Вишну
Ви́шну (санскр. विष्णु), один из высших богов индуистской мифологии, хранитель мироздания, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду (тримурти).
В ведийских гимнах Вишну не имеет первостепенного значения, хотя и входит в число основных божеств; в Брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой. В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от глагольного корня viś विश् – входить, проникать). Другие этимологи иногда предполагают неиндоевропейское происхождение имени Вишну. Возможно, образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского мифологического субстрата. В протоиндийских источниках никаких прямых указаний или аллюзий к образу Вишну до сих пор не зафиксировано (кроме изображения птицы на одной из печатей Хараппы, в котором исследователи усматривают прообраз Гаруды – ездовой птицы Вишну). С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения образа Вишну.
Описание в текстах
В Ведах Вишну выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра – «младший Индра») в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра – «более великий, чем Индра»). В Брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.
В эпосе сам Вишну (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии постепенно происходит отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну, с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны.
В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов концепции тримурти отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его Абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления фиксируются также и в эпосе, например в «Махабхарате» (XII 48, С. 17).
Иконография
В Ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: это юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну указывает: «тот, чьё тело не описать». В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на зме́е Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В одной из четырёх его рук – чакра (круг, диск), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке – раковина, в третьей – булава (палица), в четвёртой – лотос или лук. Цвет кожи Вишну – тёмно-синий, цвет одежды – жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны. Супруга Вишну – Лакшми. Сам Вишну иногда именуется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну – вершина горы Меру («Махабхарата». III 160, С. 17–26). Его ездовое животное – царь птиц Гаруда.
Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну» (XIII 149). Наиболее важные имена Вишну: Хари (буквально – рыжевато-коричневый, но толкуется как «избавитель»), Говинда (буквально – пастух), Кешава (буквально – благоволосый), Мадхусудана (буквально – убийца демона Мадху), Мурари (буквально – враг демона Муры), Пурушоттама (буквально – лучший из людей, высший дух).