Боробудур
Боробуду́р (Borobudur), буддийское святилище в Индонезии, в южной части провинции Центральная Ява. Расположено в долине Кеду. Памятник яванской архитектуры конца 8 – начала 9 вв., одно из крупнейших буддийских сооружений в мире.
Чанди Боробудур построен из блоков камня (андезита) на вершине естественного холма в виде ступенчатой пирамиды и не имеет внутреннего пространства: на платформе расположены пять квадратных и три круглые террасы с небольшими решётчатыми ступами; завершает сооружение большая ступа, на вершину с четырёх сторон ведут лестницы. Обход памятника верующими совершается по открытым галереям на террасах. Внутренние стены галерей покрыты рельефными фризами.
В своей структуре святилище соединяет элементы ступы и храма-горы. Боробудур отличают глубоко продуманная, символическая композиция и богатый скульптурный декор.
История строительства, исследования, реставрации
Боробудур был возведён в период расцвета яванской династии Шайлендра государства Ранний Матарам. Поскольку прямые упоминания об этом памятнике в исторических источниках отсутствуют, его существующая датировка основана на палеографическом анализе надписей на языке кави, которые встречаются на плитах его нижнего яруса. Учёные (индонезийский исследователь Р. Сукмоно и др.) полагают, что святилище начали возводить примерно в 770-е гг. и закончили в первые десятилетия 9 в. Сохранилось несколько средневековых яванских надписей на камне, содержащих, как считают индонезисты, сведения о Боробудуре. В надписи Каюмвунан (824) из деревни Карантенах (округ Темангун, провинция Центральная Ява) говорится о строительстве храма Джины (Победителя), т. е. Будды Шакьямуни. О Боробудуре, по мнению нидерландского исследователя Й. Г. де Каспариса, также идёт речь в яванской надписи Три Тепусан (842) (округ Темангун, провинция Центральная Ява), в которой упоминается буддийский храм Бхумисамбхара. Де Каспарис предположил, что настоящее название храма было Бхумисамбхарабхудхара (с санскр. – Гора обретения добродетелей десяти ступеней бодхисаттвы) (Casparis. 1981).
Этимология слова «Боробудур» неясна, существуют различные его толкования. В письменных источниках это название впервые встречается в книге губернатора Явы Т. С. Рафлса «История Явы» (1817), в которой он высказал предположение, что его можно перевести как «Великий Будда» (Raffles T. S. The history of Java. In 2 vol. Vol. 2. London, 1817. P. 29–30, 62). Версия была признана исследователями несостоятельной. Индонезийский учёный Пурбачарака полагал, что название происходит от яванского слова «биара», производного от санскритского «вара» (монастырь) (Handelingen van het eerste Congres ... 1921. P. 287–290). Другой гипотезы придерживался В. Ф. Стюттерхейм, считая, что название Боробудура происходит от слов «вара» и «бидур» («будур»), т. е. «монастырь на холме» (Stutterheim W. F. Chaṇḍi Barabuḍur // Stutterheim W. F. Studies in Indonesian archaeology. The Hague, 1956. P. 12–17). В книге Л. Фредерика «Боробудур» предложен вариант «вара-буддапура» («монастырь города Будды») (Frédéric. 1996. P. 42).
Боробудур был оставлен людьми ещё в период Средневековья, предположительно во время переноса центра государственности из Центральной Явы в её восточную часть или же с распространением ислама. Возможно, сыграло роль разрушительное извержение находящегося недалеко от памятника вулкана Мерапи в 1006 г.
К началу 19 в., когда европейцы узнали о Боробудуре, он представлял собой каменистый холм, поросший деревьями и кустарниками, сквозь которые проглядывали скульптуры и резные плиты. О храмовых руинах стало известно Т. С. Рафлсу во время его инспекционной поездки по Яве в 1814 г. Местные жители считали холм заколдованным местом, где обитают злые духи. Рафлс поручил нидерландскому инженеру Г. Корнелиусу исследовать обнаруженный памятник, и тот провёл его частичную расчистку, составил первые описания и сделал зарисовки.
В последующие годы нидерландская колониальная администрация о. Ява предпринимала усилия по исследованию и восстановлению монумента. В 1835 г. Боробудур был в основном освобождён от земли и зарослей, в 1850-е гг. его тщательное изучение проводилось учёным Я. Ф. Г. Брюмюндом, в то время как Ф. К. Вильсен выполнил несколько сотен рисунков. На основе их трудов в 1873 г. К. Леманс издал научную монографию, посвящённую Боробудуру. Первое фотографирование сооружения состоялось в 1872 г. В 1885 г. при проведении восстановительных работ под землёй обнаружили нижний ярус Боробудура, облицованный 160 каменными плитами с рельефами на сюжеты буддийского трактата «Кармавибханга». Как выяснилось, этот ярус закрыли землёй и камнями ещё на этапе строительства, что породило много гипотез. По мнению большинства специалистов (Р. Сукмоно, В. Ф. Стюттерхейм, нидерландский военный инженер Т. ван Эрп), его засыпали, чтобы укрепить основание Боробудура, которое начало оседать при возведении верхних террас. Это предположение подтверждает тот факт, что несколько рельефов нижнего яруса остались незаконченными.
Первая полная реставрация памятника проходила в 1907–1911 гг. под руководством Т. ван Эрпа: он восстановил ступы на трёх верхних террасах, а также центральную ступу Боробудура, которую увенчал шпилем с нанизанными на него священными зонтами. Впоследствии шпиль демонтировали как несоответствующий историческому облику сооружения. В таком виде Боробудур просуществовал 1-ю половину 20 в. Однако проседание почвы и распространение растительности привели к повреждениям памятника, растрескиванию рельефов. Обеспокоенные судьбой Боробудура индонезийские власти обратились за помощью к ЮНЕСКО, которая оказала содействие в деле сохранения памятника. Полномасштабная реставрация велась в 1973–1983 гг.; одновременно трудилось более 600 человек – рабочих и специалистов различных направлений: архитекторов, скульпторов, реставраторов, микробиологов, климатологов, вулканологов, сейсмологов, гидрологов, почвоведов и др. Были разобраны четыре квадратные террасы, укреплён фундамент, проведена новая дренажная система. Каждый рельеф промыли, обработали специальным химическим составом. Во время реставрации нашли своё место на рельефах более 10 тыс. фрагментов, отбитые головы вернули на статуи будд.
Структура
Полностью оценить чёткую, глубоко продуманную и символическую структуру Боробудура можно только сверху. Его основание – почти квадратное (123 × 117 м) и имеет Т-образные выступы с каждой из четырёх сторон. Высота в 21 в. достигает 34,5 м. Нижнюю часть святилища составляют пять квадратных террас, четыре из которых имеют обходные галереи, на них возвышаются три круглых яруса с 72 небольшими решётчатыми колоколообразными ступами; увенчано всё сооружение центральной ступой. Схема Боробудура являет собой мандалу, своеобразную модель Вселенной, и соответствует принятым в индуистско-буддийской космографии представлениям о строении мира.
Центральная ступа символизирует мировую гору Меру, квадратные галереи – горные гряды, а Т-образные выступы – четыре обитаемых материка в Мировом океане, который окружает Меру. Таким образом, Боробудур предстаёт как объёмно-пространственная модель Вселенной. Если рассматривать вертикальную структуру сооружения, то всего у него девять ярусов, учитывая и самый нижний, скрытый ярус: это соответствует буддийской пространственной космографии, в которой Вселенная делится на три сферы бытия или плана существования. Нижнюю сферу, кама-дхату, символизирует скрытый ярус – это мир земных феноменов, где пребывают существа, подверженные страстям, сильным стремлениям, чувствам и чувственности. Далее следует рупа-дхату – высший план идеальных форм, которому соответствуют четыре обходные галереи Боробудура. И наконец, три верхние круглые в плане террасы святилища ассоциируются с арупа-дхату – миром, обитатели которого не имеют материальных форм. Вздымающаяся в небеса центральная ступа символизирует конечную цель буддистов – нирвану.
Архитектура и скульптура
Главный вход для осмотра Боробудура расположен с восточной стороны. В нижней части сооружения проходит горизонтальный фриз с изображениями небожителей и обитателей нижних миров – якшей и демонов. Выше, на внешних стенах балюстрад, на всех сторонах Боробудура, в нишах помещены скульптуры сидящих будд, общее число которых составляет сакральную цифру 108. Изваяния практически одинаковы: будды изображены в идентичных позах и отличаются лишь жестами рук. Плотно прилегающие одежды обрисовывают их идеальные тела, лица с полузакрытыми глазами бесстрастны и отрешены. Согласно религиозной концепции памятника, это татхагаты – эманации высшего будды Вайрочаны, соотносящиеся с четырьмя сторонами света. На восточной стене – будда Акшобхья с жестом рук бхумиспарша-мудра, указывающим на достижение просветления, на западе – Амитабха с самадхи-мудрой (дхьяна-мудрой), жестом медитации, на юге – Ратнасамбхава с варада-мудрой, жестом дарения, а с северной стороны – будда Амогхасиддха с абхая-мудрой – жестом защиты и покровительства. Размещение этих фигур на стенах с четырёх сторон Боробудура ассоциируется с распространением Дхармы, великого учения Будды, по всем сторонам света, т. е. по всей Вселенной.
Боробудур был местом паломничества верующих, и его богатый скульптурный декор должен был помочь жаждущим истины пилигримам пройти путь обретения высшей мудрости. Внутренние стены галерей покрыты рельефными фризами общей длиной 2,5 тыс. м, среди них – 1,46 тыс. повествовательных панно, расположение которых соответствует ступеням восхождения к нирване, и более 1,2 тыс. декоративных. Сюжетной основой послужил ряд религиозно-философских текстов буддизма махаяны.
Нижний, скрытый ярус храма содержит 160 рельефов (размер каждого 67 × 200 см). Они иллюстрируют буддийский дидактический трактат «Кармавибханга», известный по китайскому переводу 582 г., повествующий о кармическом законе, о человеческих деяниях и последствиях, к которым они ведут. Композиция каждого панно, как правило, делится по вертикали на две половины, в правой изображено действие, а в левой – то, что за ним следует. Доступным, назидательным языком рельефы рассказывают о наказании за неправедную жизнь и о награде за благие поступки. В наши дни для обзора доступны лишь пять рельефов нижнего яруса, т. к. и при восстановлении Боробудура в начале 20 в. и при реставрации в 1970-х гг. было принято решение все остальные рельефы оставить в первоначальном виде, т. е. вновь закрыть землёй и плитами. Поэтому ознакомиться с этой частью скульптурного убранства Боробудура можно только по фотографиям, которые выставлены в расположенном вблизи этого святилища музее «Кармавибханга».
На вершину Боробудура ведут четыре лестницы, однако они предназначены скорее для спуска, а не для подъёма – ведь осмотр святилища предполагает его обход по всем четырём галереям, и лишь затем следует восхождение на самый верх. По этой своеобразной «дороге паломников», рельефное обрамление которой воплощает огромное разнообразие человеческих чувств и переживаний, пилигримы проходили более 5 км. Галереи представляют собой своего рода коридоры под открытым небом: справа находится главная стена святилища, слева возвышается сплошная балюстрада, высота которой немного превышает человеческий рост. По верхнему краю балюстрад проходит ряд ступика (небольших полусферических ступ со шпилями). Подобная отрезанность от внешнего мира способствует внимательному осмотру рельефов, покрывающих сплошными фризами стену и балюстраду. На главной стене первой обходной галереи барельефы расположены в два яруса, их размеры колеблются от 60 до 80 см в высоту и от 260 до 276 см в длину. В верхнем фризе в сюжетной последовательности на 120 панно представлены сцены из буддийской сутры «Лалита-вистара», излагающей жизнеописание Будды Шакьямуни: пребывание бодхисаттвы на небесах Тушита, его решение о воплощении на земле, вещий сон царицы Майи, чудесное рождение принца, четыре знаковые встречи, уход из дворца, просветление и т. д.
В барельефах нижнего яруса первой галереи скульпторы в основном воплотили истории из «Дивья-аваданы», сборника буддийских легенд, сложившегося в первые века нашей эры. Так, первые барельефы нижнего фриза основаны на «Судханакумаравадане» и иллюстрируют рассказ о принце Судхане и девушке-птице Манохаре. Для ряда панелей первой галереи, расположенных преимущественно на балюстраде, сюжетами послужили сказания из джатак, повествований о предыдущих жизнях Будды Шакьямуни – своеобразных наставлений верующим. В них бодхисаттва, т. е. будущий Будда, предстаёт праведным правителем, брахманом, отшельником, слугой и др. Рождался бодхисаттва и в обличье животных, всегда готовых к самопожертвованию. Представлены в Боробудуре также несколько рельефов по мотивам самой знаменитой джатаки о предпоследнем рождении Будды на земле в образе принца Вишвантары (Вессантары), хотя эта важнейшая для буддистов история показана не полностью.
В скульптурном декоре святилища отражены реалии времени: типичные деревенские жилища на сваях, культовые и дворцовые сооружения, сцены на деревенском рынке, в лесном скиту отшельников и при дворе правителя, разнообразные персонажи в традиционных одеяниях и украшениях и т. д. Фигуры людей отличаются пластичностью, мягкостью очертаний, непринуждённостью и естественностью поз, жизненностью и полнокровием. С удивительно точной детализацией переданы на нескольких рельефах парусники с типичным для судов Юго-Восточной Азии аутригером, которые являются иллюстрациями традиции кораблестроения на средневековой Яве. По этим рисункам индонезийскими корабелами был построен деревянный корабль «Самудра Ракса», на котором в 2003–2004 гг. международная команда совершила морской переход до Африки.
Богатый орнаментальный декор Боробудура, преимущественно растительного характера, подчёркивает структурное членение рельефов, служит связующим звеном между отдельными сценами, гармонично объединяя их. Среди часто встречающихся мотивов – изображение мифического, исполняющего желания древа-калпаврикша, цветущие ветви которого украшены драгоценностями. У корней древа нередко помещаются фигуры двух фантастических существ-киннар и сосуды-пурнагхата с сокровищами. Повествовательные рельефы обрамлены прямоугольными рамками с узорами из стилизованных цветов лотоса и лиственных побегов. По верхней части стен проходят орнаментальные полосы из свисающих полукруглых гирлянд и цветочных подвесок. В некоторых местах на рельефах сохранились небольшие следы краски, что позволило исследователям (в том числе Л. Фредерику) высказать предположение, что изображения раскрашивались.
После осмотра первой галереи Боробудура следует подъём. Сюжетной основой 460 рельефных панелей на второй, третьей и четвёртой галереях стала «Гандавьюха», одна из наиболее важных сутр буддизма махаяны. На втором ярусе длинные панно (55 × 190 см) перемежаются барельефами меньших размеров (55 × 85 см), на третьем и четвёртом они примерно одинаковы (100 × 250 см). В «Гандавьюхе» на примере главного героя по имени Судхана показан путь человека к духовному самосовершенствованию и достижению состояния святости. В поисках истины Судхана и его спутники проводят несколько лет, следуя от одного учителя к другому и постигая сакральные знания. На рельефах, расположенных одной длинной лентой, представлены земные и божественные наставники юноши, совершенные образы проповедующих бодхисаттв и будд, пребывающих во дворцах и небесных чертогах. Рельефы третьего и четвёртого ярусов Боробудура, в отличие от скульптурного декора первого, лишены ярко выраженной повествовательности, их сюжеты становятся более отвлечёнными, а изображения – более плоскостными. Эти стилистические особенности определены идеей показа мира рупа-дхату, в котором царствуют идеальные формы и идеальные существа, где всё способствует состоянию духовной концентрации и медитативной созерцательности.
На вершине Боробудура, которая ассоциируется с миром без форм – арупа-дхату, нет ни галерей, ни рельефов на стенах, лишь три круглые в плане террасы, на которых стоят 72 решётчатые ступы (в Индонезии такая ступа называется «дагоба»). Высота ступ первого и второго ярусов колеблется от 3,4 до 3,9 м, диаметр составляет 4 м. Ступы верхней террасы немного меньше: их высота 3,4 м, а диаметр 3,3 м. Сквозные отверстия в них – различной формы: на ступах двух нижних ярусов – ромбовидные, а на верхней – прямоугольные, и количество их меньше. Сквозь них видно, что внутри каждой дагобы помещена фигура будды Вайрочаны, одного из пяти высших татхагат, занимающего центральное место в мироздании. Все скульптуры одинаковые: сидящий Вайрочана изображён с жестом дхармачакра-мудра, ассоциирующимся с проповедью Дхармы. Вид этих скрытых в ступах, как будто растворяющихся в полумраке фигур создаёт ощущение иллюзорности бытия, исчезновения явленной реальности.
Олицетворением шуньяты, через постижение которой верующий обретает просветление и нирвану, можно считать центральную ступу Боробудура. Она возведена на основании в виде двойного лотоса и имеет форму колокола с кубическим навершием-хармика, над которым возвышается довольно массивный, сужающийся кверху шпиль. Диаметр ступы достигает 11 м, она украшена двумя узкими горизонтальными орнаментальными полосами с изображениями свисающих полукруглых гирлянд и вьющегося побега. Внутри ступы находятся одна над другой две камеры, верхняя меньшего размера. Когда Боробудур обследовали в 1-й трети 19 в., центральная ступа находилась в полуразрушенном состоянии и помещения внутри неё были пустыми, без каких-либо реликвий. Однако в 1842 г., по свидетельству нидерландского наместника К. Л. Хартмана, проводившего неофициальные работы по расчистке Боробудура, внутри ступы под завалами камней была найдена статуя сидящего Будды Шакьямуни (Soekmono. 1990. P. 5–6; Муриан И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века. Москва, 1981. C. 93), оставшаяся незавершённой. Эта находка породила множество вопросов и предположений: неизвестно, размещалась ли скульптура внутри камеры изначально, или её туда перенесли позднее, а также когда именно ступа разрушилась, почему первые исследователи ступы не видели статую Будды внутри неё, намеренно ли статую в таком состоянии поместили в ступу и что это означает. Возможно, в незавершённости этого скульптурного образа кроется глубокий философский смысл, намёк на бесконечность Вселенной. В настоящее время скульптура установлена у музея «Кармавибханга» близ Боробудура.
Лестницы, ведущие на вершину Боробудура, имеют арочные входные проёмы на каждом ярусе, украшенные в верхней части маской демона Калы и головами фантастических морских чудовищ-макара. Кала олицетворяет смерть и возрождение, переход на новую ступень бытия и духовного развития. Таким образом, паломники, совершившие ритуальный обход одного из уровней храма, проходят через ворота и как бы поднимаются на следующую ступень просветления. С двух сторон у лестничных входных проёмов стоят фигуры фантастических львов-синга, считающихся в Индонезии охранителями священных мест. У них мощные короткие лапы, пасть приоткрыта, а пышные гривы ниспадают каскадом локонов. На всех ярусах Боробудура устроены водостоки (всего их 100), которые выполнены в виде голов фантастических существ: на нижних террасах это животное-макара, а на верхних – чудовище Кала.
Боробудур доныне остаётся святыней для буддистов. Особенно много паломников он привлекает в день Весак, один из главных буддийских праздников.
Боробудур включён в список Всемирного наследия.