Прамбанан
Прамбана́н (Prambanan; Кеву, Kewu), равнина со средневековыми индуистскими и буддийскими храмами и храмовыми комплексами в центральной части о. Ява в Индонезии, на границе провинции Центральная Ява и особого округа Джокьякарта. Расположена в междуречье рек Опак и Денкенг (с притоками Воро и др.; бассейн реки Соло), к югу от вулкана Мерапи. Прамбанан также – второе название находящегося на этой равнине храмового комплекса Лоро-Джонгранг (см. ниже).
История строительства, исследования и реставрации
В 8–10 вв. на равнине Прамбанан располагался крупный религиозный, политический и экономический центр государственного образования Ранний Матарам, правители которого исповедовали индуизм (династия правителя Санджаи) и буддизм (династия Шайлендра). В этот период здесь в непосредственной близости друг от друга было возведено большое число буддийских и индуистских храмовых комплексов и храмов-чанди, которые принадлежат к числу наиболее ранних на территории Индонезии. После переноса в 10 в. центра государственности на Восточную Яву храмы постепенно пришли в упадок и оказались забыты, чему впоследствии способствовало и распространение ислама; до 18 в. об этих руинированных, почти поглощённых растительностью сооружениях знали лишь жители равнины, которые воспринимали их как наследие предков, слагая о них легенды и порой считая проклятыми.
Первые научные описания храмов равнины Прамбанан были сделаны в 18 в. нидерландскими учёными: значительную роль в деле обнаружения европейцами этих памятников, их изучения, реставрации и сохранения сыграло Батавское общество искусств и наук (основано в 1778). Во время британского колониального владычества в Индонезии (1811–1816) по указанию губернатора Явы и главы этого общества Т. С. Рафлса была произведена расчистка и сделаны архитектурные обмеры ряда центральнояванских храмов, включая сооружения Прамбанана; сведения о них Рафлс изложил в книге «История Явы» («A History of Java», 1817). После возвращения острова нидерландской администрации немецкий естествоиспытатель Ф. В. Юнгхун составил и опубликовал первый перечень индонезийских культовых сооружений (Junghuhn. 1844). На протяжении 2-й половины 19 в. велись интенсивные работы по каталогизации памятников, результатом которых стала публикация Р. Вербеком списка древностей Явы (Verbeek. 1891). Изучение древней истории, археологии и эпиграфики Индонезии стало одним из главных направлений в деятельности Королевского института языкознания, географии и этнологии Нидерландской Индии (Koninklijk Instituut voor Taal-, Land- en Volkenkunde, KITLV), созданного в 1851 г. в Лейдене.
В 1901 г. в Батавии была сформирована первая государственная Комиссия Нидерландской Индии по археологическим исследованиям на Яве и Мадуре (с 1913 – Археологическая служба Нидерландской Индии). Одной из задач новой службы являлось, наряду с изучением и охраной памятников, их документирование посредством фотографий, планов и зарисовок. В 1920-е – 1930-е гг. наиболее научно обоснованным и корректным был признан метод анастилоза: для восстановления сооружения использовалось максимальное количество подлинных каменных блоков, которые помещались на первоначальное место. Таким образом на равнине Прамбанан были отреставрированы чанди Каласан, Плаосан, Лоро-Джонгранг, Сари. После обретения Индонезией независимости в 1945 г. функции сохранения исторического наследия страны перешли к Департаменту древностей, который в 1953 г. возглавил индонезийский учёный Р. Сукмоно. С международной помощью в 1960-е – 1970-е гг. на равнине Прамбанан был осуществлён масштабный проект реставрации комплекса Рату-Боко. Значительный вклад в дело изучения архитектуры Центральной Явы внёс исследователь из Французской школы Дальнего Востока Ж. Дюмарсе. В 21 в. памятники Прамбанана находятся в ведении Исследовательской организации археологии, лингвистики и литературоведения, Центра сохранения культурного наследия и других научных учреждений Индонезии.
По подсчётам исследователей, на равнине Прамбанан было возведено около 110 чанди (Degroot. 2009. P. 53). Они построены преимущественно из вулканической породы андезит и представляют собой как отдельные здания, так и обширные храмовые комплексы. Их состояние в 21 в. весьма разнится: от большинства остались лишь фундаменты или руины, некоторые стали объектом археологических раскопок, и лишь незначительное количество чанди было отреставрировано.
Проблемы датировки
Самым ранним из храмов на равнине Прамбанан считается Каласан. Предполагается, что о нём идёт речь в найденной в нескольких сотнях метров от него выгравированной на камне санскритской надписи 778 г. («Каласанская надпись», ныне хранится в Национальном музее Индонезии, Джакарта). В ней, в частности, говорится о возведении храма, посвящённого бодхисаттве Таре: «Уговорив великого царя дьях Паньчапану Пананкарану, наставники царя Шайлендров приказали построить великолепный храм Тары. Знатоки, по приказу наставников, сделали [образ] богини Тары и этот храм, а также жилище благородных монахов, знающих "великую колесницу учения"» (Захаров. 2012. С. 121–122).
Однако следует отметить, что ни одна из обнаруженных на равнине Прамбанан надписей 8 – начала 10 вв. на отдельных каменных плитах не была найдена in situ (Degroot. 2009. P. 15), что затрудняет точную датировку памятников. Усложняет задачу и то, что многие сооружения несут следы перестройки. Уточнить хронологию возведения храмов помогают исследования изменений в строительных технологиях и декоре зданий, однако и в 21 в. датировка чанди на Центральной Яве остаётся предметом дискуссий. Поэтому признанные исследовательницы В. Дегрот и М. Клокке предложили разделить центральнояванские чанди 8–10 вв. на две условные группы – сооружённые в ранний период (до 830) и в поздний (после 830) (Degroot. 2009. P. 18). Согласно этой классификации, к первой группе можно отнести выстроенные на равнине Прамбанан храмы и храмовые комплексы Баньюнибо, Бубрах, Гана, Гебанг, Каласан, Лумбунг, Рату-Боко, Сари, Севу, ко второй – Баронг, Иджо, Лоро-Джонгранг, Плаосан, Самбисари, Содживан, поздние сооружения в составе Рату-Боко.
Каласан
Буддийский храм Каласан, как и другие индонезийские чанди, имеет трёхчастное деление – высокий цоколь, кубическую целлу (центральный зал) и многоярусное покрытие. В представлениях яванцев подобная пирамидальная форма соотносится с мифической мировой горой Меру, центром Вселенной в индуистско-буддийской космологии. Он стоит на низкой квадратной платформе (36 × 36 м; размеры сооружений здесь и далее приводятся по Degroot. 2009). Крестообразное основание (27 × 27 м) с широкими выступами (20,5 ×3,5 м) с четырёх сторон ранее было окружено, по-видимому, невысоким парапетом, не сохранившимся до наших дней. На этой платформе возвышается храм в форме равностороннего креста (16,5 × 16,5 м), в выступах которого размещены небольшие вестибюли с ведущими к ним лестницами. Вход в целлу устроен через восточный вестибюль. Трёхъярусное покрытие храма завершалось колоколообразной ступой (в Индонезии такие объекты называют «дагоба»; восстановлена частично).
Высокие стены храма членятся пилястрами, между которыми проходят вертикальные полосы с вьющимся растительным орнаментом. В 16 наружных нишах располагались скульптуры божеств, ныне утраченные. В арках у дверных проёмов помещены горельефные фигуры стоящих божественных персонажей, держащих в руках цветок лотоса, а над входами вырезаны фигуры сидящих богинь. В двух нижних восьмиугольных ярусах кровли сделаны прямоугольные ниши с рельефными изображениями будд и бодхисаттв (сохранились единичные). Арочные проёмы и ниши храма оформлены декоративной композицией кала-макара, характерной для центральнояванских храмов, с впечатляющей рельефной маской демона Калы (предположительно связан с Батара-Кала, богом подземного мира в яванской мифологии) наверху и головами мифического морского чудовища-макары – в нижней части. Стены храма были покрыты штукатуркой желтоватого цвета, ныне практически утраченной.
Алтари внутри Каласана пусты, статуи там отсутствуют. Основное место в центральном зале (7,5 × 7,5 м) занимает монументальный каменный трон, который почти идентичен пьедесталу каменной статуи Будды в чанди Мендут (начало 9 в.) близ Боробудура, однако вариант в Каласане больше по размеру и имеет следы крепления на сиденье. Один из первых исследователей храма – Я. Брандес – высказал предположение, что главный культовый образ здесь был отлит из металла и мог достигать в высоту 6 м (Brandes. 1906. P. 162). Нидерландский учёный Р. Йордан в посвящённой этой теме статье привёл убедительные доказательства, что это была скульптура Вашья-Тары (Jordaan. 1998. P. 173). Восстановление чанди Каласан проводилось в 1927–1929 гг. Позднее, при реставрационных работах 1940 г., обнаружилось, что он подвергался перестройке: изначально храм представлял в плане квадрат, но через несколько десятилетий после возведения его расширили за счёт выступающих «приделов». Вокруг чанди найдены руины 52 ступ, кирпичная платформа павильона-пендопо – место совершения культовых обрядов, и остатки ограды.
Сари
В 600 м к северо-востоку от Каласана находится чанди Сари, буддийское храмово-монастырское сооружение (конец 8 в.). Очевидно, именно оно упоминается в «Каласанской надписи» 778 г., где сказано, что наряду с храмом приказано было построить «жилище благородных монахов, знающих "великую колесницу учения"» (Захаров. 2012. С. 122). Первоначальная реставрация сооружения была произведена в 1929–1930-х гг.
Сари – двухэтажное прямоугольное в плане здание (18 × 10,7 м, высота 17 м). Расположенный с восточной стороны вход имел выступающий вестибюль, ныне утраченный. На крыше чанди помещены девять ступ, по три в ряд, по нижнему ярусу кровли проходят ниши, по три с каждой стороны, с арочным обрамлением кала-макара. Членение стен на два горизонтальных яруса отмечено карнизом и двумя рядами окон, при этом верхний этаж незначительно сужается.
Внутри Сари – три соединённых между собой помещения приблизительно одинакового размера (3,5 × 5,8 м). В стенах центрального зала имеются две неглубокие ниши с декоративным обрамлением, по-видимому, для светильников, в двух боковых – по одной. В интерьере были найдены пустые постаменты, храмовая скульптура утрачена. Межэтажные перекрытия и лестница были выполнены из дерева и не сохранились. Здание предназначалось для молитв и медитационных практик буддийских монахов, возможно, служило жилищем, на что указывает название храма (индонез. sari – спать). Фасады имеют богатый горельефный декор, в котором выделяются 36 крупных пристенных статуй буддийских персонажей и полубожественных существ (12 фигур на западной стене храма и по 8 на остальных): среди них бодхисаттвы, в том числе Тара, и повелители змей-нагов. Все они изображены попарно, стоящими в изящных позах, слегка изогнув торс, держащими в руках цветы лотоса. Окна оформлены фигурным фронтоном с головами макар в нижней части; фронтон опирается на две полуколонны, у них изображены киннары – полуптицы-полулюди.
Севу
Уже в чанди Каласан проявились характерные черты культового зодчества Центральной Явы конца 8–9 вв.: центричность, регулярность и симметричность планировки, разномасштабность сооружений. Прекрасным примером такой организации храмового пространства может служить грандиозный буддийский комплекс Севу (яван. – тысяча храмов), самый большой на равнине Прамбанан. Он был основан в 782 г., о чём свидетельствует надпись на каменной плите, обнаруженная у близлежащего храма Лумбунг («надпись из Келурака»). В ней сообщается о сооружении буддийского святилища, в котором царский наставник Кумарагхоша «…воздвигает статую бодхисатвы Манджушри, воплощающего одновременно Будду, Дхарму, Сангху (буддийское учение и общину), Брахму, Вишну и Шиву (под именем Махешвары)» (Захаров. 2011. С. 104). Из другого эпиграфического источника – надписи, найденной на территории чанди Севу рядом с одним из вспомогательных храмов и датированной 792 г., стало известно изначальное название храма – Манджушригриха (санскр. – обитель Манджушри; надпись содержит сведения об обновлении храма и совершении ритуалов его освящения: Захаров. 2012. С. 134).
Первое описание развалин Севу было сделано в отчёте представителя Нидерландской Ост-Индской компании К. А. Лонса после его поездки по Центральной Яве в 1733 г., а в 1806–1807 гг. под руководством инженера Г. Корнелиуса были проведены раскопки и расчистка зданий. Масштабная реконструкция комплекса проходила в 1908–1915 гг., работы по его восстановлению продолжаются и в 21 в. Чанди Севу занимает прямоугольный участок (186 × 165 м), на котором находились в общей сложности 249 сооружений.
В основе архитектурно-пространственной организации ансамбля лежит мандала. В центре на платформе располагается стоящий на высоком профилированном цоколе (высота 2,5 м) главный храм. Его центральная квадратная часть (12 × 12 м, общая высота 29,8 м) дополнена с четырёх сторон вестибюлями (7,2 × 7,2 м) с ведущими к ним лестницами. У чанди ступенчатое перекрытие, на котором возвышается большая колоколообразная ступа-дагоба в окружении множества маленьких ступ. Внутри находятся пять залов, соединённых коридорами. По периметру главного святилища (5,5 × 5,9 м) проходит галерея для религиозных процессий, куда ведут вестибюли. Частично она имеет перекрытия, частично проходит под открытым небом и на этом отрезке снабжена парапетами с рядами небольших ступ. Вход в целлу помещён с восточной стороны, внутри находится пустой пьедестал, на котором располагалась статуя, по-видимому, бодхисаттвы Манджушри. Стены храма украшены растительным орнаментом, часто встречается также мотив вазы-пурнагхата со стилизованными лотосами.
Центральный храм стоит посередине приподнятой на 38 см площади (40 × 41 м), окружённой оградой (высота 86 см) с проходами, ориентированными по сторонам света. С четырёх сторон её обступают 240 небольших вспомогательных храмов-первара, расположенных в четыре ряда. Лишь некоторые из них восстановлены, у большинства сохранились лишь цоколи и часть стен. Каждый из них имеет один вход через выступающий вестибюль; внутри на алтаре находилась статуя будды: вероятно, одного из пяти дхьяни-будд, входящих в пантеон ваджраяны, – Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи (статуи этих будд были найдены на территории Севу). Перекрытие было ярусным с навершием в виде ступы-дагобы.
На трёх (кроме входного) фасадах святилищ по центру в нише помещена крупная горельефная скульптура бодхисаттвы, держащего в руке лотос. Над божеством вырезана большая маска Калы, из пасти которого свисают цветочные гирлянды. Фланкирующие центральный образ статуи богинь помещены в нишах меньшего размера. Над входами можно видеть миниатюрные летящие фигуры мудрецов-риши и небожителей-гандхарв. Между вторым и третьим рядами храмов пролегает пустое пространство шириной 25 м, на котором с каждой из четырёх сторон были сооружены парные храмы-апит, обращённые друг к другу. Ныне реконструированы восточные святилища (5,8 × 5,8 м), возвышающиеся на квадратном основании (9,3 × 9,3 м). Весь храмовый комплекс был обнесён несколькими оградами, не сохранившимися до наших дней. Проходы на его территорию вели с четырёх сторон, их фланкировали монументальные каменные фигуры мифических стражей-дварапал (высота 2,3 м) на высоких пьедесталах: стражи представлены в виде тучных людей с демоническими чертами лица, опустившихся на одно колено и держащих в левой руке змею, а в правой – дубинку. Такие же изваяния были также установлены у входов на центральную площадь комплекса.
Примерно на расстоянии 300 м от чанди Севу с четырёх сторон были возведены отдельные храмы, по-видимому входившие в композиционную схему ансамбля и посвящённые божествам-локапалам – охранителям сторон света. От двух из этих святилищ – Лор и Кулон – остались лишь груды камней, чуть лучше сохранился чанди Гана. Полностью восстановлен в 2011–2017 гг. храм Бубрах, находящийся к югу от ансамбля. По своему облику это одиночный чанди, близкий к святилищам-апит из комплекса Севу. Длина сторон его основания (близкого к квадрату в плане) колеблется между 19 м и 19,6 м, размер целлы – 10 × 10 м. На многоярусной кровле установлена ступа-дагоба.
Лумбунг
На прямой линии с чанди Бубрах и Севу находится буддийский храм Лумбунг, сооружённый в конце 8 в. Для его архитектурного комплекса, как и для других ансамблей 8–9 вв. на равнине Прамбанан, характерна замкнутая концентрическая схема. Доминантой служит расположенный в центре прямоугольной площадки храм. Он крестообразный в плане (цоколь – 10 × 10 м; высота 2,5 м; целла – 6,6 × 6,6 м) с четырьмя входами, но лишь восточный имеет выступающий вестибюль и лестницу. Сооружение сильно разрушено и к 2020-м гг. не восстановлено. Со всех сторон его окружают 16 небольших идентичных храмов-первара (основание – 5 × 5 м; целла – 3,6 × 3,6 м), часть из которых полностью реконструирована. Они имеют пирамидальную кровлю со ступой-дагобой наверху. Один из первара стоит напротив входного портала главного чанди, их соединяет каменная дорожка. По периметру комплекса проходила ограда.
Лоро-Джонгранг (Прамбанан)
Примерно в 500 м от чанди Лумбунг расположен индуистский храмовый комплекс Лоро-Джонгранг (с яван. – стройная дева, по названию находящейся в главном святилище статуи богини Дурги, отождествляемой с красавицей-принцессой из позднейшей легенды об основании храма); его второе название – Прамбанан. Он возведён в середине 9 в.: в найденной недалеко от него надписи 856 г. на каменной плите храм описывается как грандиозное святилище Шивагарбха (санскр. – жилище Шивы), или Шивалайя (санскр. – мир Шивы) (Захаров. 2012. С. 129). Ансамбль пришёл в запустение после 10 в. и постепенно разрушался, особенно значительно – во время крупного землетрясения в 1584 г. Первые описания развалин Лоро-Джонгранг появились в 18 в., а во время губернаторства Т. С. Рафлса предпринимались шаги по созданию детального плана его комплекса. Непосредственно к реконструкции приступили в 1918 г., а масштабные работы с применением метода анастилоза начались в 1930-х гг. Лишь к 1953 г. свой современный вид принял центральный храм Шивы, через десятилетия были восстановлены храмы Вишну, Брахмы и малые чанди. Из 224 зданий-первара реконструированы единичные, т. к. большинство из составлявших их каменных плит утрачены.
В основе планировки Лоро-Джонгранг лежит площадь размером 110 × 110 м, в середине которой расположены в ряд три храма, посвящённые триаде верховных индуистских богов – Шиве, Брахме и Вишну. В центральном, самом крупном, поклонялись Шиве Махадеве. Напротив них возведены три чанди меньшего масштаба. У северного и южного входов в центральный квадрат стоят два святилища-апит, в которых предположительно поклонялись небесным спутницам богов. Ещё восемь миниатюрных чанди возведены по центру каждой из сторон и по углам площади, внутри них помещены линги (лингамы). Основные сооружения окружены 224 небольшими храмами-первара в четыре ряда – 44, 52, 60 и 68 зданий соответственно. По периметру всего комплекса проходила ограда со стороной примерно 220 м.
Крестообразный в плане главный храм Шивы (основание 27,5 × 27,5 м, высота 47 м) стоит на высоком цоколе, по которому проходит обходная галерея с балюстрадой. Собственно святилище (17,5 × 17,5 м) имеет с четырёх сторон выступающие вестибюли и пирамидальное уступчатое перекрытие. Так как храм посвящён Шиве Махадеве, в центральном зале (7,1 × 7,1 м), соединённом с восточным входом, установлена на лотосовом пьедестале его статуя – монументальное изваяние четырёхрукого божества (около 3 м). Три остальных помещения занимают фигуры богини Дурги, бога Ганеши и божественного мудреца Агастьи.
По сторонам от храма Шивы стоят чанди Брахмы и Вишну. Они повторяют его конструктивные особенности и построены по одному плану (цоколь 17,5 × 17,5 м; целла 11,5 × 11,5 м; высота 33 м). В них также предусмотрены галереи для религиозных процессий, внутри каждого – единственное помещение со статуями Брахмы и Вишну соответственно.
Напротив главных чанди построены три небольших святилища. В среднем, выделяющемся своими большими размерами (основание 15,2 × 16,7 м), были найдены скульптурные изображения быка Нанди и богов солнца Сурьи и луны Чандры. Два боковых храма практически идентичны – у них квадратное подножие (14,1 × 14,1 м), на котором на двойном цоколе стоит пирамидальный храм со входом, обращённым на запад. Все сооружения Лоро-Джонгранг отличает богатый изобразительный и орнаментальный резной декор, включая рельефы на сюжет эпоса «Рамаяна» на балюстрадах храмов Шивы и Брахмы.
Плаосан
К северо-востоку от Лоро-Джонгранг и Севу располагается крупный буддийский храмово-монастырский комплекс Плаосан (середина 9 в.). Он состоит из двух групп сооружений – Плаосан-Лор (яван. – Северный Плаосан) и Плаосан-Кидул (яван. – Южный Плаосан), обнесённых при строительстве тремя рядами оград (общая площадь территории 460 × 290 м) и наполненным водой рвом с двумя мостами.
Реставрация памятника началась в 1941 г. и продолжается в 21 в. Плаосан-Кидул находится в руинированном состоянии; у него регулярная концентрическая планировка, но определить количество обступавших его по периметру многочисленных ступ и чанди-первара (единичные реконструированы) в их современном сильно разрушенном виде не представляется возможным.
Южный из главных храмов Плаосан-Лор был восстановлен в 1960 г., северный – в 1998 г. (реконструированы также несколько окружающих их ступ и храмов-первара). Эти два почти идентичных двухэтажных храма (23,3 × 15,7 м), разделённых стеной с проёмом посередине, стоят на центральной, обнесённой оградой прямоугольной площади (100 × 38,7 м); каждый из двух проходов к храмам в ограде фланкирован статуями стражей-дварапал.
Входы в храмы находятся с западной стороны и отмечены выступающими вестибюлями. Перекрытия многоярусные, сужающиеся кверху: по нижнему уровню проходит ряд прямоугольных ниш, выше на нескольких уступах расположены многочисленные ступы удлинённой формы и разного размера, самая большая из них венчает кровлю. Внутри – три соединяющихся между собой помещения (6 × 3,5 м). У дальней от входа стены в каждом из чанди стоит каменный алтарь для трёх статуй. In situ сохранились каменные скульптуры (высота около 1,5 м) бодхисаттв Майтреи, Авалокитешвары, Самантабхадры, Ваджрапани, Манджушри, Сарваниварана-Вишкамбина. Они представлены сидящими в естественной позе, опустив правую ногу вниз и положив левую на пьедестал, одна рука божества опущена на колено, в другой – цветок лотоса. Фигуры бодхисаттв в каждом из помещений фланкируют центральный лотосовый трон, где находилась статуя Будды, возможно, отлитая из металла (все шесть образов Будды из двух храмов утрачены).
Интерьер украшен рельефами с изображениями, по всей вероятности, донаторов: это мужчины и женщины, убранные украшениями, некоторые из них – с молитвенно сложенными руками, в сопровождении свиты. Не сохранившиеся до наших дней деревянные перекрытия делили внутреннее пространство на два этажа.
В оформлении фасадов использован фигуративный и орнаментальный декор. Выступающий ряд плит членит поверхность стен на два горизонтальных фриза, где в неглубоких нишах помещены статуи божеств, а в арочное обрамление настоящих и ложных окон вписаны небольшие фигуры женских персонажей.
По периметру храмы Плаосан-Лор окружены тремя рядами из 116 ступ и 58 небольших чанди. Согласно надписям на некоторых из этих сооружений, они были возведены по повелению знатных лиц в качестве священных даров храму (Sedyawati. 2015. P. 157). В северной части комплекса на одной линии с главными святилищами стоял деревянный павильон-пендопо, от которого сохранился лишь каменный цоколь (21,7 × 18,9 м). Вокруг него также располагались ряды ступ, ныне полностью разрушенных.
Самбисари
Индуистский храм Самбисари (1-я половина 9 в.) на западе равнины Прамбанан обнаружили только в 1966 г., т. к. он был полностью скрыт под землёй. Он возведён на квадратной площадке (46 × 46 м), обнесённой стеной, и состоит из главного святилища и трёх выстроенных перед ним в ряд небольших чанди. Центральное квадратное в плане здание (4,7 × 4,7 м) с пирамидальным перекрытием воздвигнуто на террасе (13,7 × 13,7 м) с обходной галереей, оформленной балюстрадой; вход сделан с западной стороны. Карнизы уступов крыши украшены зубчатыми деталями наподобие антефиксов, завершается она цилиндрическим навершием, характерным для индуистских храмов. Оно похоже по форме на лингу и называется «акасалинга» (санскр. – небесная линга) (Perdana. 2022. P. 15). В нишах на фасадах храма (за исключением западного, где находится вход) помещены фигуры богини Дурги, божества Ганеши и мудреца Агастьи. Внутри целлы (3,1 × 3,1 м) находится монументальный каменный постамент йони (символ женского начала) (1,34 × 1,34 м; высота 1,18 м), в центре которого укреплена линга (высота 0,85 м). От расположенных напротив главного чанди сооружений сохранились лишь цоколи, ограждённые балюстрадами: возможно, их стены и кровля были сделаны из непрочных материалов. Внутри среднего храма (4,8 × 5,9 м) сохранился пустой лотосовый трон. Два боковых святилища имеют меньшие размеры (4,8 × 4,8 м). Ближе к ограде размещены восемь камней в форме линги, символически отмечающих границы сакрального пространства: четыре по сторонам света и четыре по углам. Главная площадь находится внутри второго двора (134 × 134 м), уровень которого ниже неё примерно на 1 м.
Гебанг
Недалеко от Самбисари сооружён индуистский храм Гебанг (8 в.), который был обнаружен в 1936 г. и реконструирован в 1937–1939 гг. При высоте 7,75 м он имеет квадратное основание (5,25 × 5,25 м), на котором стоит кубическая целла (3,25 × 3,25 м) с трёхъярусным перекрытием, увенчанным акасалингой. По краю выноса кровли с четырёх сторон вырезаны подковообразные арки-куду с миниатюрными головками божеств. Вход расположен с восточной стороны и отмечен вестибюлем; каменная лестница не была предусмотрена при строительстве, что является особенностью Гебанга. Возможно, местные жители использовали приставную лестницу из недолговечного материала (например, дерева), или сам храм воспринимался как алтарь, и богослужение полностью проходило снаружи. По центру трёх фасадов (за исключением восточного) имеются ниши, в западной сохранилась необычная композиция – постамент-йони, на котором установлена скульптура сидящего Ганеши. В нише справа от входа стоит статуя божества-охранителя.
Содживан
В южной части равнины Прамбанан сгруппированы несколько храмовых комплексов. Один из них – чанди Содживан, буддийский храмовый ансамбль (середина 9 в.) из двух групп зданий. Южная ныне утрачена, а северная включает в себя главный храм и несколько вспомогательных сооружений. Храм упоминается в «Рукамской надписи» (907) о том, что королева Прамодхавардхани (Шри Сандживана) обязала жителей деревни Рукам заботиться о находящейся рядом священной обители.
Комплекс был найден европейцами в 1813 г., раскопки начались в 1893 г.; Содживан восстанавливали в 1934 и 1950 гг., основные реставрационные работы проходили в 1996–2011 гг. Главный храм (основание около 19,6 × 19,3 м; целла – 13 × 13 м; общая высота 27 м) – типичный образец чанди с пирамидальной кровлей, где ступенчатые ярусы увенчаны многочисленными ступами. Вход с западной стороны отмечен выступающим портиком и отдельно стоящими башнеобразными воротами-гопура. Внутри сохранились постаменты для ныне утраченных статуй будды Амитабхи и бодхисаттв. Цоколь оформлен 20 рельефами по мотивам джатак и рассказов из сборника «Панчатантра». Вокруг храма найдены остатки ограды; в северо-западном углу участка находилось небольшое здание, ныне полностью разрушенное.
Баньюнибо
Буддийский храмовый комплекс Баньюнибо (яван. – капающая вода) (9–10 вв.) состоит из центрального чанди и небольших вспомогательных сооружений, по-видимому, ступ, от которых сохранились лишь фундаменты. Раскопки Баньюнибо и первичные реставрационные работы проводились в 1942 г., продолжились в 1962–1963 гг. и завершились в 1978 г. Прямоугольный в плане храм возведён на высоком основании (12,4 × 14,6 м; целла – 8,6 × 10,8 м; высота 14,25 м), по которому проходит обход сооружения. Вход с выступающим портиком и лестничным пролётом находится с запада. Поверхность фасадов прерывается нишами (статуи в них утрачены, за исключением фигуры божества у входа) и оконными проёмами, над которыми помещены изображения сидящих богинь. Среди других храмов Прамбанана Баньюнибо выделяется необычной кровлей с изогнутой линией скоса и приподнятыми краями: она напоминает цветок лотоса и увенчана ступой-дагобой. Стены внутри целлы украшены рельефами с изображением богини Харити с детьми, сидящей мужской фигуры с молитвенно сложенными руками (предположительно донатора) и др. Вдоль восточной и южной стен храма располагались ступы. Рядом обнаружены квадратные фундаменты двух крупных сооружений.
Баронг
Храмовый комплекс Баронг (9–10 вв.) посвящён Вишну, в отличие от большинства других индуистских комплексов Прамбанана, связанных с культом Шивы. Первичная реставрация этого прежде полностью поглощённого растительностью сооружения началась в 1979 г. и проходила затем в несколько этапов с 1987 по 2009 гг. Чанди Баронг расположен на склоне холма на трёх террасах, соединённых лестницами. На них найдены руины алтарей и небольших храмовых сооружений, каменные фундаменты других построек и т. д. На верхней террасе на высокой платформе с наклонными стенами возведены два почти идентичных чанди (основание 8,4 × 8,4 м; целла 3,7 × 3,7 м; общая высота 9,25 м), к которым с западной стороны ведут башнеобразные ворота с высоким лестничным маршем. Пустое пространство в северной части площадки, возможно, предназначалось для строительства третьего храма. Святилища стоят на очень высоких цоколях и в них нет дверных и оконных проёмов: богослужение, вероятно, проходило на открытом воздухе. На территории комплекса были найдены две скульптуры бога Вишну, а также статуя его супруги – богини Лакшми.
Рату-Боко
Обширный комплекс Рату-Боко (площадь 16 га) на пологом склоне холма включает в себя ряд религиозных и светских сооружений разной степени сохранности. Это место являлось священным как для буддистов, так и для индуистов, что подтверждают найденные здесь скульптуры Будды и остатки ступ, статуи богини Дурги, божества Ганеши и мудреца Агастьи. Здесь предположительно располагались и дворцовые постройки. В самой ранней из найденных в Рату-Боко надписей (792–793) упоминается о возведении буддийского монастыря Абхаягиривихара, названного в честь прославленной вихары Абхаягири в Анурадхапуре на Шри-Ланке (Degroot. 2006. P. 63). Относящиеся к середине 9 в. эпиграфические источники свидетельствуют о том, что комплекс был частично связан с почитанием бога Шивы, в них сообщается об установке линги правителем Шри Кумбхайони (Бандиленко. 1984. С. 81). Из «надписи Шивагарбха» (856) известно о сооружении укреплённого пункта на этом плато. Рату-Боко оставался обитаемым до 11–13 вв., что подтверждают археологические находки.
Комплекс можно условно разделить на три зоны; главный вход сделан в западной, состоящей из трёх террас. Дорога проходит через ворота с несколькими проёмами, построенные на двух последовательно расположенных уровнях. На третьей террасе слева от входа находится т. н. чанди Пембакаран – двухъярусная, в виде усечённой пирамиды, каменная платформа (23 × 23 м) с лестницей с одной стороны; в центре её верхней площадки имеется углубление, заполненное углём и пеплом. Рядом с Пембакараном найдены разнообразные каменные фундаменты, несколько постаментов и водоёмов.
Юго-восточная часть Рату-Боко наиболее обширна. На её девяти разбитых на разных ярусах дворах-террасах сохранились многочисленные разделённые оградами каменные фундаменты, цоколи павильонов-пендопо, ансамбль из нескольких десятков купален и резервуаров для воды. На одной из платформ выстроены в ряд три маленьких чанди, самый крупный из которых, средний, имеет размеры 1,35 × 1,34 м. Недалеко от них распланирован комплекс пендопо – ограждённая стеной площадка (34 × 40 м) с тремя входами с разных сторон, которую занимают две каменные террасы высотой 1,25 м. Исследовательница В. Дегрот (Degroot. 2006. P. 60–63) высказала предположение, что это всё, что осталось от упомянутого выше монастыря Абхаягиривихара. В восточной части Рату-Боко интерес представляют две вырубленные в скале небольшие пещеры, вероятно, предназначенные для медитации и отшельничества.
Иджо
Индуистский храмовый ансамбль Иджо (середина 9 – 11 вв.) состоит из 17 групп культовых сооружений разного назначения, расположенных на 11 ориентированных с запада на восток террасах на склоне холма Иджо. Разрушенный главный храм комплекса был восстановлен в 1980 г., в 2000–2003 гг. изначальный вид придали трём чанди-первара, реставрационные работы продолжались и в последующие десятилетия.
На вершине холма возведён величественный центральный храм (основание – 18,4 × 18,4 м; целла – 13 × 13 м) с пирамидальным трёхъярусным перекрытием, завершающимся акасалингой. Нижний уровень кровли с каждой из сторон украшен пятью небольшими арками, внутри которых помещены бюсты божественных персонажей. 11 пустых ниш на внешних стенах имеют декоративное обрамление с горельефной маской Калы. Целлу занимает монументальная композиция линга-йони с постаментом сложной профилировки; слив йони поддерживают фигура черепахи и скульптурная голова мифологической змеи-наги. Стены украшают несколько рельефов с летящими небожителями.
Напротив главного храма, повторяя его конструктивные и декоративные особенности, стоят в ряд три небольших чанди-первара. Среди них доминирует среднее здание (основание 5,5 × 6,6 м), парные боковые уступают ему в размерах (основание 5,1 × 5,1 м). В одном из них рядом с пустым постаментом находится скульптура быка Нанди, в другом стоит линга. Также сохранились полуразрушенные небольшие храмы и алтари, цоколи, фундаменты павильонов-пендопо, остатки оград: на девятой, восьмой, пятой, четвёртой и первой (самой нижней) террасах. Восстановлен один чанди, выделяющийся своей планировкой: вдоль главного фасада здесь проходит портик с покатой крышей. На восьмой террасе была найдена каменная плита с надписью: «Место для молитв, посвящённое предкам» (Sedyawati. 2015. P. 175).
Кимпулан
Индуистский храмовый комплекс Кимпулан случайно обнаружили при строительных работах в 2009 г. под многометровым слоем земли и пепла. Это небольшое деревенское святилище (середина 9 – начало 10 вв.) сравнительно хорошо сохранилось, потому что было погребено при извержении вулкана Мерапи. На огороженной площадке (22,5 × 22,5 м) расположены друг напротив друга два здания с низкими каменными стенами на простых невысоких цоколях. Вход в них представляет собой простой проём без лестницы, крышу (из лёгкого материала, возможно, пальмового листа) изначально поддерживали деревянные столбы. В главном здании (6,2 × 6,2 м) почти в центре установлена линга-йони, рядом помещена статуя сидящего четырёхрукого бога Ганеши (высота 0,67 м). Во вспомогательном чанди-первара (3,5 × 6 м) стоят в один ряд линга-йони, скульптура быка Нанди, фланкированная с двух сторон постаментами-балипитха для жертвоприношений, далее в кладке пола можно увидеть квадратное, выложенное камнями углубление (0,8 × 0,8 м, глубина 0,50 м) с низкими бортиками. По-видимому, оно предназначалось для возжигания священного огня. Состав и размещение этого корпуса сакральных образов и предметов в Кимпулане позволило исследователям уточнить функциональное назначение чанди-первара, стоящих напротив главных храмов в храмовых ансамблях Прамбанана (Лоро-Джонгранг, Иджо, Самбисари), плато Диенг и др.
Храмы и храмовые комплексы Лоро-Джонгранг, Севу, Лумбунг, Бубрах и Гана включены в список Всемирного наследия.