#Искусство и архитектура буддизма
Искусство и архитектура буддизма
Тег

Искусство и архитектура буддизма

Искусство и архитектура буддизма
Найденo 24 статьи
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура
Изобрази́тельное иску́сство и архитекту́ра будди́зма, буддийское художественное наследие. Основное предназначение архитектурных форм и произведений изобразительного искусства – быть своеобразной опорой практикующего буддизм на пути учения (дхармы), это часть культа и сакральных практик. Наиболее ранние из сохранившихся изображений созданы на территории современной Индии в 2–1 вв. до н. э. В 3–4 вв. одновременно с широким распространением махаяны в странах Центральной и Восточной Азии формировалась буддийская иконография и пантеон в целом; однако они обладали своими особенностями в каждой стране.
Проповедь Будды с двумя бодхисаттвами. Гандхара (Пакистан). 2–3 вв.
Произведения градостроительства
Ангкор-Тхом
Ангко́р-Тхом, столица кхмерской империи Камбуджадеша с конца 12 в. по 1431 г. Возведена на территории Ангкора (ныне север Камбоджи, провинция Сиемреап) по повелению правителя Джайавармана VII. Город представляет собой в плане квадрат со стороной 3 км, окружённый по периметру каменными стенами высотой 8 м. Большинство сооружений относится к правлению Джайавармана VII (конец 12 – начало 13 вв.). Среди основных сохранившихся памятников – богато украшенные скульптурой пять въездных ворот, королевский буддийский храм Байон, террасы Слонов и «Прокажённого короля». В составе Ангкора включён в список Всемирного наследия.
Ворота победы в комплексе Ангкор-Тхом, Ангкор (Камбоджа). Конец 12 в.
Произведения градостроительства
Ангкор
Ангко́р, комплекс городских поселений на севере Камбоджи (провинция Сиемреап). Занимает территорию в 400 км2 недалеко от озера Тонлесап, на которой в 9–14 вв. правители кхмерской империи Камбуджадеша возвели более 10 городов, включающих около 1 тыс. монументальных сооружений (храмы, искусственные водоёмы, каналы, мосты и дамбы). Об истории исследования Ангкора см. статью Ангкор. История исследования. Памятники Ангкора включены в список Всемирного наследия.
Храм Та-Кео, Ангкор (Камбоджа). Строительство начато ок. 975
Произведения градостроительства
Ангкор. История исследования
Ангко́р. Исто́рия иссле́дования. Ангкор, комплекс городских поселений на севере Камбоджи (провинция Сиемреап), был центром кхмерской империи Камбуджадеша (9–14 вв.) и оказался преимущественно оставлен жителями в 1430-х гг. Открыт заново в середине 16 в., посещался буддийскими паломниками и христианскими миссионерами. Стал предметом исследований западных учёных и вызвал интерес широкой публики с последней трети 19 в. Большую роль в расчистке памятников, их восстановлении и изучении сыграла Французская школа Дальнего Востока (EFEO), а также ЮНЕСКО (комплекс включён в список Всемирного наследия). Исследования и реставрация Ангкора, в том числе с использованием новейших технологий, ведутся и в 2020-х гг.
Гравюра по рисунку Анри Муо. Оригинал опубликован в книге: Mouhot H. Voyage dans les royaumes de Siam, de Cambodge, de Laos et autres parties centrales de l'Indo-Chine. Paris, 1868
Религиозные сооружения
Ананда (храм)
Ана́нда, буддийский храм в Мьянме. Сооружён в конце 11 – начале 12 вв. в Пагане, столице Паганского государства. Реконструировался и расширялся при династии Конбаун и в 20 в. Побелённый храм с золочёной вершиной имеет центрический план, его фасады ориентированы по сторонам света, а центр занимает квадратный столб с нишами для статуй будд, вокруг которого идут два концентрических сводчатых коридора. Помимо статуй и каменных рельефов, храм украшают глазурованные изразцы с сюжетными барельефами, в том числе со сценами из джатак. Ананда включён в список Всемирного наследия в составе памятников Пагана.
Храм Ананда (Паган, Мьянма). Конец 11 – начало 12 вв.
Религиозные сооружения
Прамбанан
Прамбана́н, равнина с индуистскими и буддийскими храмами и храмовыми комплексами 8–10 вв. в центральной части о. Ява в Индонезии, на границе провинции Центральная Ява и особого округа Джокьякарта. Место расположения важных памятников архитектуры и скульптуры государства Ранний Матарам. Находящиеся здесь храмы и храмовые комплексы Лоро-Джонгранг (второе название – Прамбанан), Севу, Лумбунг, Бубрах и Гана включены в список Всемирного наследия.
Храмовый комплекс Лоро-Джонгранг (Прамбанан) (Центральная Ява, Индонезия). Общий вид. Середина 9 в.
Религиозные сооружения
Боробудур
Боробуду́р, буддийское святилище в Индонезии, в южной части провинции Центральная Ява. Расположено в долине Кеду. Памятник яванской архитектуры конца 8 – начала 9 вв., одно из крупнейших буддийских сооружений в мире. Построен из блоков камня (андезита) на вершине естественного холма в виде ступенчатой пирамиды и не имеет внутреннего пространства. На платформе расположены пять квадратных и три круглые террасы с небольшими решётчатыми ступами. Завершает сооружение большая ступа. Боробудур отличают глубоко продуманная, символическая структура и богатый скульптурный декор. Боробудур включён в список Всемирного наследия.
Святилище Боробудур (Центральная Ява, Индонезия). Конец 8 – начало 9 вв. Вид с северо-запада
Страны мира. Искусство и архитектура
Индонезия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Индоне́зии. Среди древнейших произведений искусства на территории современной Индонезии – изображения животных в пещере Лубанг Джериджи Салех в провинции Восточный Калимантан и др. (созданы предположительно более 40–50 тыс. лет назад). Были также распространены мегалитические сооружения. К важным памятникам буддийского искусства относятся архитектура и скульптура периода государства Шривиджая, буддийского и индуистского – государств Ранний Матарам и Поздний Матарам (в том числе храмовый комплекс Прамбанан и святилище Боробудур), Кедири, Сингасари и Маджапахит. Своеобразием отличается искусство о. Бали. С конца 15 в. возводятся исламские сооружения, до 18 в. отражавшие местные традиции. В 17 – середине 20 вв. строились здания в духе колониальной нидерландской архитектуры. В постройках периода независимости индонезийские мотивы соседствуют с влиянием глобальных тенденций. Крупнейший живописец 19 в. – Раден Салех. На о. Бали развивались камасанская традиция живописи, искусство батиковой картины. В 20–21 вв. изобразительное искусство Индонезии существует в русле международных течений и направлений.
Храмовый комплекс Севу, Прамбанан (Индонезия). Конец 8 в.
1
2
3