Индонезия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Индоне́зии. Позднепалеолитические и неолитические памятники (в том числе с пещерными росписями, керамикой – гладкостенной, шнуровой и с прорезным орнаментом, и др.) найдены на Суматре, в Южном Сулавеси, Западной Яве, на Малых Зондских о-вах и в других местах. В комплексе пещер кабупатенов Марос и Панкаджене (Панкеп) в провинции Южный Сулавеси и в пещере Лубанг Джериджи Салех в провинции Восточный Калимантан обнаружены самые древние, по мнению ряда учёных (индонезийский археолог Э. Вахью Саптомо, см. также: Aubert. 2014), изображения животных (созданы более 40–50 тыс. лет назад). Большое распространение получили на островах мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, плиточные погребения, террасные святилища. Значительная группа мегалитических памятников находится на плато Пасемах в Южной Суматре, среди них наиболее интересны фигуры стоящих или сидящих на корточках людей, а также всадников на буйволах и слонах. Другой центр мегалитической культуры охватывает долины Бесоа, Напу и Бада в Центральном Сулавеси, здесь расположены монументальные, схематично исполненные стоящие человеческие фигуры, а также комплексы с погребальными каменными урнами высотой от 70 до 200 см. На Суматре, Сулавеси, Малых Зондских о-вах и в Западной Яве распространены мегалитические сооружения пунден берундак в виде ступенчатых террас, связанных, по-видимому, с отправлением анимистических культов и поклонением духам предков. Самое известное подобное сооружение – Гунунг-Паданг, также среди них – Панггуянган и Тугу-Геде (все – Западная Ява).
Круг памятников конца 1-го тыс. до н. э. – середины 1-го тыс. н. э. на территории современной Индонезии включает в себя оружие, фигурки людей, разнообразные сосуды и музыкальные инструменты – идиофоны. В числе последних – богато орнаментированные металлические барабаны с тщательно проработанными геометрическими узорами и с изображениями людей, жилищ, кораблей, зверей и птиц, найденные на многих индонезийских островах. Изысканностью формы и декора отличаются также происходящие с о. Роти церемониальные топоры, сделанные в виде полумесяца, а также с антропоморфными фигурами.
Археологические памятники, связанные с ранним государством Тарума, обнаружены в поселениях Чибуая и Батуджая (провинция Западная Ява). Здесь открыты фундаменты кирпичных индуистских и буддийских храмов, ступ, найдены три стилистически близких произведениям из Фунани каменных изваяния бога Вишну, линги, посвятительные таблички с изображением Будды.
Центр могущественного древнемалайского государства Шривиджая располагался на юго-востоке Суматры – в окрестностях Палембанга, в долине реки Муси. Среди сохранившихся от раннего шривиджайского периода памятников – фундаменты каменных и кирпичных культовых построек, каменные статуи Будды (среди них – Будда из Букит Сегунтанга, высота 277 см, Музей султана Махмуда Бадаруддина II, Палембанг) и бодхисаттв. Образцы бронзовой статуарной пластики – скульптуры бодхисаттвы Майтреи из Комеринга (Южная Суматра) и бодхисаттвы Авалокитешвары из Чайи (Южный Таиланд).
После смещения центра государственности в 9 в. в район Джамби (Восточная Суматра) множество буддийских построек возводились по берегам реки Батангхари. Комплекс Муаро Джамби, занимающий площадь 12 км², – один из крупнейших в этом регионе. Здесь расчищены семь святилищ, ещё более 80 небольших холмов с руинами культовых сооружений остаются на 2024 г. неисследованными. Храмы сложены из красного кирпича, среди них превалируют ступенчатые постройки с единственным входом, к которому ведёт лестница с высокими парапетами. Декор храмов очень скромен, лишь обрамления лестниц украшены объёмной скульптурой.
Период государств Матарам и Кедири
Наиболее значительные произведения искусства Индонезии относятся ко времени существования на Яве государства Матарам (Ранний и Поздний). Одни из наиболее ранних культовых сооружений этого периода – индуистские храмы на севере Центральной Явы (8 – начало 9 вв.): девять храмов в Гедонг Сонго (предгорье Унгаран) и восемь на высокогорном плато Диенг. Сохранившиеся здесь башнеобразные святилища-чанди сложены из андезита. Небольшие, квадратные или прямоугольные в плане (сторона основания 5–6 м, общая высота 7–8 м), они стоят на высоком цоколе и увенчаны ступенчатым перекрытием. Вход отмечен выступающим портиком с ведущей к нему лестницей, фланкированной волнообразными парапетами.
В декоративных нишах на наружных стенах помещены рельефные изображения индуистских богов – Брахмы, Ганеши, Дурги и др. Арки портиков украшены рельефной орнаментальной композицией кала-макара, наиболее часто встречающейся в декоративном убранстве индонезийских храмов. Она состоит из маски демона-калы (предположительно связан с Батара-Кала, богом подземного мира в яванской мифологии) в верхней части арки, от которой вниз отходят гирлянды, заканчивающиеся головами мифологического водного существа – макары. Внутри чанди помещались линга (фаллический символ созидающей энергии бога Шивы) или скульптуры индуистских богов. Значительными художественными достоинствами отличаются статуя сидящего Шивы, найденная на плато Диенг, а также скульптурная группа из чанди Банон (Центральная Ява, 9 в.) – слоновоголовый Ганеша, фигуры мудреца Агастьи и бога Вишну высотой 2 м (Национальный музей, Джакарта).
Выдающиеся памятники каменного зодчества возведены в Прамбанане (Кеву) и Кеду на юге Центральной Явы, в 8–10 вв. бывших религиозным, политическим и экономическим центром Матарама.
В Прамбанане в непосредственной близости друг к другу расположены буддийские и индуистские храмовые комплексы, причём в их планировке и декоративном убранстве есть ряд общих черт. Нередко лишь различия в иконографии, изобразительном декоре помогают определить принадлежность храма тому или иному религиозному культу. Эти сооружения сохраняют конструктивные особенности чанди плато Диенг – четырёхугольное в плане основание, чёткое деление на три части по вертикали, но их размеры увеличены, а скульптурный и орнаментальный декор более сложен и богат. К ним относится буддийский чанди Каласан (778) – крестообразное в плане монументальное сооружение с пирамидальным покрытием, увенчанным ступами на трёх ярусах. У него четыре входа, имеющих выступающие портики с лестницами, вестибюль, соединённый с центральным залом, и три комнаты по сторонам. В сложном декоративном оформлении храма особенно примечательны гигантские маски чудовища кала над входами и рельефные изображения летающих небесных дворцов вимана на внешних стенах. Временем постройки Каласана датируется и находящееся рядом храмово-монастырское сооружение чанди Сари. Это двухэтажное, прямоугольное в плане здание разделено внутри на три помещения. Предполагается, что нижнее пространство служило алтарной частью, а второй этаж предназначался монахам. На кровле чанди Сари, как и в Каласане, установлены ступы. Внешние его стены имеют богатый изобразительный декор, их украшают 36 фигур бодхисаттв, держащих в руках цветы лотоса и музыкальные инструменты.
Среди ранних храмов примечателен Мендут (начало 9 в.; провинция Центральная Ява). Он стоит на высоком двойном постаменте с круговым обходом для ритуальных шествий. Три его внешние стены полностью заняты великолепными рельефными композициями с изображением бодхитсаттв, сидящих на лотосовых тронах под небесным древом. Внутри чанди Мендут находятся три скульптуры – Будда Шакьямуни, бодхисатвы Авалокитешвара и Ваджрапани. Фигуры, размеры которых варьируются от 2 до 3 м, представлены сидящими в свободных позах с опущенными на постамент ногами. Округлые лица безмятежно спокойны, мягкая пластика тел подчёркнута облегающими одеждами с графичным рисунком складок.
Наиболее прославленное сооружение долины Кеду – буддийское святилище Боробудур (конец 8 – начало 9 вв.; включено в список Всемирного наследия). Грандиозное пирамидальное сооружение не имеет внутреннего пространства, основание его почти квадратное с Т-образными выступами в центре каждой из сторон. По первоначальному плану нижнюю часть святилища составляли шесть квадратных террас (позднее нижняя была заложена каменными плитами), на которых возвышаются три круглых яруса с 72 небольшими решётчатыми колоколообразными ступами; увенчано всё сооружение большой ступой. Стены Боробудура покрыты фризами сюжетных рельефов, общая длина которых составляет 2,5 тыс. м.
Знаменательная черта зодчества этого времени – сооружение крупных храмовых комплексов. В долине Прамбанан были возведены буддийские комплексы Севу (конец 8 в.) и Плаосан (середина 9 в.). Ансамбль Севу занимает прямоугольную площадь, в центре которой находится главный крестообразный в плане чанди с четырьмя входами с портиками и ведущими к ним лестницами. Он поднят на высокий цоколь, внутри по периметру идёт коридор, соединяющий боковые залы. Святилище окружено 248 небольшими храмами-первара. С четырёх сторон у входов, ведущих на храмовую территорию, помещены по две монументальные статуи мифических стражей-дварапал. Комплекс Плаосан состоит из двух групп святилищ (Плаосан-Лор и Плаосан-Кидул), в которых также центральные храмы окружены рядами из ступ и маленьких чанди. Два центральных чанди Плаосан-Лора представляют собой прямоугольные двухэтажные сооружения, увенчанные большими ступами. На их внешних стенах в неглубоких нишах помещены горельефные изображения божественных персонажей, оконные проёмы обрамлены декоративной композицией кала-макара и изображениями женских фигур. Внутри здания разделены на три помещения, где на алтарях находятся каменные скульптуры восседающих на лотосовых тронах бодхисаттв Майтреи, Авалокитешвары, Манджушри и др. Они фланкировали центральное изваяние – по-видимому, Будды (не сохранилось).
Усиление могущества государства Матарам во 2-й половине 9 в. отмечено возведением грандиозного индуистского комплекса Лоро-Джонггранг в Прамбанане (также называется Прамбанан; включён в список Всемирного наследия). Его композиционная схема состоит из трёх квадратов, вписанных один в другой. На центральной площади возвышаются поставленные в одну линию три главных храма, посвящённых богам Брахме, Шиве и Вишну, напротив них – три чанди меньшего размера. Кроме того, здесь расположены ещё десять небольших святилищ. Основные здания с четырёх сторон обступают 224 небольших, ныне почти полностью разрушенных храма-первара. Крестообразный в плане доминирующий чанди Шивы имеет массивный цоколь с балюстрадой и круговым обходом и высокое пирамидальное завершение. Внутри находятся вестибюль и четыре небольших зала, в центральном из них на пьедестале стоит каменная статуя четырёхрукого Шивы (высота 3 м), в соседних – изваяния богов Ганеши и Дурги, мудреца Агастьи. Стоящие по сторонам от чанди Шивы храмы Брахмы и Вишну равны по размеру, внутри у них один зал со скульптурами соответственно Брахмы и Вишну (высота 2,4 м). Сооружения ансамбля Лоро-Джонггранг богато украшены изобразительным и орнаментальным декором. По цоколю проходит фриз, разделённый пилястрами и полуколоннами на прямоугольники: в центре каждого расположена ниша со скульптурой льва, обрамлённая с двух сторон композицией с небесным древом. У его ствола изображены как реальные звери и птицы, так и фантастические существа. На стенах чанди запечатлены многочисленные персонажи индуистского пантеона – боги, охранители сторон света, божественные мудрецы и др. На обрамляющих святилища балюстрадах высечены рельефные панно на сюжеты индуистской мифологии, среди них особенно знамениты 42 рельефа, воспроизводящие ключевые события из эпоса «Рамаяна» (чанди Шивы и Брахмы). Им присущи экспрессия, динамизм, стремление к эмоциональной выразительности. Комплекс Лоро-Джонггранг считается вершиной каменного зодчества Явы классического периода.
Во время правления монархов позднего Матарама и сменившего его государства Кедири влияние яванского искусства распространилось на соседние острова. В этот период на смену крупным храмовым комплексам пришли новые архитектурные формы. Наиболее известные постройки возведены на склонах священной горы Пенанггунганг (общее число культовых сооружений – более 80). Это постройки особого типа – храмы-бассейны, а также террасные и пещерные святилища, обиталища отшельников, каскады водоёмов. Самые главные среди них – комплексы Джалатунда (997/998) и Белахан (1049). В них сочетаются три основных компонента – многоуровневые террасы, водоёмы и водостоки. Стены бассейнов и водостоки оформлены круглой скульптурой и рельефными панно. Главная статуя святилища Белахан, бывшего, по-видимому, местом захоронения праха правителя, – великолепное изображение бога Вишну, сидящего на священной птице Гаруде (в настоящее время находится в Музее Тровулана). Считается, что божеству приданы портретные черты прославленного короля Матарама – Аирлангги. По сторонам от него находились скульптуры богинь Лакшми и Шри, служившие водостоками.
Достойное место в изобразительном искусстве центральнояванского периода занимают скульптуры, отлитые из бронзы и драгоценных металлов, например серебряная фигура Манджушри из Семаранга (начало 10 в., Национальный музей, Джакарта).
Период государств Сингасари и Маджапахит
Дальнейшее развитие и осмысление центральнояванских художественных традиций происходило на территории Восточной Явы в государствах Сингасари и Маджапахит. Вновь строились чанди, но они стали меньше, изменилось также пропорциональное соотношение их частей: увеличились размеры цоколя, целла значительно уменьшилась и над ней нависало массивное пирамидальное завершение с выступами. В чанди Сингасари (13 в.) четыре боковых зала располагаются в нижнем ярусе храма, а центральная целла – в верхнем. Ступенчатый абрис многоярусных кровель святилищ смягчён благодаря использованию маскирующих их декоративных деталей и горизонтальных фризов. Во внешнем убранстве пластические образы постепенно уступили место растительному декору, от орнаментальной композиции кала-макара осталась лишь голова чудовища, статуи устанавливались, как правило, лишь внутри святилищ. Ряд храмов 13–14 вв. Восточной Явы (чанди Джаго, Суравана, Кедатон, Тегованги) представляют собой ступенчатые сооружения со святилищем на вершине. По стенам террас тянутся фризы рельефов, сюжеты которых нередко заимствованы из яванской поэмы «Арджунавиваха» («Свадьба Арджуны», 1035).
Круглая скульптура 13–14 вв. занимает ключевое место в истории индонезийского искусства. Величественным фигурам божеств присущи торжественность поз, пластичность тел и мягкая лепка лица, глубокая одухотворённость (статуи богини Дурги, мудреца Агастьи, бодхисаттвы Праджняпарамиты из чанди Сингасари и женских божеств Судханакумары, Бхрикути из чанди Джаго). Устрашающим обликом поражают монументальные изваяния стражей-дварапал (высота 3,7 м) из ансамбля Сингасари. Самый крупный храмовый комплекс Восточной Явы этого периода – Панатаран. Он состоит из трёх последовательно расположенных прямоугольных дворов со свободным размещением святилищ. Главный чанди Шивы находится в третьем дворе. Стены нижних каменных террас святилища украшены рельефами, прославляющими подвиги Кришны и принца Рамы. На 106 резных панно представлены сцены из «Рамаяны», но если в храме Лоро-Джонггранг (Прамбанан) показаны основные события эпоса, то в Панатаране изложены лишь заключительные эпизоды, происходившие на острове Ланка. В этих панно ясно прослеживаются стилистические тенденции в храмовом декоре 12–14 вв.: на смену чувственной пластике Боробудура пришла чёткая графичность плоских рельефов, в которых гротескные фигуры персонажей с угловатыми плечами, удлинёнными руками почти теряются в пышной ажурной растительности фонового заполнения. Такое стремление к подчинению изобразительного начала чисто орнаментальной стихии получает своё дальнейшее развитие в 15–16 вв. и во многом связано с распространением ислама на островах Малайского архипелага.
В период Маджапахита культовые и дворцовые постройки возводились в основном из красного кирпича и дерева, из них сохранились единичные сооружения, близкие по своей форме башне с пирамидальным покрытием. В столице (ныне Тровулан) это чанди Браху и Тикус со священным водоёмом, церемониальные ворота Баджанг-Рату и Врингин-Лаванг. В статуарной пластике получило дальнейшее развитие своеобразное «портретное» направление, когда правители посмертно изображались в виде божеств, своих небесных покровителей. Среди наиболее известных произведений – скульптуры основателя Маджапахита государя Виджаи в образе Харихары (начало 14 в.) и его дочери, королевы Трибхуваны, в облике Парвати (середина 14 в.). Оба каменных изваяния отличаются монументальными формами и торжественной статичностью поз.
Эпоха Маджапахита прославилась также терракотовыми изделиями. Это фрагменты архитектурного декора: кирпичи с лепным и резным изобразительным декором, фигурки животных. Особой прелестью обладают многочисленные статуи женщин и миниатюрные женские головки (высота 6–10 см).
Архитектура острова Бали
Индуистско-буддийские традиции сохранились на о. Бали (провинция Бали). Здесь к ранним культовым памятникам принадлежат буддийские скульптуры, небольшие каменные ступы и вотивные таблички, найденные на территориях храмовых комплексов Пегулинган (кабупатен Гианьяр) и Калибукбук (кабупатен Булеленг). Судя по стилистическим и иконографическим признакам, их можно датировать 8–11 вв. Широкое распространение на Бали получил архитектурный тип храма-бассейна. На территории ансамбля Гоа-Гаджа (10–11 в., кабупатен Гианьяр) находится пещера с двумя алтарями и нишами для занятий духовными практиками, над входом в неё в скале вырезана гигантская маска чудовища. Рядом расположены два ритуальных бассейна с пристенной скульптурой, изображающей небесных дев, держащих кувшины с льющейся водой. К этому же периоду относятся десять высеченных в скалах чанди поминального комплекса Гунунг-Кави (2-я половина 11 в., кабупатен Гианьяр).
В средневековый период на Бали сложился характерный тип храмового комплекса пура с последовательным расположением трёх дворов с оградами, высокими башнеобразными воротами кори-агунг (падуракса) и разделёнными на две половины с проходом между ними воротами чанди-бентар. В последнем дворе располагаются святилища – многоярусные, крытые пальмовыми листьями башни меру и каменные троны-алтари падмасана. Среди примеров пура: Таман-Аюн (Менгви, кабупатен Бадунг, основан в 17 в., реконструирован в 18 в., включён в список Всемирного наследия), Улун-Дану-Батур (кабупатен Бангли, основан в 17 в., перестроен в 1926), Гунунг Лебах (16 в., кабупатен Гианьяр) и др. Главный и наиболее крупный пура – Бесаких (кабупатен Карангасем), первые упоминания о нём относятся к 11–13 вв. Он объединяет 23 храмовых ансамбля, протянувшихся на склоне вулкана Агунг.
Архитектура конца 15 – 21 вв.
В период утверждения ислама на архипелаге (16–17 вв.) архитектура ещё во многом опиралась на традиции классического зодчества Явы. Например, минарет в Кудусе (1537, Центральная Ява) по форме близок восточнояванским башенным чанди, а ворота мусульманского кладбища 16 в. в Сендангдувуре украшены декоративными крыльями, характерными для сооружений позднего классического периода. Самая ранняя мечеть (1474–1479) сохранилась в г. Демак на северном побережье Центральной Явы. Это здание с четырёхскатной трёхъярусной крышей и с верандой перед входом послужило прототипом для многих последующих сооружений. Построенная по такому же плану мечеть в Мантингане (1559, север Центральной Явы) известна резными декоративными пальметтами с пейзажными композициями, изысканными растительными мотивами, среди которых прячутся небольшие фигурки зверей и птиц. В дальнейшем на сложение различных типов культовых зданий, развитие их композиционно-структурных схем влияли общие принципы мусульманского искусства. Так, в 19 в. деревянные многоярусные кровли мечетей почти повсеместно заменены металлическими куполами.
В гражданской архитектуре начиная с 17 в., с периода вовлечения Индонезии в сферу колониальных притязаний Нидерландов, заметно европейское влияние как в планировке городов, так и во внешнем виде построек. Это фортификационные сооружения (форт в Бантене, Западная Ява, начало 17 в.), общественные здания (ратуша Батавии, 1707–1710; ныне Музей истории Джакарты), конторы, склады, выстроенные по голландским образцам. Во 2-й половине 19 в. широко распространился классицизм: в этом стиле возведены резиденция голландского генерал-губернатора в Богоре (Западная Ява; 1856; ныне президентский дворец), Дворец правосудия (1870-е гг.; ныне Музей изобразительных искусств и керамики) и здание Королевского Батавского общества искусств и наук (1868; ныне Национальный музей) в Джакарте. В 1-й трети 20 в. использовались элементы национальной архитектуры (Бандунгский технологический институт, 1919–1924, архитектор Г. Маклейн Понт; Государственный музей Сонобудойо в Джокьякарте, 1935, архитектор Х. Т. Карстен). Своеобразным «экспериментальным» городом стал в 1930-е гг. Бандунг (Западная Ява), где создано множество административных зданий, отелей, особняков в стиле «тропического» ар деко (вилла «Сола», архитектор Ч. П. В. Шумейкер; отель «Савой Хоман», архитектор А. Алберс). После достижения независимости в 1950-х – 1960-х гг. городам стремились придать новый, современный облик (крупнейшая в Юго-Восточной Азии мечеть Истикляль в Джакарте, 1961–1978, архитектор Ф. Силабан), велись обширные строительные работы, возводились многочисленные памятники, самый известный – Национальный монумент (обелиск с позолоченным факелом на вершине, высота 132 м, 1961–1975, архитекторы Р. М. Сударсоно, Ф. Силабан).
Возврат к традиционализму в архитектуре произошёл в 1970 – 1980-х гг. на волне возросшего интереса к национальной культуре. Возведён культурно-этнографический парк «Прекрасная Индонезия в миниатюре» с показом жилищ народов Индонезии (1971–1975), административные и общественные здания дополнялись деталями, повторяющими элементы традиционных построек, иногда слабо сочетающимися с основной конструкцией. Ряд сооружений демонстрирует глубокое осмысление принципов народного зодчества и умелое сочетание их с передовыми технологиями: мечеть Саид Наум (1977, архитектор А. Мурсид, архитектурное бюро Atelier Enam Architects and Planners), аэропорт Сукарно-Хатта (1985, архитектор П. Андрё), офисное здание Wisma Dharmala Sakti (1990, архитектор П. Рудолф; ныне Intiland Tower) в Джакарте; жилой квартал Кали-Чоде в Джокьякарте (1992, архитектор Ю. В. Мангунвиджая); отель Intercontinental в Джимбаране (2008, архитектор Х. Хадипрана). Современный вид городов во многом определяют общемировые тенденции в архитектуре, в том числе высотные здания: Wisma 46 (второй по высоте небоскрёб в Южном полушарии на момент завершения строительства в 1996, 262 м; архитектурное бюро Zeidler Roberts Partnership), The Energy (2008, архитектурное бюро Kohn Pedersen Fox Associates; высота 217 м). С 2000-х гг. архитекторы уделяют большое внимание экологичности, использованию местных материалов и технологий, согласованию здания с его контекстом: центральная библиотека Университета Индонезии в Депоке (2011, архитектурное бюро Denton Corker Marshall), Большая мечеть Западной Суматры в г. Паданг (2014, архитектор Р. Муслимин), школа «Альфа омега» в Тангеранге (2017, архитектор Р. Шариф, архитектурное бюро Realrich Architecture Workshop).
Изобразительное искусство 19–21 вв.
История масляной живописи в Индонезии восходит ко 2-й четверти 19 в., когда ряд местных художников начали обучаться новой для них изобразительной технике у европейских мастеров. Наибольшее признание получил Раден Салех, творивший в русле европейского романтизма. Особенным вниманием в Индонезии в 1-й трети 20 в. пользовались пейзажный и портретный жанры. Самые известные мастера, работавшие в этих направлениях, – Сурьо Суброто Абдуллах, Вакиди, Мас Пирнгади. Их последователями стали Басуки Абдуллах и Дуллах. Усиление в обществе идей национального самосознания и стремление к независимости в 1930 – 1940-е гг. способствовали появлению целой плеяды молодых художников, искавших новые методы и пути создания индонезийской живописи. Среди них выделяются Кусама Аффанди, Сударсоно Суджойоно, Агус Джая. В 1938 г. в Батавии (Джакарте) по инициативе Суджойоно и Джаи основан Союз индонезийских художников (ПЕРСАГИ), первое профессиональное объединение живописцев Индонезии. В Джокьякарте, ставшей в 1950-е – 1960-е гг. культурной столицей, возник ряд творческих ассоциаций («Народный художник», «Сражающая земля» и др.), члены которых придерживались левых взглядов. Басуки Ресобово, Суджойоно, Трубус Сударсоно, Ичи Тармизи, живописец и скульптор Рустамаджи, Хендра Гунаван, автор жанровых работ Рустамаджи, Джоко Пекик писали свои картины преимущественно в реалистической манере, считая, что искусство должно быть ближе к народу. Темами их произведений стали героическая борьба за независимость, сцены из повседневной жизни людей, обличение пороков общества. В Бандунге в эти годы сложилась группа художников, работавших в разнообразных направлениях авангардного искусства – кубизма, геометрического абстракционизма, сюрреализма и др.; среди них – Срихади Сударсоно, Мохтар Апин, Бут Мохтар, Попо Искандар, скульптор Грегориус Сиддхартха. Декоративизм отличает полотна Батары Лубиса и Хаджи Видаята, а Абдул Джалиль Пирус одним из первых ввёл арабскую каллиграфию в изобразительное пространство своих картин.
На культуру Индонезии 1970-х – 1980-х гг. значительно повлияло объединение художников «Новое изобразительное искусство» (Харди, Фредди Софиан, Сити Адияти Субангун, скульпторы Джим Супангката и Ньоман Нуарта). Для их творчества характерно разнообразие методов (так, они создали первые в Индонезии инсталляции), сатирическая передача окружающей действительности, эпатажность.
В начале 21 в. изобразительное искусство Индонезии в условиях глобализации и развития технологий демонстрирует всё многообразие жанров и направлений. По-прежнему сильно проявляется социально-критическая составляющая, например в работах признанного мастера Джоко Пекика. Прихотливую игру линий и тонкую графичность рисунков демонстрируют работы АТ Ситомпула и Юнизара, в фотореалистической манере пишут Вэри Априятно и Бестризал Беста, приверженцами абстракционизма и экспрессионизма выступают Фэри Эка Чандра и Усварман. Ангки Пурбандоно проявил себя в искусстве сканографии. В таких формах современного искусства, как инсталляция, перформанс и хеппенинг, работают Маде Вианта, Ф-Икс Харсоно, Хэри Доно, Маринтан Сираит, Мелати Сурьодармо, Келвин Атмадибрата, Азиз Амри. Международное признание получили скульпторы Долороса Синага и Энтанг Вихарсо.
На о. Бали (провинция Бали) сложилась особая живописная традиция с центром в селении Камасан на востоке острова, истоки которой восходят к средневековой культовой картине. Работы художников в подавляющем большинстве представляли собой расписные завесы из ткани с изображением индуистско-буддийских божеств синкретической религии балийцев и служили для украшения храмовых алтарей и культовых построек. Декоративная манера живописи Камасана проявляется в условности построения, плоскостности, ярком колорите, стилизации фигур в эстетике теневого театра ваянг-кулит. Прекрасные образцы камасанской живописи сохранились в г. Клункунг (кабупатен Клункунг) в дворцовых павильонах Керта-Госа и Таман-Гили (18 в.).
В 1930-е гг. под влиянием обосновавшихся на Бали западных художников (Р. Бонне, В. Шпис и др.) местные мастера освоили европейские живописные техники. Убуд и его окрестности, а также селения Батуан и Санур стали местом формирования новой балийской живописи, в тематике которой основное место заняли сцены из сельской жизни, красочные обряды и танцы местных жителей, эпизоды из мифов и эпических сказаний. Наиболее известные мастера этого времени: И Густи Ньоман Лемпад, Анак Агунг Где Собрат, Ида Багус Маде Поленг, И Густи Кетут Кобот, Ида Багус Маде Виджа; скульпторы Ида Багус Ньяна и его сын Ида Багус Тилем из селения Мас. Ряд художников продолжали создавать культовые картины и работали в традициях камасанской живописной школы – Мангку Мура и его дочь Мангку Муриати, И Ньоман Мандра, И Густи Маде Алеп, Кетут Мадра, И Кетут Муртика. В последующие десятилетия в балийской живописи во многом сохранялась традиционная тематика при значительном расширении форм и методов художественного выражения. Большой вклад в развитие новых стилей и тенденций в изобразительном искусстве Бали внесли Дева Пути Мокох, И Ньоман Гунарса, И Ваян Бенди, Ньоман Тусан, Маде Вианта, Густи Аю Кадек Мурниасих. С 1980-х гг. творчество балийских живописцев и скульпторов стало неотъемлемой частью национального изобразительного искусства, в котором нашёл своё проявление практически весь спектр современных художественных направлений. Наиболее известные его представители – Ньоман Эраван, И Ваян Карья, И Маде Супена, Панде Кетут Таман, Ньоман Масриади, Маде Асвино Аджи и др.
Значительное развитие получило создание батиковых картин, исполненных в традиционной для Индонезии технике восковой резервации. Как самостоятельный вид искусства живопись на ткани, основоположниками которой можно считать Багонга Куссудиарджо, Кусваджи Кавиндрасусанто и Амри Яхья, начала развиваться в 1950 – 1960-е гг. и в дальнейшем получила самое широкое распространение. В начале 21 в. в батиковой живописи нашли отражение многие художественные течения Новейшего времени, известные мастера этого вида искусства – Иван Тирта, Ида Хаджар, Тулус Варсито, Ардиянто Праната, Диас Прабу.
Декоративно-прикладное искусство
Больших высот в Индонезии достигло декоративно-прикладное искусство. Яванцы прославились изготовлением традиционных кинжалов крисов, тканей батиков, отличающихся богатейшей орнаментикой и совершенством исполнения. Балийцы известны как великолепные резчики по дереву, и если позднесредневековая культовая скульптура обязательно раскрашивалась яркими красками, то в начале 21 в. мастера подчёркивают естественную красоту дерева – благородство натурального цвета и фактуру материала. Древние традиции художественного ткачества сохраняются на многих островах: на Флоресе, Сумбе, Бали, Суматре, Сулавеси, Калимантане в технике иката создаются многоцветные ритуальные завесы, мужские накидки, ткани для юбок, узоры которых насыщены глубоким символическим смыслом.