Джакарта
Джака́рта (Jakarta), столица и крупнейший город Индонезии; приравнена по статусу к провинции (1959), образует Особый столичный округ Джакарта (DKI Jakarta; 1961).
Общие сведения
В состав столичного округа в административном отношении входят 5 городов (2021): Центральная Джакарта (52,4 км2), Северная Джакарта (140,0 км2), Западная Джакарта (124,4 км2), Южная Джакарта (154,3 км2), Восточная Джакарта (182,7 км2) – и кабупатен (область) Архипелаг тысячи островов (10,2 км2; охватывает о-ва Серибу, официально входит 110 островов). Площадь столичного округа 664 км2 (2021). Каждый из городов столичного округа разбит на кечаматаны (районы). В состав Южной и Восточной Джакарты входит по 10 кечаматанов, Центральной и Западной – по 8, Северной – 6, кабупатена Архипелаг тысячи островов – 2. Кечаматаны, в свою очередь, подразделяются на келураханы (микрорайоны), общая численность которых в столичном округе – 267.
Джакарта расположена на северо-западе о. Ява, на средней высоте 7 м (40 % территории находится ниже уровня моря). С севера омывается водами Яванского моря, в южной части граничит с г. Депок провинции Западная Ява, в восточной – с г. Бекаси и кабупатеном Бекаси провинции Западная Ява, в западной – с городами Тангеранг, Южный Тангеранг и кабупатеном Тангеранг провинции Бантен. По территории города протекает около 20 рек, наиболее значительными являются Чиливунг (общая протяжённость 119 км), Грогол и Сунтер, длина которых в черте города немногим превышает 21 км.
Вместе с прилегающими территориями образует агломерацию Джабодетабек [Jabodetabek, акроним от названий её крупнейших городов: Джакарта – Богор – Депок – Тангеранг – Бекаси, часто называют Большая Джакарта (Jakarta Raya)].
Важный транспортный узел. По территории столичного округа проходит национальная автомагистраль № 1 протяжённостью 1341 км, соединяющая Джакарту и второй крупнейший город страны – Сурабая, а также порт Мерак в г. Чилегон, провинция Бантен, основной транспортный узел, через который выполняются перевозки между островами Ява и Суматра, и порт Кетапанг в кабупатене Баньюванги провинции Восточная Ява, откуда осуществляется паромное сообщение с о. Бали. Наряду с этой трассой, вдоль северного побережья Явы построена скоростная платная дорога от порта Мерак до г. Проболинго в восточной части Явы (965 км), которая к 2025 г. должна быть продлена и до Кетапанга (участок около 173 км).
Скоростная дорога соединяет Джакарту и город-спутник Богор (провинция Западная Ява), через который проложена Центральнояванская магистраль (Lintas Tengah Jawa) протяжённостью 1197 км, начинающаяся на западе в провинции Бантен, проходящая через г. Бандунг, административный центр провинции Западная Ява, центральнояванские города Соло и Салатига и заканчивающаяся в Сурабае.
Численность зарегистрированных транспортных средств в Джакарте, не считая находящихся в пользовании армии, полиции и дипломатического корпуса, составляет 21,3 млн ед. (2020; в 2 раза превышает население столицы; 18 млн ед. в 2016): мотоциклы – 16 млн, легковые автомобили – 4,1 млн (преимущественно внедорожники – 4057,4 тыс. ед.), грузовики – 0,8 млн, автобусы – 0,3 млн, транспортные средства специального назначения (кареты скорой помощи, автомобили пожарной охраны, инкассаторские автомобили и др.) – 0,2 млн.
Общая протяжённость дорог в Джакарте составляет 6652,7 км, в том числе: в Южной Джакарте – 2028,6 км, Восточной – 1570,3 км, Западной – 1212,4 км, Северной – 1146,7 км, Центральной – 694,7 км (2020). Средняя ширина дорог – около 7 м. Основная часть столичных дорог находится в провинциальном подчинении и является бесплатной.
Одна из наиболее серьёзных проблем Джакарты – автомобильные пробки. Правительство города пытается её решать, в частности, за счёт попеременного запрета на использование автомобилей с чётным и нечётным числом в государственном номере на центральных и наиболее загруженных магистралях города.
Для решения транспортных проблем в Индонезии с 1973 г. ведётся строительство платных автомагистралей (jalan tol). Особое внимание уделяется развитию сети платных дорог в Джакарте, среди действующих автомагистралей:
«Джагорави» (сокращение от Джакарта – Богор – Чиави; 1978; 46 км; 1‑я платная дорога, ведёт из Восточной Джакарты в кечаматан Чиави кабупатена Богор провинции Западная Ява; в 2019 ею воспользовались 139,7 млн автомобилей);
«Джапек» (Джакарта – Чикампек; 1988; 73 км; связывает столицу с промышленным районом Караванг в провинции Западная Ява; 126,7 млн автомобилей);
«Чипуларанг» (Чикампек – Пурвакарта – Падаларанг; 2005; соединяет Джакарту и административный центр провинции Западная Ява г. Бандунг);
«Джапек II» [известна как «Скайуэй шейха Мухаммада бен Заида» (наследного принца Абу-Даби), 2019; для частных автомобилей построен участок (36 км) на сваях, ставший самой протяжённой в Индонезии эстакадой];
«Джакарта – Мерак» [1984; 98 км; ведёт к порту Мерак в провинции Бантен; важнейшая её часть – участок Джакарта – Тангеранг (26 км), связывающий столицу с её городом-спутником (121,1 млн автомобилей)];
Внутренняя платная кольцевая дорога «Чамаренг» (1996; 45,3 км; включает 3 участка: Чаванг – Плюит, Плюит – Танджунг-Приок и Чаванг – Танджунг-Приок; 272,2 млн автомобилей);
Внешняя платная кольцевая дорога, известная как JORR (англ. Jakarta Outer Ring Road; 64 км; состоит из ряда отдельных участков, которые сооружались в 1990–2017 и управляются различными компаниями; 73,4 млн автомобилей).
Протяжённость платных дорог в пределах столичного округа составляет 160,4 км, в том числе: в Восточной Джакарте – 52,5 км, Северной – 46,1 км, Западной – 30,5 км, Южной – 28,8 км, Центральной – 2,5 км (2020).
В 30 км к северо-западу от центра Джакарты находится крупнейший аэропорт Индонезии Сукарно-Хатта (Тангеранг; 1985; статус международного с 2011; пассажирооборот 52,6 млн человек в 2019, 62,7 млн в 2018). Другой международный аэропорт имени Халима Перданакусумы (Восточная Джакарта; пассажирооборот 6,2 млн человек в 2019, 7,3 млн в 2018) закрыт на реновацию в 2022 г. Оператор обоих аэропортов – Angkasa Pura II (1984, современное название с 1986), в составе государственной компании Aviasi Pariwisata Indonesia (InJourney, основана в 2021).
Хотя основным средством передвижения между районами и островами Индонезии является воздушный транспорт, межостровное сообщение на незначительные расстояния осуществляется в том числе за счёт водного. В Джакарте расположен крупнейший морской порт страны Танджунг-Приок (пассажирооборот 119,2 тыс. человек в 2020, 212,5 тыс. в 2019; грузооборот 40,5 млн т в 2020, 44,3 млн т в 2019). Оператор – государственная компания Pelabuhan Indonesia (Pelindo, создана в 2021).
Железная дорога, построенная ещё в колониальный период, связывающая Джакарту с другими крупными городами на о. Ява, постепенно модернизируется. Новая железнодорожная ветка в 2017 г. соединила столицу с аэропортом Сукарно-Хатта [36,3 км, оператор – Railink (KAI Bandara)]. Действует система пригородных поездов KAI Commuter в пределах столичной агломерации Джабодетабек (оператор – Kereta Commuter Indonesia, в 2008–2017 назывался KAI Commuter Jabodetabek; около 80 станций, пассажирооборот 155 млн человек, 2020).
Среди транспортных средств общественного пользования (2019, тыс. единиц): автомобили для перевозки грузов – 22; такси – 13,8; автобусы для перевозки пассажиров в столице – 12,2; автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров в другие города и провинции, – 5,2; туристические автобусы – 2,8.
Важный элемент общественного транспорта столицы – т. н. трансджакартские автобусы, использующие выделенные коридоры, официально закрытые для другого транспорта [13 маршрутов, 5843 автобуса, 5503 работают на низкооктановом бензине «Премиум» (с октановым числом 88), 340 – на газе, 2019].
Существенное значение для решения транспортных проблем Джакарты имеет строительство метрополитена MRT (англ. Mass Rapid Transit; действует 1 линия Лебак-Булус – Бундаран ХИ, проходящая с юга в центральную часть города; пущена в 2019; 15,7 км, 6 подземных станций и 7 станций на наземных опорах; курсируют 16 составов по 6 вагонов; пропускная способность – 212 тыс. пассажиров в день). Оператор – Mass Rapid Transit Jakarta, принадлежащий столичному правительству (создан в 2008 при подготовке к строительству, начавшемуся в 2013). В финансировании проекта, помимо центрального правительства и правительства Джакарты, участвовало Японское агентство международного сотрудничества, в сооружении метрополитена – японские фирмы, подвижной состав поставил консорциум японских Sumitomo Corporation и Nippon Sharyo. После введения в строй 1‑й линии началось строительство 2‑й очереди (участок Бундаран ХИ – Кота, из центра на север, 7 подземных станций, 5,8 км). Ведётся подготовка к строительству 3‑й очереди (участок Кота – Анчол-Барат на севере вблизи побережья, 3 подземные станции, 6 км).
Функционирует 1 линия «лёгкого метро», или LRT (англ. Light Rapid Train; 2019; между районами Равамангун и Келапа-Гадинг; 5,8 км, проведена на сваях, 6 станций). Реализуется проект создания системы «лёгкого метро» Джабодебек, связывающего Джакарту с городами-спутниками – Богор, Депок и Бекаси, что должно серьёзно улучшить транспортную ситуацию в столичной агломерации (открыты 2 линии, 18 станций в августе 2023).
Предпринимаются усилия по интеграции различных видов транспорта с целью оптимизировать транспортные потоки и облегчить жителям перемещение внутри агломерации, стимулировать использование ими общественного транспорта и максимальный отказ от личного. Муниципальное предприятие JakLingko Indonesia (2020) разрабатывает систему оплаты интермодальных пассажирских перевозок в Джакарте: в 2021 г. были запущены «умные карты» и цифровое приложение «Супер», чтобы обеспечивать оплату проезда на различных видах транспорта от начала поездки до её завершения. Важным направлением политики в транспортной сфере является создание пересадочных станций (Cakra Selaras Wahana, CSW), которые должны обеспечить интеграцию различных транспортных средств, например метрополитена и «трансджакартского автобуса».
В Джакарте, где во многих районах практически отсутствуют тротуары и ходить пешком затруднительно, провозглашена программа по существенному увеличению их сети (2 км новых тротуаров площадью 2 тыс. м2 в 2019–2022; протяжённость выросла всего с 511 до 545 км, площадь с 767 тыс. до 997 тыс. м2 в 2001–2020). Правительство Джакарты развивает велосипедную инфраструктуру, создавая специальные выделенные полосы (98 км, к 2030 их протяжённость должна возрасти до 500 км, обеспечив связь столицы с городами-спутниками). Приоритет пешеходам и велосипедистам, развитие общественного транспорта с целью сокращения использования личного должны способствовать улучшению экологической ситуации в столице, на что направлена городская программа «Голубое небо».
Население
Население Особого столичного округа Джакарта составляет 10,6 млн человек, в том числе Восточной Джакарты – 3,0 млн, Западной – 2,4 млн, Южной – 2,2 млн, Северной – 1,8 млн, Центральной – 1,1 млн; Архипелага тысячи островов – 0,03 млн (2020; перепись). Население агломерации Джабодетабек – 31,2 млн человек (2020, 31,1 млн в 2015; агломерация Джакарты входит в число крупнейших агломераций мира).
Средняя плотность населения в столичном округе – 14,6 тыс. чел./км2, существенно варьируется в различных его частях (тыс. чел./км2): Центральная Джакарта – 18,6, Западная – 17,7, Южная – 14,7, Восточная – 14,4, Северная – 11,3; островная часть – 2,5.
Доля мужчин в общей численности населения составляет 50,5 %, женщин – 49,5 % (2020).
Население Джакарты в среднем растёт на 1 % в год (1,1 в 2018; 1,2 в 2019; 0,9 в 2020). Увеличение численности населения происходит в том числе за счёт естественного прироста (тыс. человек): 93,7 в 2018 г., 79,0 в 2019 г., 62,9 в 2020 г.
В возрастной структуре населения на детей (до 15 лет) приходится 23 %, на лиц трудоспособного возраста (15–64 года) – 72 %, на пожилых (старше 65 лет) – 5 %. Доля лиц пожилого возраста в общей численности населения постепенно увеличивается (4,3 % в 2018, 4,6 % в 2019).
Сократилась численность браков (с 57,8 тыс. в 2019 до 50,0 тыс. в 2020), разводов стало на порядок меньше (1,5 тыс. в 2019, 94 в 2020, в том числе 26 через мусульманскую процедуру «талак», при которой мужчина трижды заявляет формулу развода).
Численность экономически активного населения составляет 5,2 млн человек, из них 3,3 млн мужчин, 1,9 млн женщин (2020).
Среди 4,7 млн занятых 107,8 тыс. числятся временно неработающими, более 1 млн человек работают менее 35 часов в неделю, т. е. фактически являются частично занятыми (606,7 тыс. мужчин и 547,4 тыс. женщин).
Индонезийское законодательство предполагает использование иностранной рабочей силы только в тех случаях, когда невозможно применение местной. В Джакарте занято 6,3 тыс. человек из-за рубежа (4,9 тыс. мужчин и 1,4 тыс. женщин, 2020; 5,3 тыс. человек в 2010, из них 4,2 тыс. мужчин и 1,1 тыс. женщин).
Доля бедных – 4,7 % населения столицы (2021, 4,5 % в 2020), причём наименьший показатель – 3,4 % – наблюдается в Южной Джакарте, наибольший – 14,9 % – в островной части, а в Северной Джакарте, где сосредоточено больше всего трущоб, – 6,8 %.
Религия
В конфессиональном составе существенно преобладают мусульмане – 83,7 % (2020). На христиан приходится 12,5 % населения (8,6 % протестантов и 3,9 % католиков). Буддисты составляют 3,6 %, индуисты, последователи Конфуция и представители других вероисповеданий – 0,2 %.
В столице расположены (2020): 3087 мечетей [большинство (966) в Восточной Джакарте] и 3214 мусульманских молельных комнат «мушола» (1069 в Восточной Джакарте), 1094 протестантских (274 в Восточной Джакарте) и 45 католических церквей (15 в Западной Джакарте), 263 буддистских (118 в Западной Джакарте) и 29 индуистских храмов (11 в Центральной Джакарте).
Ежегодно местные мусульмане устремляются на хадж в Мекку, годовая квота для Джакарты составляет около 8 тыс. человек (7970 человек в 2018, 8172 человека в 2019). В 2020–2021 гг. из‑за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) хадж был отменён.
История
Поселение на месте Джакарты существовало предположительно с 5 в. В 1527 г. после победы, одержанной на этом месте султаном Бантама над португальцами, расположенное там селение Сунда-Келапа было присоединено к Бантаму и получило название Джаякерта (в переводе с малайского – «город благополучной победы»). В начале 17 в. селение разрушено голландцами, которые в 1619 г. выстроили на его месте крепость, названную Батавией (в честь германского народа батавов, жившего на территории современных Нидерландов). Выросший вокруг крепости город в 1621 г. получил то же название. До 1732 г. там располагалась резиденция генерал-губернатора Нидерландской Ост-Индской компании, впоследствии нидерландской государственной колониальной администрации. В 1811–1816 гг. в ходе Наполеоновских войн город контролировался англичанами. С начала 20 в. Батавия становится крупнейшим центром индонезийского национально-освободительного движения. 17 августа 1945 г. здесь была провозглашена независимость Индонезии со столицей в Батавии. В 1946 г. из-за начатых нидерландскими колонизаторами военных действий столица была временно перенесена в Джокьякарту, в 1949 г. вновь возвращена в Батавию, переименованную в Джакарту.
Архитектура
Историческое ядро Джакарты расположено у гавани, на севере города. Это район Кота-Туа и прилегающие кварталы, где частично сохранилась первоначальная регулярная планировка с каналами по образцу Амстердама, а также колониальные постройки в духе голландской архитектуры, в том числе бывшие ратуша (1707–1710; ныне Музей истории Джакарты), дома генерал-губернаторов Г. В. фон Имхофа (Токо-Мера; 1730) и Р. де Клерка (1760; ныне Национальный архив), а также Сионская церковь (Новая португальская церковь; конец 17 в., перестраивалась).
Центром этой части города служит площадь Ньиве-Маркт (ныне Фатахилла), где расположены бывшая ратуша, кафе Batavia (1830-е гг.), Дворец правосудия в неогреческом стиле (1870-е гг.; ныне Музей изобразительных искусств и керамики), музей ваянга в стиле голландской архитектуры 16–17 вв. (1912), почтамт района Кота-Туа в русле неоклассицизма и ар деко (конец 1920-х гг., архитектор Р. Баумгартнер). Рядом расположены мечеть Луар-Батанг (18 в.), штаб-квартиры Javasche Bank в духе эклектики (1909, архитектор Э. Кёйперс, перестраивался; ныне музей Bank Indonesia) и Нидерландского торгового общества в стиле ар деко (1933; ныне музей Bank Mandiri).
В начале 19 в. административный центр города переместился на юг, в район Велтевреден, где возникли площади Ватерлоплейн (использовалась как плац; ныне Бантенг) и Конингсплейн (Мердека), сохраняющие большое значение и в начале 21 в. Рядом с площадью Бантенг находятся бывший дворец генерал-губернатора (1-я треть 19 в.; ныне Министерство финансов), театр «Велтевреден» (1821; ныне концертный зал Jakarta Art Building; оба – в стиле классицизма), католический собор в стиле неоготики (1901), а в её центре – монумент в честь освобождения Западного Ириана (перехода западной части Новой Гвинеи под власть Индонезии; 1963, скульптор Э. Сунарсо).
Вокруг площади Мердека с Национальным монументом в центре (обелиск с позолоченным факелом на вершине, высота 132 м, 1961–1975, архитекторы Р. М. Сударсоно, Ф. Силабан) находятся дворцы генерал-губернатора, ныне резиденции президента Индонезии: Негара (построен как частная резиденция в конце 18 в., перестраивался) и Мердека в неогреческом стиле (1870-е гг.), ротондальная протестантская церковь Иммануила в стиле классицизма (бывшая Виллемскерк; 1839, архитектор Я. Х. Хорст), здание Королевского Батавского общества искусств и наук (1868; ныне Национальный музей), Национальная галерея (жилое здание, 1817, перестроено в школу в 1900), мечеть Истикляль (1961–1978, архитектор Ф. Силабан). К юго-востоку от Мердека – англиканская церковь Всех Святых в стиле классицизма (1831) и монумент «Статуя героя» («Памятник крестьянину», 1963, скульпторы М. Г. Манизер, О. М. Манизер).
Также в Джакарте – высотные здания: Wisma Dharmala Sakti в духе брутализма (1990, архитектор П. Рудолф; ныне Intiland Tower; 100 м), Wisma 46 в формах постмодернизма (1996, архитектурное бюро Zeidler Roberts Partnership; 262 м), The Energy (2008, архитектурное бюро Kohn Pedersen Fox Associates; 217 м), Bakrie Tower (2009, архитектурное бюро HOK; 214 м), Gama Tower (2016, архитектурное бюро PT. Sekawan DesignInc Arsitek; 285,5 м, самое высокое здание в Индонезии), Sequis Tower (2019, архитектурное бюро Kohn Pedersen Fox Associates; 206,3 м).
Наука. Образование. Библиотеки. Архивы
В Джакарте находится Национальное агентство по исследованиям и инновациям (BRIN, 2019; включает 12 исследовательских организаций, 85 исследовательских центров в 2023) – ведущее научно-исследовательское учреждение страны, образованное путём слияния ряда крупных организаций по следующим направлениям: ядерные технологии; исследование и внедрение технологий; аэронавтика и исследование космического пространства; социология, экономика и естественные науки.
В Джакарте действуют 4 государственных (2020, 4,1 тыс. преподавателей, 90,6 тыс. студентов; 5 вузов в 2018) и 284 частных (24,6 тыс. преподавателей, 617,1 тыс. студентов; 315 вузов в 2018) университета. Ведущие университеты, расположенные в пределах столичной агломерации: Индонезии (1950, государственный, Депок), Богорский сельскохозяйственный (1963, государственный, Богор), Государственный Джакарты (1964), Тербука (1984, государственный, Джакарта), Трисакти (1965, частный, Джакарта).
Правительство города уделяет большое внимание системе обязательного 12-летнего образования, стремясь обеспечить его доступность для малоимущих слоёв населения, для которых оно не только бесплатно, но и стимулируется выплатой пособий для учеников из бедных семей [1,7 млн школьников ежемесячно выплачивается пособие на «карту умной Джакарты» (Kartu Jakarta Pintar, дебетовая банковская карта), 2021].
Для Джакарты характерен высокий уровень вовлечённости детей в образование [посещаемость: начальная школа (1–6‑й классы) – 98 %, средняя школа 1‑й ступени (7–9‑й классы) – 82,5 %; средняя школа 2-й ступени (10–12‑й классы) – 60,4 % (2020)]. Несмотря на обязательность начального образования, в первых классах начальной школы учёбу бросают дети, как правило, из беднейших семей (32 ребёнка в 2020, 97 в 2019, 295 в 2018).
Численность государственных начальных школ в Джакарте – 1451 (23,6 тыс. учителей и 578,1 тыс. учеников), частных – 913 (14,3 тыс. и 236,7 тыс. соответственно; 2020). Среди начальных школ преобладают государственные учебные заведения, среди средних школ – частные, хотя основная часть учеников, в силу экономических причин, приходится на государственные школы. Среди средних школ 1‑й ступени 293 – государственные (10,6 тыс. учителей и 220,6 тыс. учащихся) и 775 – частные (10,1 тыс. и 148,8 тыс. соответственно); среди средних школ 2‑й ступени 117 – государственные (5,3 тыс. учителей и 92,1 тыс. учеников) и 372 – частные (6,7 тыс. и 82,6 тыс. соответственно); среди средних школ профессиональной ориентации (уровень средних школ 2‑й ступени) 73 – государственные (3,4 тыс. учителей и 56,7 тыс. учащихся) и 507 – частные (9,3 тыс. и 168,3 тыс. соответственно).
В возрастной группе старше 15 лет (всего 8,2 млн человек) 1,4 млн человек имеет образование в пределах начальной школы, 1,6 млн – средней школы 1‑й ступени, 3,8 млн – средней школы 2‑й ступени / средней профессиональной школы и 1,4 млн – высшее образование (2020).
Действуют 1914 детских садов (10,7 тыс. воспитателей и 68 тыс. посещающих), из них 1845 – частные (10,3 тыс. и 63,9 тыс. соответственно; 2020/2021).
Часть учебных заведений находится в ведении Министерства по делам религии (2020):
медресе «раудатул атфал» (Madrasah Raudatul Athfal, по уровню подготовки соответствуют светскому детскому саду, 1005 учреждений, 4,2 тыс. воспитателей, 32,6 тыс. воспитанников);
медресе «ибтидайя» [Madrasah Ibtidaiyah, уровень начальной школы, 477 учебных заведений, в том числе 22 государственных (0,6 тыс. учителей и 11,1 тыс. учеников) и 455 частных (5,8 тыс. и 109,7 тыс. соответственно)];
медресе «цанавия» [Madrasah Tsanawiyah, уровень средней школы 1‑й ступени, 247 учреждений, из них 42 – государственные (1483 учителя и 24,3 тыс. учащихся), 205 – частные (3,1 тыс. и 44,3 тыс. соответственно)];
медресе «алия» [Madrasah Aliyah, соответствует средней школе 2‑й ступени, 93 учреждения, включая 22 государственных (1 тыс. учителей и 14,8 тыс. учеников), 71 частное (1,1 тыс. и 10,5 тыс. соответственно)].
Развитие системы образования в Джакарте предполагает довольно высокий уровень компьютерной грамотности. 24 % жителей старше 5 лет регулярно пользуются компьютером, причём этот показатель колеблется от 20 % в Северной Джакарте до 28 % в Южной Джакарте (2020).
Правительство Джакарты реализует программу привлечения населения к чтению книг и претендует на присваиваемое ЮНЕСКО звание «Всемирная столица книги». В 2021 г. Джакарта получила титул «Город литературы» ЮНЕСКО. В 2020 г. библиотеки посетило 0,8 млн человек, 0,3 млн человек воспользовалось услугами передвижных библиотек (3,5 млн и 0,7 млн человек соответственно в 2018). Книжный фонд библиотек Джакарты составляет 1,7 млн томов (2020, 1,2 млн томов в 2018). Организовано 185 «скверов для чтения», где можно читать книги в тени деревьев.
Крупнейшие библиотеки: Национальная Республики Индонезия (1980), Совета народных представителей, литературный архив Х. Б. Яссина (1976), политической и социальной истории (1952).
Действует Национальный архив Индонезии (1892).
Музеи
В Джакарте работают 72 музея (в число музеев входят 6 зоопарков и аквариумов, 2018): в Южной – 12, Восточной – 24, Центральной – 20, Западной – 13 и Северной – 3. В 2018 г. музеи столицы посетило 3,5 млн человек, 1,9 млн пришлось на музей «Монас» (обелиск Национальный монумент, 1961–1975).
Другие ведущие музеи: Национальный (1778; историческая, археологическая, этнографическая, географическая, нумизматическая коллекции), Вооружённых сил Индонезии (1972), истории Джакарты (1974), ваянга (1975; кукол), текстиля (1976), морской (1977; вблизи гавани Сунда-Келапа), изобразительных искусств и керамики [образован в 1990 путём объединения музея изобразительных искусств (1976) и музея керамики (1977)], Национальная галерея (1999).
Музыкальная жизнь
Функционирует ряд оркестров: филармонический оркестр (англ. Jakarta Philharmonic Orchestra; основан в 1912); концертный оркестр (англ. Jakarta Concert Orchestra; 1999, современное название с 2011); симфонический оркестр (англ. Jakarta Simfonia Orchestra; основан в 2009); юношеский симфонический оркестр (англ. Trinity Youth Symphony Orchestra, основан в 2013); городской филармонический оркестр (англ. Jakarta City Philharmonic, основан в 2016). В 1986 г. основано хоровое общество (англ. Jakarta Oratorio Society). В 2002 г. основана консерватория, в 2008 г. – Международная музыкальная консерватория Индонезии в Джакарте. Факультет музыки присутствует в Институте искусств Джакарты (Institut Kesenian Jakarta).
Фестивали
С 2005 г. в Джакарте проводится ежегодный фестиваль джаза (англ. Jakarta International Java Jazz Festival), с 2012 г. – фестиваль рок-музыки и металла (англ. Hammersonic Festival).
Парки
В Джакарте, где мало мест для прогулок и отдыха на открытом воздухе, правительство города взяло курс на развитие парков и скверов (программа Taman Maju Bersama, 2018). Разбито 57 парков, 12 – на стадии создания (2021). Среди городских парков: «Ментенг» (2007) в Центральной Джакарте; «Айодья» (2009), «Лангсат» (2009), «Матарам», «О-Парк» (2018) в Южной Джакарте; «Поджок-Чериа», «Пикник», «Келапа» (2016) в Восточной Джакарте. Открыты парк птиц (1986, 175 видов птиц) в культурно-этнографическом парке «Мини-Индонезия» («Прекрасная Индонезия в миниатюре»), сад орхидей «Пермай» (1993, частный).
На территории столичного округа сохранились леса, значительная часть которых относится к категории «защищённые леса» (Hutan Lindung, запрещена любая экономическая деятельность). «Защищённые леса» сосредоточены в т. н. Зоне сохранения природы, включающей национальный парк «Архипелаг тысячи островов» (1080,0 км2 мангровых лесов, 0,4 км2 лесов на суше) и природный туристический парк Ангке-Капук (Северная Джакарта, 1,0 км2), а также в заповедниках: Муара-Ангке (дельта реки Ангке, 0,3 км2); на островах Бокор (0,2 км2) и Рамбут (0,5 км2 мангровых лесов, 0,5 км2 лесов на суше). Кроме того, в районе Ангке-Капук находится 0,4 км2 «защищённых лесов» и 1,6 км2 «производственных лесов» (допускается определённая экономическая деятельность). В числе видов деревьев, произрастающих в природоохранных зонах Джакарты, преобладают свитения крупнолистная, цербера мангас (морское манго), тиковое дерево, тунг молуккский, терминалия катаппа.
Достопримечательности
Среди достопримечательностей Джакарты: культурно-этнографический парк «Мини-Индонезия» («Прекрасная Индонезия в миниатюре»; 1975, крупнейшая рекреационная зона Джакарты), прибрежный тематический парк «Анчол» (1966, с океанариумом, аквапарком, аттракционами, экологическим парком), зоопарк-сафари «Рагунан» (1966), гавань Сунда-Келапа, обелиск Национальный монумент, а также многочисленные колониальные постройки в духе голландской архитектуры, сохранившиеся со времён Батавии.
Здравоохранение
Национальной программой обеспечения здравоохранения в Джакарте охвачено 98,5 % населения (имеют «карту здоровой Индонезии» – KIS в рамках системы медицинского страхования).
Функционирует 193 больницы (включая 142 общего профиля, 51 специализированную), в том числе 49 (8,4 тыс. коек) – государственных, 12 (3,9 тыс. коек) – в ведении Национальной армии Индонезии и полиции, 132 (10,8 тыс. коек) – частные (2020). Работает 332 общественных центра здоровья (puskesmas – pusat kesehatan masyarakat, учреждения здравоохранения районного уровня, первичная медицинская помощь и лечебно-оздоровительные услуги; 2020).
Представлены сети частных медико-клинических учреждений: Ciputra, Hermina, Mayapada, Medika, Medistra, Mitra Keluarga, Siloam и др.
Кроме того, на территории Джакарты действует 595 клиник, оказывающих помощь семьям по государственной программе планирования семьи (1,5 млн участников, 2020). Отмечается снижение рождаемости (170,8 тыс. родившихся в 2020, 210,3 тыс. в 2018).
В столице работает свыше 10 тыс. врачей (в Центральной Джакарте – 2,5 тыс., Южной – 2,3 тыс., Западной – 2,0 тыс., Восточной – 1,9 тыс. и Северной – 1,3 тыс., 43 специалиста в островной части); 36,1 тыс. медсестёр (в Центральной Джакарте – 9,8 тыс., Восточной – 8,0 тыс., Южной – 7,8 тыс., Западной – 6,2 тыс. и Северной – 4,3 тыс., 89 медсестёр в островной части) и 7,1 тыс. акушерок (в Восточной Джакарте – 1,8 тыс., Южной – 1,7 тыс., Западной – 1,3 тыс., Центральной – 1,2 тыс. и Северной – 1,1 тыс., 57 акушерок в островной части).
Спорт
Крупнейший спортивный центр в стране, где располагаются многофункциональные спортивные арены, проводятся национальные и международные состязания. Наиболее популярные виды спорта: футбол, автогонки, боулинг, велосипедный, бадминтон, бокс, теннис, плавание и др.
В 1960 г. в Джакарте был построен многофункциональный спортивный комплекс «Гелора Бунг Карно» с футбольным стадионом (около 80 тыс. мест), водным стадионом (трибуны на 7,8 тыс. мест); в 1962 и 2018 гг. здесь проходили соревнования из программы IV и XVIII Азиатских игр, а в 1963 г. состоялись 1-е Игры ГАНЕФО (Спортивной ассоциации стран Азии и Африки). Для проведения этих состязаний многие спортивные площадки были обустроены в спортивном комплексе «Сенаян». Также Джакарта была несколько раз столицей Игр Юго-Восточной Азии (1979, 1987, 1997, 2011).
В 1993–1996 гг. в Джакарте проводились мужские Открытые чемпионаты Индонезии по теннису в одиночном и парном разрядах. В 2006 г. в Джакарте прошёл 19-й чемпионат Азии по 10-кегельному боулингу.
С 2008 г. активно функционирует гольф-клуб Royale Jakarta. Стадионы широкого профиля (имени Камаля Муара на 10 тыс. мест и «Патриот Кандрабхата» на 30 тыс. мест), как правило, используются для проведения футбольных матчей. Ведущий футбольный клуб города и один из лидеров индонезийского футбола – «Персия Джакарта» (основан в 1928).
В 2018 г. открыт многофункциональный Джакартский международный конноспортивный парк, занимающий территорию 35 га, трибуны на 1,5 тыс. мест; где также проводились соревнования XVIII Азиатских игр. К этим Играм был отреставрирован Джакартский международный велодром (открыт в 1973); в 2022 г. состоялись первые автогонки на Международном автодроме Джакарты.
24 июля 2022 г. состоялось торжественное открытие крупнейшего футбольного стадиона Азии – Международного стадиона Джакарты (82 тыс. мест) с выдвижной крышей (стоимость проекта 312 млн долл.).
В 2023 г. планируется проведение чемпионата мира по баскетболу, к началу которого построен дворец спорта «Индонезия Арена» (16,5 тыс. мест) на территории спортивного комплекса «Гелора Бунг Карно».
С ноября 2013 г. традиционно проводится Джакартский марафон.
Хозяйство
Валовой региональный продукт (ВРП) Джакарты в текущих ценах составляет 2772,4 трлн рупий [2020, 2816,8 трлн в 2019, около 18 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны]. Основной вклад (60 %) в ВРП вносят (трлн рупий): торговля и ремонт авто- и мототехники – 460,7 (16,6 %), обрабатывающая промышленность – 315,2 (11,4 %), строительство – 312,4 (11,3 %), финансовые услуги (в том числе страховые) – 312,4 (11,3 %), информационно-коммуникационные услуги – 260,9 (9,4 %). 25,2 % ВРП столицы создаёт Центральная Джакарта, 23,1 % – Южная, 17,8 % – Северная, 16,9 % – Восточная, 16,8 % – Западная; 0,2 % – Архипелаг тысячи островов.
На динамику ВРП в Джакарте большое влияние оказала пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанные с ней ограничения. Если в 2018 г. темп прироста ВРП в постоянных ценах 2010 г. составил 6,1 %, а в 2019 г. – 5,8 %, то в 2020 г. он резко снизился до −2,4 %, наибольший спад наблюдался в Северной Джакарте (снижение до −6,2 %; темп прироста ВВП Индонезии при этом составил −2,0 %). В 2020 г. отрицательные значения темпа прироста в числе прочего показали ( %): электро- и газоснабжение (12,0 в 2019, −11,0 в 2020, −16,3 в 2021), торговля и ремонт авто- и мототехники (5,5 в 2019, −7,0 в 2020, 5,5 в 2021), транспортно-логистические услуги (8,4 в 2019, −7,5 в 2020, 12,8 в 2021), строительство (1,8 в 2019, −5,6 в 2020, 0,1 в 2021), гостиничный бизнес и система общественного питания (7,0 в 2019, −16,2 в 2020, 9,0 в 2021); оказались востребованы информационно-коммуникационные услуги (11,7 в 2019, 11,1 в 2020, 4,7 в 2021), предсказуемо вырос сектор услуг здравоохранения (6,8 в 2019, 19,9 в 2020, 8,1 в 2021).
В основе хозяйства столицы – сфера услуг. Доля занятых в третичном секторе экономики – 83,2 % (0,6 % – первичный, 16,2 % – вторичный, 2020).
Наибольшее число (60,5 %) работающих в Джакарте занято в торговле и ремонте авто- и мототехники (1184,7 тыс. человек), обрабатывающей промышленности (513,2 тыс. человек), транспортно-логистических услугах (547,8 тыс. человек), гостиничном бизнесе и системе общественного питания (544,9 тыс. человек; 2020).
Уровень открытой безработицы в Джакарте – 8,5 % (август 2021; 11 % в августе 2020). Основную часть безработных составляет молодёжь, 57,8 % приходится на лиц в возрасте 15–29 лет. В возрастной группе 15–19 лет безработные составляют 43,4 %, в группе 20–24 года – 23,3 % и в группе 25–29 лет – 13,6 %.
В среднем 41,8 % затрат жителей Джакарты составляет питание, 32,4 % – оплата жилья. Среди всех непродовольственных расходов 55,7 % приходится на жильё, на оплату услуг – 25,5 %, на покупку одежды и обуви – 4,1 %, покупку товаров длительного пользования – 5,9 %, оплату налогов и страховых услуг – 6,4 %, затраты на праздники и церемонии – 2,4 % (2020).
В Джакарте находятся высшие органы исполнительной, законодательной и судебной власти страны. Численность государственных служащих в системе городской администрации составляет 59,7 тыс. человек (2020, 27,6 тыс. мужчин и 32,1 тыс. женщин, 2019 – 64,2 тыс. человек, из них 29,7 тыс. мужчин и 34,5 тыс. женщин). Общая численность госслужащих распределяется между центральным аппаратом столицы (8,9 тыс. человек) и городами, входящими в состав столичного округа (тыс. человек): Южная Джакарта – 12,0, Восточная – 15,4, Центральная – 6,9, Западная – 9,1, Северная – 6,5; Архипелаг тысячи островов – 0,9. С 2010 г. численность госслужащих в системе администрации Джакарты сократилась на 22,4 тыс. человек. Среди госслужащих наибольшая доля (50 %) приходится на учителей – 29,9 тыс. человек; значительные группы составляют медицинские работники – 3,6 тыс. человек, сотрудники подразделения муниципальной полиции – 3,0 тыс. человек, работники Службы пожарной охраны и спасения – 2,6 тыс. человек (2020).
В столичном округе расположены штаб-квартиры крупнейших государственных компаний, в том числе Pertamina (1968; нефтегазовая отрасль, входит в Fortune Global 500 в 2019), PELNI (1952, морские перевозки), BULOG (логистика, дистрибуция продуктов питания), и многопрофильных конгломератов страны, включая Astra International (1957; автомобилестроение, логистика, информационные технологии, сельское хозяйство), Salim Group (1972; сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля), Lippo Group (1950; недвижимость, торговля, гостиничное дело, медицина, телекоммуникации), Kompas Gramedia (1965; СМИ, издательское дело, образование, гостиничное дело).
Важное значение для транспортировки пассажиров и мелких грузов в условиях автомобильных пробок Джакарты имеют перевозки мотоциклетным транспортом, который контролируется частным предприятием GoTo Gojek Tokopedia [GoTo; 2021, образована путём слияния компаний Aplikasi Karya Anak Bangsa (2010; цифровые сервисы транспортных услуг Gojek, в том числе таксомоторного транспорта, представлены также в других странах Юго-Восточной Азии) и Tokopedia (2009, онлайн-торговля)]. Получая заказы через специальное приложение на смартфонах, перевозчики компании осуществляют доставку грузов и пассажиров за умеренную плату в относительно сжатые сроки.
В сфере финансов действуют (2020): Фондовая биржа Индонезии – Bursa Efek Indonesia (IDX, образована в 2007 путём объединения Джакартской и Сурабайской фондовых бирж); Bank Indonesia (центральный банк, 1953); 4 государственных банка (1025 отделений) – Bank Mandiri, Bank Negara Indonesia (BNI), Bank Rakyat Indonesia (BRI) и Bank Tabungan Negara (BTN); региональный банк развития; 51 частный банк (в том числе с участием иностранного капитала, 1520 отделений), 14 шариатских банков (195 отделений), включая 2 шариатских банка регионального развития, 8 иностранных банков – Bangkok Bank, Bank of America, Bank of China, Citibank, Deutsche Bank, J.P. Morgan, MUFG Bank и Standard Chartered (имеют статус «филиал иностранного банка», предполагающий полноценное банковское обслуживание; работают в крупнейших городах Индонезии, 9 отделений).
Функционируют Торгово-промышленная палата Индонезии (KADIN Indonesia; 1968), Индонезийская ассоциация работодателей (APINDO; с 1952 Совет работодателей по социально-экономическим вопросам, PUSPI; с 1985 современное название), Ассоциация розничных предпринимателей Индонезии (APRINDO; 1994) и др.
Джакарта является крупным центром внешней торговли Индонезии. Экспорт товаров из столицы составляет 53,7 млрд долл., в том числе 44,4 млрд долл. через морской порт Танджунг-Приок и 9,3 млрд долл. – через международный аэропорт Сукарно-Хатта [2020; экспорт 54,0 млрд долл. (46,9 млрд и 7,1 млрд долл. соответственно) в 2019]. В 2021 г. через Джакарту экспортировано продукции стоимостью 64,1 млрд долл., в том числе товаров на сумму 11,2 млрд долл., произведённых непосредственно в столичном округе (9,9 млрд долл. в 2020).
В структуре экспорта – транспортные средства и другая продукция машиностроения, рыба и креветки, ювелирные изделия и драгоценные камни, одежда, продукция химической промышленности, включая бытовую химию, и др.
Основной поток производимых в Джакарте товаров идёт в страны – партнёры Индонезии по АСЕАН (млн долл. в 2019 и 2020): в Сингапур (1917,8 и 1401,9), на Филиппины (1146,4 и 1062,1), в Малайзию (757,4 и 698,7), во Вьетнам (671,8 и 621,1); а также в США (826,0 и 796,7) и Китай (736,4 и 953,2).
Объём импорта товаров, поступающих в страну через Джакарту, составляет 72,0 млрд долл., из них 56,1 млрд долл. приходится на порт Танджунг-Приок и 15,6 – аэропорт Сукарно-Хатта (2020; 96,9 млрд долл. в 2021).
В 2020 г. существенно сократился объём частных национальных инвестиций в экономику Джакарты, составив 33,0 трлн рупий (62,1 трлн рупий в 2019), в меньшей степени – зарубежных инвестиций (52,0 трлн рупий в 2020, 61,8 трлн рупий в 2019). Наиболее привлекательными для инвесторов в Джакарте являются (2019) транспортно-логистические услуги (включая складское хозяйство и телекоммуникации; 34,9 трлн рупий национальных и 33,8 трлн рупий зарубежных инвестиций) и строительство (6,4 и 17,1 трлн рупий соответственно).
Действует ряд сетей розничной торговли, в том числе: супермаркетов Super Indo (1997, принадлежит Lion Super Indo), Hypermart (1986; Matahari Putra Prima, дочерняя компания конгломерата Lippo Group), минимаркетов Alfamart (1999, Sumber Alfaria Trijaya), Indomaret (1988; Indomarco Prismatama, входящая в конгломерат Salim Group).
Функционирует значительное число крупных торговых центров: «Гранд Индонесия», «Гандариа Сити», «Нео Сохо», «Плаза Индонесия», «Плаза Семангги», «Саринах», «Сенаян Сити», «Сенаян Плаза», «Таман Анггрек» и др.
Предприятие Pasar Jaya (1966, принадлежит столичному правительству) управляет более 150 рынками (ежедневно посещают более 2 млн человек, 2022), среди них – Глодок (расположен в китайском квартале, Западная Джакарта), Джатинегара (Восточная Джакарта), текстильные Майестик (Южная Джакарта), Танах-Абанг (Центральная Джакарта, в том числе оптовая торговля), Чипулир (Южная Джакарта, оптовый), книжный Джакбук (Центральная Джакарта), Птичий (Восточная Джакарта) и др. Действует крупнейший в стране цветочный рынок Рава-Белонг (Западная Джакарта). Для обеспечения продовольственной безопасности столицы большую роль играет оптовый рынок риса Чипинанг (Восточная Джакарта, 1974, поставки риса – 882,8 тыс. т в 2020).
В Джакарте развита мобильная телефонная связь. Крупнейшими провайдерами мобильной связи и Интернета являются Telekomunikasi Selular (Telkomsel, 176,0 млн пользователей в Индонезии, 2021), Indosat Ooredoo Hutchison (62,9 млн в 2021; 94,6 млн на 1-й квартал 2022), XL Axiata (57,9 млн в 2021). Поскольку в различных районах страны качество связи зависит от того или иного провайдера, многие пользователи, особенно в Джакарте, имеют по 2–3, а иногда и больше номеров мобильных телефонов, чтобы всегда оставаться на связи.
Однако не все жители Джакарты имеют возможность пользоваться мобильными телефонами. Проведённое в 2019 г. исследование местной консалтинговой компании Charta Politika показало, что в Западной, Северной Джакарте и на островах 7,8 % населения не имеет мобильных телефонов, в Центральной и Южной Джакарте – 10,3 %, Восточной – 14,3 %.
С целью создания «умного города» правительство Джакарты взяло курс на цифровизацию услуг различных городских служб, в том числе запустило приложения для мобильных телефонов: «Служба одной двери» (PTSP, оперативное оформление разрешения на ведение предпринимательской деятельности); Pajak Online (налогообложение в режиме онлайн: предоставление отчётности и оплата налогов); ALPUKAT Betawi (оформление документов по жилищным делам с функцией отслеживания готовности); JakEvo [получение разрешения на строительство жилых домов и их обустройство; в период введения карантинных мер в борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), предписывающих гражданам оставаться дома, через приложение можно было получить разрешение на выход из дома]; PPID DKI Jakarta (запрос и получение публичной информации); eMusrenbang (получение информации и внесение предложений по развитию окружающей среды); JAIS (регистрация домашних животных); JAKI (интегрирует ряд сервисов; обеспечивает доступ к цифровой библиотеке, созданной службой библиотек Джакарты и архивом столицы; предоставляет данные по ситуации с пандемией COVID-19, в частности о безопасности с точки зрения заражения района нахождения аппликанта, в том числе путём обмена анонимной информацией о тесном контакте с заражённым лицом); Pantau Banjir Jakarta (данные о наводнениях в различных районах города).
Многие из этих функций доступны предпринимателям Джакарты, для которых создана платформа JakPreneur (с 2017 зарегистрировано 283,3 тыс. предпринимателей, по данным на ноябрь 2021), предоставляющая доступ к кредитованию, возможности продвижения своей продукции, сдачи налоговой отчётности, обмена информацией с другими участниками, получения различного рода консультаций, в том числе от представителей академической науки, и т. п.
Осуществляется программа JakWiFi для обеспечения малоимущих слоёв населения доступом к бесплатному интернету (налажено около 9 тыс. точек доступа, 2021).
Важнейшие проблемы, стоящие перед столичным правительством, связаны, в частности, с экологией. Одна из них – управление отходами (ежедневно собирается 7,5 тыс. т: 3,7 тыс. т – неорганические, 3,8 тыс. т – органические, 31,7 т – ядовитые; 17,2 % составляет бумага, 23,0 % – пластик; 2022). Власти города призывают осуществлять раздельный сбор мусора, и в отдельных районах налаживается его переработка, чтобы сократить объём отходов, отправляемых на свалки. Используется механизм «банков мусора» для стимулирования населения сдавать отходы, которые можно перерабатывать (преимущественно пластик), в специальные пункты сбора. В столице открыто 1168 точек (больше всего в Восточной Джакарте – 368) временного хранения мусора и контейнерных площадок, откуда отходы уже вывозятся на свалки за пределы города (2022).
Практически ежегодно в Джакарте случаются наводнения, сопряжённые как с загрязнением русла протекающих здесь рек и снижением абсорбирующих свойств почвы в горной местности, где они берут начало, так и с тем, что значительная часть территории столицы находится ниже уровня моря. Бурение жителями водяных скважин усугубляет эту проблему. В 2020 г. в результате наводнений в столице погибло 23 человека. Правительство Джакарты предпринимает усилия по очистке рек и каналов, а также осуществляет дренажные работы, что улучшает ситуацию с наводнениями (затоплено 83 микрорайона в 2020, 151 в 2014), особенно в Западной Джакарте (5 микрорайонов в 2020, 48 в 2014). Для предотвращения наводнений в 2021 г. в пределах столичной агломерации проведено углубление русла 53 рек, 32 водоёмов и 247 каналов, построены водохранилища Чимангис и Кампунг-Рамбутан, в 25,6 тыс. точек пробурены дренажные скважины.
В среднем 84,4 % домовладений в Джакарте имеет собственную канализацию (наименьший показатель в Центральной Джакарте – 67,3 %); 14 % – доступ к чистой питьевой воде (наибольшее значение в Центральной Джакарте – 20 %); 78 % – в качестве питьевой воды использует бутилированную (Северная Джакарта – 86 %, островная часть – 87 %), 13 % – воду из скважин (Восточная и Южная Джакарта – 21 % и 26 % соответственно); 9 % – обеспечено центральным водопроводом (Центральная Джакарта – 19 %, Западная и Северная Джакарта – по 14 %; 2020).
Введены в строй станции по очистке сточных вод и установки по опреснению морской воды, в том числе на ряде островов. Для обеспечения населения чистой водой правительство города проводит разъяснительную работу, убеждая домохозяйства отказаться от бурения водяных скважин, способствующих дальнейшему опущению суши, и использовать воду, поставляемую по водопроводам муниципальным предприятием питьевой воды (PAM Jaya, 1977). Как для домовладений, так и для предприятий кабупатена Архипелаг тысячи островов постановлением губернатора Джакарты № 57 (2021) снижен тариф на поставку воды.
Объём водоподготовки PAM Jaya составляет 632,0 млн м3 [2019, 878,3 тыс. пользователей в столице, поставляется 362,6 млн м3, т. е. 57 % подготовленной воды; 795,1 тыс. и 266,9 млн м3 в 2009). Крупнейшие станции водоподготовки PAM Jaya в Джакарте (2019, млн м3): Буаран – 190,5, Пуло-Гадунг – 137,9, Педжомпонган-2 – 115,6, Педжомпонган-1 – 82,5 (всего 13). Среди пользователей – 739,9 тыс. домохозяйств, 123,4 тыс. торговых предприятий, 3,5 тыс. правительственных учреждений, 3,4 тыс. промышленных предприятий и 127 многоквартирных домов.
Частные домовладения в Джакарте, как правило, используют комбинированный вариант получения питьевой воды: по водопроводу от станций PAM Jaya и из собственных скважин, что наименее эффективно в северной части столицы, примыкающей к морю, поэтому в Северной Джакарте фиксируется наибольший объём потребляемой воды PAM Jaya (110,9 из 352 млн м3 воды; Западная Джакарта – 75,9, Восточная – 65,9, Центральная – 59,4, Южная – 39,9; 2018).
Джакарта является центром притяжения местных и зарубежных туристов, некоторые из них следуют через индонезийскую столицу транзитом в другие районы страны. Для иностранных туристов Джакарта не представляет большого интереса в силу отсутствия всемирно известных достопримечательностей, сложных экологической обстановки и транспортной ситуации (автомобильные пробки), однако наличие здесь главного международного аэропорта страны обеспечивает их регулярный приток (2,4 из 16,1 млн человек из-за рубежа, посетивших Индонезию в 2019, 0,4 из 4,0 млн в 2020). В 2021 г. число иностранных туристов в Джакарте сократилось до 119,4 тыс. человек в связи с введением карантинных мер в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). Основной поток приходится на граждан (2019; тыс. человек): Китая – 395,2, Малайзии – 260,5, Японии – 205,1, Сингапура – 179,5, Саудовской Аравии – 137,9, Республики Корея – 117,8; большинство приезжающих из Китая, Малайзии и Сингапура получают бесплатную туристическую визу и прибывают в Джакарту с деловыми целями. Численность российских туристов – 8,5 тыс. человек (2019). Среднее время пребывания иностранных туристов – 2 дня (2019).
В Джакарте действует (2019): 594 гостиницы «без звёзд» (18,6 тыс. номеров), в том числе в островной части – 238 (0,7 тыс.), Центральной Джакарте – 173 (4,9 тыс.), Западной – 73 (3,3 тыс.), Южной – 47 (7,5 тыс.), Северной – 37 (1,4 тыс.), Восточной – 26 (0,9 тыс.); и 397 отелей, имеющих звёздный статус (55,8 тыс. номеров), из них в Центральной Джакарте – 182 (26,0 тыс.), Южной – 101 (13,6 тыс.), Западной – 56 (8,2 тыс.), Северной – 36 (6,0 тыс.), Восточной – 18 (1,8 тыс.), в островной части – 4 (0,2 тыс.). Степень заполняемости столичных отелей, имеющих звёзды, в зависимости от месяца варьируется от 50 до 70 %, гостиниц «без звёзд» (преимущественно пользуются местные туристы) – от 53 до 77 % (2019).
В Джакарте работает 2118 промышленных предприятий, относимых к категориям «средних» (занятых 20–99 человек) и «крупных» (более 100 человек) с общим числом сотрудников 324,7 тыс. человек; годовой валовой объём производства составляет 575,7 трлн рупий, или около 41 млрд долл. (2018).
Наибольший вес в промышленности столицы имеет лёгкая, в том числе производство готовой одежды – 411 предприятий (объём производства – 25,1 трлн рупий); пищевая – 269 (87 трлн рупий); химическая отрасли, включая собственно химическое производство – 116 (33,6 трлн рупий), производство резиновых и пластиковых изделий – 223 (18,1 трлн рупий); металлообработка – 108 (7,5 трлн рупий); машиностроение, в частности электротехническая отрасль, – 73 (57,9 трлн рупий), производство транспортных средств – 66 (169,1 трлн рупий). В территориальном отношении крупные и средние предприятия распределяются следующим образом (2018): Западная Джакарта – 750 предприятий (63,7 тыс. занятых, 85 человек на одном предприятии); Северная Джакарта – 566 (119,2 тыс., 211); Восточная Джакарта – 476 (96,9 тыс., 204); Южная Джакарта – 181 (33,7 тыс., 186); Центральная Джакарта – 145 (11,3 тыс., 78).
Зарегистрировано 62,9 тыс. малых и микропредприятий (2019; всего 214,7 тыс. сотрудников), в основном вовлечённых в производство продуктов питания (22,4 тыс. предприятий, 45,8 тыс. занятых), пошив одежды (19,2 тыс., 88,2 тыс.), отрасль полиграфии (4 тыс., 15,9 тыс.), производство плетёных изделий из ротанга, бамбука и других материалов (3,2 тыс., 10,6 тыс.), производство мебели (2,7 тыс., 12,1 тыс.). Преобладают микропредприятия с числом занятых 2–3 человека, более крупные сосредоточены в Западной Джакарте (2019) – 17,0 тыс. предприятий с общим числом занятых 77,5 тыс. человек (4–5 человек в среднем на предприятии). В других частях Джакарты на одно предприятие приходится по 2–4 человека: Южная Джакарта – 13,8 тыс. предприятий, 33,8 тыс. занятых; Восточная Джакарта – 14,2 тыс., 42,0 тыс.; Центральная Джакарта – 6,3 тыс., 23,8 тыс.; Северная Джакарта – 11,1 тыс., 36,4 тыс.; островная часть – 0,6 тыс., 1,1 тыс.
В городе действуют представительства иностранных корпораций, оперирующих в Индонезии, в том числе в нефтяной (ExxonMobil, Chevron, PetroChina, Shell), горнодобывающей (BHP Group, Freeport-McMoRan, Rio Tinto, Thiess), машиностроительной (Hitachi, Honda, LG Electronics, Mitsubishi, Samsung Electronics, Sumitomo, Toyota), пищевой (Danone, Kraft Heinz, Nestlé, Unilever) отраслях промышленности.
В пределах столичной агломерации (преимущественно в восточной части) созданы промышленные зоны, среди них – Промышленная зона Пулогадунг (JIEP; Восточная Джакарта; 1973; 433 га; более 350 арендаторов в 2021; строительство, производство строительных материалов, продуктов питания и напитков, косметических средств, тканей, пластиковых упаковок), Индустриальный парк Восточной Джакарты (EJIP; кабупатен Бекаси; 1990; 320 га; около 90 арендаторов в 2022, из них около 75 производственных и 15 сервисных компаний; металлообработка, производство фармацевтических препаратов, продуктов питания и напитков, логистика и складское хозяйство), Промышленная зона MM2100 (805 га; кабупатен Бекаси; около 190 компаний в 2022; логистика и складское хозяйство, металлообработка, производство тканей, электроники, продуктов питания и напитков, пластмасс и пластиковых изделий, бытовой химии).
Одной из быстрорастущих отраслей в Джакарте является строительство (9,7 тыс. предприятий и 424,9 тыс. занятых в 2020; 10,1 тыс. и 449,4 тыс. в 2019). Объём строительных работ составляет 1178,3 трлн рупий (около 83 млрд долл., 2019). Основная часть строительных компаний представлена средними предприятиями (6,5 тыс.); свыше 800 – крупные (2020).
Правительство Джакарты стремится освободить столицу от трущобных застроек. С этой целью сооружаются посёлки многоквартирных домов, куда предполагается переселить малоимущие семьи. В 2022 г. введены в строй посёлки Аквариум, Баям, Кунир, Чакунг. Развивается программа ипотечного кредитования малоимущих семей по приобретению собственного жилья при нулевом начальном взносе на основе постановления губернатора Джакарты № 104 (2018). В рамках программы сооружаются жилые дома в посёлках Нуанса-Пондок-Келапа, Перумнас-Бандар-Кемаёран и Перумнас-Сентралэнд-Ченкаренг (на конец ноября 2021). В 2020 г. в столице построено 234 многоквартирных дома (28,8 тыс. квартир), в том числе 51 башенного типа, причём основная часть зданий сооружена в менее зажиточных частях столицы: Восточной – 100 (11,3 тыс.), Северной – 73 (10,4 тыс.) и Западной Джакарте – 32 (4,0 тыс.), тогда как в Центральной Джакарте – 22 здания (2,3 тыс.), в наиболее состоятельной части – Южной Джакарте – 7 домов (629 квартир).
В Джакарте расположена штаб-квартира государственной компании, производящей бо́льшую часть электроэнергии в стране – Perusahaan Listrik Negara (PLN; 1945; 4,8 млн пользователей, основная часть, 4,4 млн, приходится на частные домовладения, 2020). Производство электроэнергии в столице составляет 16,0 млрд кВт·ч (общая генерация в стране 275,6 млрд кВт·ч, 2020). Объём проданной электроэнергии 32,2 млрд кВт·ч (2020, 34,1 млрд в 2019, 32,8 млрд в 2018). Среди крупнейших электростанций в черте Джакарты – тепловая электростанция Муара-Каранг (1979, изначально работала на угле; модернизирована в 1992, в качестве топлива использует природный газ, мазут, дизельное топливо; установленная мощность 2,1 тыс. МВт в 2022, неоднократно увеличивалась за счёт ввода в эксплуатацию дополнительных установок). Распределение электроэнергии обеспечивает 13,9 тыс. трансформаторных подстанций общей мощностью 7,7 ГВт.
Вклад сельского хозяйства в экономику столичного округа незначителен (0,1 % ВРП, 2020). Среди отраслей сельского хозяйства наибольшее развитие получило растениеводство. В ряде районов Джакарты сохраняется выращивание риса (занято 934 га; производство 4,7 тыс. т необрушенного риса, или 2,7 тыс. т рисовой крупы, преимущественно в Северной Джакарте – 829 га; 4,1 тыс. т необрушенного риса, или 2,4 тыс. т рисовой крупы, 2020). Посевы риса постепенно сокращаются (2,0 тыс. га в 2010).
Основные овощные культуры (2020, тыс. т): китайская капуста (2,5), амарант (3,6), ипомея водяная (водяной шпинат, 4,1); плодовые культуры (2020; тыс. т) – манго [5,7, в том числе в Восточной (3,0), Западной (1,5) и Северной (1,2) Джакарте], авокадо (1,5), белимбинг (1,9), джамбу (3,2), бананы [1,4, главным образом в Восточной (0,7) и Южной (0,5) Джакарте] и рамбутан (1,9).
Выращиваются лекарственные растения (т): имбирь (13,7 в 2018, 4,1 в 2020); кеджибилинг (10,8 в 2018, 5,4 в 2020), альпиния галанга (10,3 в 2018, 4,1 в 2020), алоэ (25,8 в 2018, 9,6 в 2020), куркума (9,4 в 2018, 3,0 в 2020), андрографис метельчатый (самбилото; 6,9 в 2018, 3,3 в 2020), моринда цитрусолистная (3,1 т 2018, 3,6 в 2020) и другие; посадки находятся преимущественно в Восточной и Южной Джакарте.
Незначительные площади заняты под культивирование декоративных растений, обычно использующихся для создания поздравительных панно, на изготовлении которых специализируются мелкие предприятия. Основные посадки цветов сосредоточены в Южной и Восточной Джакарте. Производство составляет 302,7 тыс. орхидей и 37,3 тыс. роз (2020).
Хотя морская акватория Джакарты серьёзно загрязнена, здесь осуществляется вылов рыбы, которая затем реализуется на аукционах. В 2019 г. на таких аукционах было продано 105,8 тыс. т морской рыбы и других морепродуктов, выловленных в акватории Джакарты, 96,9 тыс. т – за её пределами, 2,3 тыс. т местной пресноводной рыбы и 40,9 тыс. т пресноводной рыбы, привезённой из других частей страны (общая стоимость 7,0 млрд рупий, или около 495 тыс. долл.). Среди реализованных на аукционах морепродуктов (2019; тыс. т): кальмаров – 41,9, полосатого тунца – 39,9, тунца – 22,8, скумбрии – 15,8, ставриды – 14,1, морского леща – 12,9 и креветок – 12,7. Зарегистрировано 1267 рыболовецких судов с мотором, основная часть которых ведёт улов за пределами столичного округа (2016).
Имеются скотоводческие фермы; поголовье составляет (тыс. голов, 2019): 2,1 – крупного рогатого скота молочного направления (главным образом в Южной и Восточной Джакарте), 2,4 – крупного рогатого скота мясного направления (преимущественно в Южной, Восточной и Западной Джакарте), 5,1 – коз (в основном в Северной, Южной и Восточной Джакарте), 1,9 – овец (прежде всего в Северной Джакарте), а также включает 59 голов буйволов (преимущественно в Западной и Южной Джакарте). Разводят домашнюю птицу, в том числе кур (1,6 млн голов в 2018; 2,2 млн в 2017) и манильских уток (20,0 тыс. голов в 2018, в основном в Северной Джакарте); производство куриных яиц составляет 28,9 тыс. (2018; 38,8 тыс. в 2017).