Ваянг
Вая́нг (яванское – божество, дух, дух предка), яванский традиционный театр. Упоминается с 9 в., по-видимому, заимствован из Индии. От яванцев проник на соседние острова (Бали, Мадуру и др.) и Малаккский п-ов. Древнейший вид – ваянг-пурво (вероятно, от санскр. «парва», पर्व – название книг «Махабхараты»), или ваянг-кулит (буквально – кожа, шкура), – представление пергаменных тростевых кукол «ваянг», ошибочно называемое теневым театром. Первоначально ваянг-кулит развивался при дворах правителей, затем в сельской среде. Современная его форма сложилась к 16 в. в исламизированных городских центрах северного побережья Явы и по мере распространения ислама стала известна по всему острову. Другие виды: ваянг-голек (представление объёмных деревянных кукол; наиболее распространён у сундов), ваянг-вонг (представление живых актёров), ваянг-топенг (представление масок) и др. Даланг – человек, устраивающий представление ваянг (управляющий куклами, произносящий и поющий текст, руководящий оркестром-гамеланом), – в средние века занимал высокую придворную должность, позднее вёл странствующий образ жизни и приглашался общиной по поводу важных событий (рождения, свадьбы и т. п.). Представлению всегда предшествовали магические действия (жертвоприношения и др.).
Представления сопровождались игрой гамелана, продолжались всю ночь, на них обычно присутствовала вся община (мужчины садились перед экраном, позади даланга и гамелана, женщины и посторонние – за экраном и потому могли видеть только тени кукол). Пьесы (лакон) имели каноническую форму (трёхчастное деление, последовательность построения сцен, формульность). Сюжеты лаконов передавались устной традицией, образовывали циклы, героями которых выступали индуистские и яванские боги, персонажи древнеяванского и индийского эпоса, в т. ч. «Махабхараты» и «Рамаяны». Важную роль играют комические персонажи – слуги-пунокаван, дающие советы героям, делающие злободневные комментарии к действию и т. п. Ныне ваянг сохраняет в основном развлекательный характер.