Информационное право
Информацио́нное пра́во, комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов; развитием и использованием новых информационных (цифровых) технологий работы с информацией и технологий её передачи в системах и сетях глобальных коммуникаций; обеспечением информационной безопасности человека, общества и государства.
Начало формирования информационного права относится к середине 20 в., когда информация выделилась как самостоятельный ресурс развития общества, ко времени бурного развития кибернетики и первых опытов разработки и внедрения автоматизированных систем. Преподавание основ информационного права в высшей школе началось в 1973 г. в МГУ (учебный курс «Правовая информатика и кибернетика»). В современном мире фактором возникновения отрасли информационного права стало формирование цифровой экономики, развитие научно-технического прогресса, позволившего создать и внедрить новые технологии работы с информацией и сетевые средства её коммуникации независимо от пространства и времени. Свобода информации способствует движению к прогрессу права и правовому государству. Информационно-коммуникационные (цифровые) технологии превратились в ведущую отрасль экономики многих стран. Правовые проблемы формирования информационного общества, информационно-революционных преобразований, обеспечения безопасности информационных ресурсов и прав человека в условиях глобальной информатизации и цифровой трансформации комплексно охватываются законодательством (Information Law, или Law Relating to Information). Проблематика информационного развития на основе упорядочения отношений в международных и национальных масштабах является предметом государственной политики и национальной безопасности ведущих стран мира, в том числе Российской Федерации. Установки и рекомендации международных актов по вопросу о правах человека в части права на информацию (Всеобщая декларация прав человека, 1948; Окинавская хартия развития информационного общества, 2000; акты ООН, ЮНЕСКО, ЕС), провозгласивших принцип «информация для всех», направленных на ликвидацию информационного неравенства и обеспечение информационно-компьютерной грамотности на базе цифровых технологий, реализуются в законодательстве РФ с учётом стратегических и тактических задач в информационной сфере. Информационные процессы лежат в основе развития демократии (цифровые технологии всё активнее применяются в сфере публичной власти), обеспечения гласности работы органов государственной власти, вовлечения граждан в процессы развития механизмов территориального самоуправления, расширения доступа к правосудию, обучения населения компьютерной и информационной грамотности и культуре. Поскольку в современных условиях ключевой подотраслью информационного права становится цифровое право, в правовой науке обоснованно ставится вопрос о возможности уточнения наименования отрасли – «информационное (цифровое) право». Кроме того, определяющими для информационного права России являются институты: правового режима информации; права на информацию; гласности и открытости структур публичной власти; правового режима информационных (цифровых) технологий; правового режима искусственного интеллекта; регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения информационной безопасности и правовой ответственности в сфере национального и глобального информационного взаимодействия в условиях Интернета.
Одним из основных институтов информационного права является право на информацию в цифровую эпоху. В российской доктрине характерно столкновение двух подходов к выбору правового регулирования содержания и форм этого института. Первый из них, широкий, предусматривает ориентацию на закрепление права на информацию разных субъектов с учётом их правового статуса. Это в первую очередь касается граждан, но одновременно требует определения права на информацию юридических лиц и органов государственного и муниципального уровня, а также закрепления права на информацию других организаций. При таком подходе должен быть доступен весь диапазон форм реализации права на информацию всех видов субъектов. Второй подход, узкий, касается только граждан и одной формы – «доступа», которая охватывает операции поиска и получения информации от её обладателей. Он ориентирован исключительно на получение гражданами информации от органов публичной власти и преимущественно относительно их собственных прав и интересов. Такой подход продиктован практикой законодательства многих стран, сложившейся с учётом первых законов в области свободы информации в США. Этот подход преобладает и в европейском законодательстве. C учётом этих подходов к определению понятия «право на информацию» происходит размежевание объекта гражданско-правового регулирования (см. Гражданские права, Интеллектуальная собственность) и предмета информационного права.
Информационное право регламентирует вопросы, связанные с реализацией функции информирования, – доведение до исполнителей и правоприменителей сведений о всей системе правовых норм, не только регулирующих информационные отношения, но и характеризующих состояние правовой информации в целом. И в этой области нет ограничений в выборе областей применения и использования функции информирования любых пользователей. На этой основе работают информационные системы, а также должны действовать все органы, реализующие полномочия в области правотворчества и правоприменения. Кроме того, информационное право регламентирует вопросы, связанные с функцией приведения в действие механизмов той части нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу собственно информационных отношений. Эта сторона информационного законодательства является определяющей для оценки состояния и тенденций развития информационного права. Она касается систематизации всего массива нормативного правового материала (по уровням и формам правовых актов и юридической силе отдельных правовых норм), а также распределения функционального воздействия на управление информационной деятельностью в структурах государственной власти, экономической, социальной и иных сферах информационного обеспечения потребностей пользователей потенциалом информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
Основными источниками информационного права в РФ являются Конституция РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральные законы (от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 31 июля 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и др.
Стратегические направления развития информационного законодательства РФ ориентированы на формирование единого информационного пространства как условия интенсификации процессов социально-экономического, политического и культурного развития страны; создание условий для роста инвестиций в развитие информатизации на основе опережающего производства программных продуктов, нормативно-правового регулирования электронного документооборота и использования цифровых технологий. Особое внимание в стратегическом плане уделяется проблемам международного сотрудничества России в информационной сфере, в первую очередь по вопросам обеспечения международной информационной безопасности. Важность разработки информационного права связана с проблемами глобализации, в том числе информационного пространства, цифровой трансформации государства и права, правовыми вызовами использования новых цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта.