#Искусство и архитектура Юго-Восточной Азии
Искусство и архитектура Юго-Восточной Азии
Тег

Искусство и архитектура Юго-Восточной Азии

Искусство и архитектура Юго-Восточной Азии
Найденo 16 статей
Произведения градостроительства
Ангкор-Тхом
Ангко́р-Тхом, столица кхмерской империи Камбуджадеша с конца 12 в. по 1431 г. Возведена на территории Ангкора (ныне север Камбоджи, провинция Сиемреап) по повелению правителя Джайавармана VII. Город представляет собой в плане квадрат со стороной 3 км, окружённый по периметру каменными стенами высотой 8 м. Большинство сооружений относится к правлению Джайавармана VII (конец 12 – начало 13 вв.). Среди основных сохранившихся памятников – богато украшенные скульптурой пять въездных ворот, королевский буддийский храм Байон, террасы Слонов и «Прокажённого короля». В составе Ангкора включён в список Всемирного наследия.
Ворота победы в комплексе Ангкор-Тхом, Ангкор (Камбоджа). Конец 12 в.
Произведения градостроительства
Ангкор
Ангко́р, комплекс городских поселений на севере Камбоджи (провинция Сиемреап). Занимает территорию в 400 км2 недалеко от озера Тонлесап, на которой в 9–14 вв. правители кхмерской империи Камбуджадеша возвели более 10 городов, включающих около 1 тыс. монументальных сооружений (храмы, искусственные водоёмы, каналы, мосты и дамбы). Об истории исследования Ангкора см. статью Ангкор. История исследования. Памятники Ангкора включены в список Всемирного наследия.
Храм Та-Кео, Ангкор (Камбоджа). Строительство начато ок. 975
Произведения градостроительства
Ангкор. История исследования
Ангко́р. Исто́рия иссле́дования. Ангкор, комплекс городских поселений на севере Камбоджи (провинция Сиемреап), был центром кхмерской империи Камбуджадеша (9–14 вв.) и оказался преимущественно оставлен жителями в 1430-х гг. Открыт заново в середине 16 в., посещался буддийскими паломниками и христианскими миссионерами. Стал предметом исследований западных учёных и вызвал интерес широкой публики с последней трети 19 в. Большую роль в расчистке памятников, их восстановлении и изучении сыграла Французская школа Дальнего Востока (EFEO), а также ЮНЕСКО (комплекс включён в список Всемирного наследия). Исследования и реставрация Ангкора, в том числе с использованием новейших технологий, ведутся и в 2020-х гг.
Гравюра по рисунку Анри Муо. Оригинал опубликован в книге: Mouhot H. Voyage dans les royaumes de Siam, de Cambodge, de Laos et autres parties centrales de l'Indo-Chine. Paris, 1868
Религиозные сооружения
Ананда (храм)
Ана́нда, буддийский храм в Мьянме. Сооружён в конце 11 – начале 12 вв. в Пагане, столице Паганского государства. Реконструировался и расширялся при династии Конбаун и в 20 в. Побелённый храм с золочёной вершиной имеет центрический план, его фасады ориентированы по сторонам света, а центр занимает квадратный столб с нишами для статуй будд, вокруг которого идут два концентрических сводчатых коридора. Помимо статуй и каменных рельефов, храм украшают глазурованные изразцы с сюжетными барельефами, в том числе со сценами из джатак. Ананда включён в список Всемирного наследия в составе памятников Пагана.
Храм Ананда (Паган, Мьянма). Конец 11 – начало 12 вв.
Страны мира. Искусство и архитектура
Индонезия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Индоне́зии. Среди древнейших произведений искусства на территории современной Индонезии – изображения животных в пещере Лубанг Джериджи Салех в провинции Восточный Калимантан и др. (созданы предположительно более 40–50 тыс. лет назад). Были также распространены мегалитические сооружения. К важным памятникам буддийского искусства относятся архитектура и скульптура периода государства Шривиджая, буддийского и индуистского – государств Ранний Матарам и Поздний Матарам (в том числе храмовый комплекс Прамбанан и святилище Боробудур), Кедири, Сингасари и Маджапахит. Своеобразием отличается искусство о. Бали. С конца 15 в. возводятся исламские сооружения, до 18 в. отражавшие местные традиции. В 17 – середине 20 вв. строились здания в духе колониальной нидерландской архитектуры. В постройках периода независимости индонезийские мотивы соседствуют с влиянием глобальных тенденций. Крупнейший живописец 19 в. – Раден Салех. На о. Бали развивались камасанская традиция живописи, искусство батиковой картины. В 20–21 вв. изобразительное искусство Индонезии существует в русле международных течений и направлений.
Храмовый комплекс Севу, Прамбанан (Индонезия). Конец 8 в.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Селадон
Селадо́н, серо-зелёная глазурованная керамика, традиционная для искусства Китая, Кореи, Японии и Таиланда. Характерный серо-зелёный цвет получают, добавляя в глазурь оксид железа: чем значительнее его доля в составе, тем насыщеннее тон, который проявляется в ходе восстановительного (т. е. без доступа кислорода) обжига. К наиболее ранним образцам «настоящего» селадона относятся китайские изделия из печей Юэ (провинция Чжэцзян), датируемые периодом Хань. Производство селадона в Китае достигло расцвета при династиях Сун, Юань и Мин. В Корее производство селадона началось до 12 в., в Японии и Таиланде – в 13–14 вв.
Син Сан Хо. Ваза. 1990
Живописцы
Чан Донг Лыонг
Чан Донг Лы́онг (1925–1993), вьетнамский живописец и график. Окончил «курс сопротивления» (1950–1954), набранный директором ханойской Школы изобразительных искусств То Нгок Ваном в эвакуации во Вьетбаке во время войны в Индокитае 1946–1954 гг. Много писал на шёлке («Перед демонстрацией», 1957, Государственный музей Востока, Москва; «Герой Труда доктор Фам Нгок Тхать», 1958, Национальный музей изобразительных искусств, Ханой), работал мелом, углём и тушью на бумаге («Вьетнамская девушка», бумага, уголь, 1989, Музей современного искусства, Бангкок, Таиланд), создал большое количество эскизов и картин преимущественно в портретном жанре, отдавая предпочтение женским образам («Девушка народа тхо», 1961; «Пастушка со стадом», 1962). Занимался преподавательской деятельностью.
Чан Донг Лыонг. Счастье (Возвращение с работы). 1956
Страны мира. Искусство и архитектура
Филиппины. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикла́дное иску́сство, архитекту́ра Филиппи́н. В 16–18 вв. строились города с регулярной планировкой (Виган, 1572) и церкви в стиле барокко, в том числе в русле «сейсмического барокко» (мощные стены, приземистый силуэт, малайские и китайские элементы декора; Сан-Агустин в Паоае, 1694–1710, и др.), местные мастера создавали католическую культовую скульптуру (Л. Асунсьон), в живописи соединяли европейские и китайские влияния. Искусство 19 в. представлено портретами и пейзажами, жанровыми сценами. В 1-й половине 20 в. американские и филиппинские архитекторы работали в стиле неоклассицизма и др. В проектах в стилях модерн и ар деко использовались национальные мотивы. Со 2-й половины 20 в. искусство и архитектура Филиппин развиваются в русле общемировых тенденций; среди важных явлений – течение «неореализма» в живописи, использование традиций деревянной резьбы в скульптуре.
Церковь Сан-Агустин в Паоае, Филлипины. 1694–1710
1
2