в доступе к информации в Российской Федерации. Первичные системы» (Фатьянов. 2020). Однако вопросы правового регулирования доступа к информации регулярно обсуждаются. Подробный анализ проблем доступа можно найти в работе «Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации» (Богдановская. 2009).
Носитель информации (медиа)
Этот способ описания информационных ресурсов представляется очень важным, в том числе в силу динамичности развития технологий сбора, хранения и использования информационных ресурсов, которые, очевидно, различаются для разных носителей. Однако официальную классификацию видов носителей содержит только ГОСТ 7.72-96, который выглядит в настоящее время устаревшим. Вот верхний уровень предлагаемой классификации:
1 – бумажный носитель;
2 – микроноситель;
3 – носитель на киноплёнке;
4 – магнитный носитель;
5 – перфоноситель;
6 – оптический (лазерный) носитель;
7 – носитель на голографической основе;
9 – прочие.
Классификации интернет-ресурсов
Общепринятой классификации интернет-ресурсов не существует. В Интернете (и в его русскоязычном сегменте) представлено множество каталогов, в том числе систематических, которые организованы по различным классификациям. Развиты также рейтинги сайтов, как правило основанных на цитируемости и посещаемости ресурса. Исследователи отмечают, что лидеры поисковых сервисов в Интернете – Яндекс, Google – отказались в последнее время от поддержки каталогов и тем самым от задач систематической классификации сайтов. Существующие каталоги поддерживают рассчитанные на непрофессиональных пользователей простейшие классификации, в которых смешиваются различные основания. Примером такой классификации каталога может служить следующая (приводится верхний уровень) (Каталог сайтов – Site Directory):
Авто и мото;
Бизнес и финансы;
Дом и семья;
Досуг и развлечения;
Интернет и технологии;
Красота и мода;
Культура и искусство;
Медицина и здоровье;
Наука и образование;
Общество;
Путешествия и отдых;
СМИ и периодика;
Спорт;
Строительство и недвижимость;
Товары и услуги.
Такая классификация, очевидно, не является строгой и научной и не может применяться для задач качественной навигации по Интернету или для задач управления ресурсами.
В 2000-х гг. применительно к интернет-ресурсам возникло понятие больших данных (англ. Big Data), характер которых определяется тремя V: объём (англ. Volume), скорость (Velocity), многообразие (Variety). В определённых контекстах это понятие стало альтернативой информационным ресурсам.
Технологии информационных ресурсов
При создании, поддержке и использовании информационных ресурсов используется очень широкий спектр технологий, специфических для разных видов носителей. Так, для работы с бумажными документами и изданиями используются технологии издательские, полиграфические, библиотечные, архивные, технологии делопроизводства, реставрационные и др. Специальные технологии разрабатываются для работы с ресурсами на микроносителях и киноплёнке, а также для информационных объектов, распространяемых в эфире.
Самый обширный класс технологий используется для создания и эксплуатации электронных информационных ресурсов (цифровых или аналоговых); именно этот класс обычно называется информационными технологиями. Информационные технологии, в свою очередь, могут классифицироваться по многим основаниям, но применительно к информационным ресурсам технологии делятся в зависимости от семиотического типа информации. Обычно выделяют технологии работы со структурированной информацией или данными, основанные на системах управления базами данных, и с неструктурированной (текст, устная речь, изображения, мультимедиа). Активно развиваются технологии преобразования семиотического типа/носителя при инвариантности информации (например, оцифровка, распознавание).
Базовым технологическим инструментом электронных информационных ресурсов является формат. Для цифровых ресурсов разработаны сотни форматов, наиболее известная их классификация содержится в стандарте MIME [Почтовый стандарт MIME (RFC1521)].
В последние десятилетия появились технологии, поддерживающие новые семиотические типы электронных ресурсов, такие как трёхмерные цифровые объекты, дополненная или виртуальная реальность, различные виды интерактивных ресурсов, например компьютерные игры, а также технологии обработки ресурсов с использованием искусственного интеллекта. Самостоятельным классом являются технологии обработки больших данных.
Общее число технологий работы с электронными информационными ресурсами, как правило реализуемых при помощи программных продуктов, достигает десятков тысяч.
Наиболее перспективным классом технологий (платформой) для организации информационных ресурсов в Интернете признаётся семантический Веб (англ. Semantic Web) на основе связанных открытых данных, разрабатываемый Консорциумом Всемирной паутины (W3C), который возглавляет Т. Бернерс-Ли.
Метаданные
Важным компонентом информационных ресурсов, обеспечивающим возможность их эффективного использования, являются метаданные, т. е. средства, описывающие ресурс в виде, пригодном для автоматической обработки. Обычно выделяют следующие типы метаданных:
описательные – сведения о содержании, идентификаторах и реквизитах ресурса или документа;
структурные – сведения о форматах, объёме и других формальных свойствах объекта;
административные – сведения о правах доступа, о пользователях.
В настоящее время существует несколько десятков стандартов метаданных для различных институциональных или семиотических типов информационных ресурсов, например библиографических, архивных, музейных, геоданных, образовательных, медицинских и др. Универсальную систему метаданных предлагает стандарт «Дублинское ядро».
В настоящее время обязательным элементом метаданных цифрового ресурса стал его идентификатор. В этом качестве для связанных данных используется Унифицированный указатель ресурса (URI). Также широко применяется Цифровой идентификатор ресурсов (DOI), в российском стандарте получивший название «Дискретный объекта идентификатор» (ГОСТ Р ИСО 26324-2015. 2016. С. 19). Существуют также многочисленные идентификаторы для конкретных видов информационных ресурсов, например, для книг используется Международный стандартный книжный номер (ISBN), музыкальных произведений – Международный стандартный музыкальный номер (ISMN), языковых ресурсов – Международный стандартный номер языковых ресурсов (ISLRN) и др.
Основные задачи в сфере информационных ресурсов
Главная задача государственной культурной политики – разработать национальную программу оптимизации и упорядочения множества информационных ресурсов, представляющих в настоящее время хаотичное пространство, в целях формирования единого российского электронного пространства знаний (ЕРЭПЗ), что предусмотрено нормативными актами Президента РФ (Об утверждении Основ государственной культурной политики) и Правительства РФ (Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки).
В рамках главной задачи должны решаться конкретные задачи развития:
мониторинг, учёт и оценка качества информационных ресурсов различных категорий с использованием экспертных и количественных методов;
правовое регулирование отношений, связанных с владением информационными ресурсами, их использованием, сохранностью;
разработка методов экономического стимулирования коллаборации при создании, поддержке и использовании информационных ресурсов;
интеграция информационных ресурсов, прежде всего на основе платформы семантической сети и связанных данных;
создание национальной инфраструктуры для сферы информационных ресурсов, включая службы архивирования и повторного использования информационных ресурсов, идентификации, сертификации, поддержки лингвистического и программного обеспечения, службы образования и обмена передовым опытом.