Гобой да качча
Гобо́й да ка́чча (итал. oboe da caccia, франц. hautbois de chasse, нем. Jagdoboe, Jagdhoboe, Jagdhautbois; буквально – охотничий гобой), деревянный духовой инструмент, гобой теноровой тесситуры. Также известен как гобой да сильва (итал. oboe di silva, франц. hautbois de forêt, нем. Waldoboe, Waldhoboe, Waldhautbois; буквально – лесной гобой). Транспонирующий инструмент, in F. Диапазон – от фа малой октавы до соль второй октавы.
Корпус сильно изогнут (иногда в виде полукруга), характерная черта конструкции – широкий открытый раструб, напоминающий раструб валторны, которой инструмент обязан своим «лесным» названием. Вопреки названию обладает мягким тембром, отличающим его от прочих разновидностей гобоя.
Получил распространение в 1720-е – 1760-е гг. в отдельных регионах Центральной Европы, прежде всего в Германии. Производился всего лишь несколькими мастерами. Самым известным изготовителем гобоев да качча был И. Г. Айхентопф из Лейпцига. Отличительная черта его инструментов – латунные раструбы, в то время как самыми распространёнными были раструбы из дерева.
Корпус гобоя да качча изготавливался из цельного прямого куска дерева (как правило, клёна) путём вырезания ряда небольших клиньев вдоль одной из сторон инструмента, а затем его изгибания в виде дуги. Стыки заполнялись деревянными вставками, корпус заклеивался, обтягивался кожей и часто украшался декоративной тесьмой.
Бо́льшая часть сохранившегося репертуара для гобоя да качча принадлежит И. С. Баху. Он начал использовать этот инструмент вскоре после переезда в Лейпциг (1723), где сотрудничал с гобоистом И. К. Гледичем. Среди примеров: арии из «Страстей по Матфею» – «Aus Liebe will mein Heiland sterben», в которой сопрано сопровождают только траверс-флейта и 2 гобоя да качча, и басовая ария «Mache dich, mein Herze, rein»; ария сопрано «Zerfließe, mein Herze» из «Страстей по Иоанну»; вступительная синфония ко 2-й части «Рождественской оратории», где 2 гобоя д’амур и 2 гобоя да качча символизируют пастухов, поклоняющихся младенцу Иисусу.
Помимо И. С. Баха, для гобоя да качча писали: К. Граупнер, И. Ф. Фаш (1688–1758), Дж. Б. Феррандини (около 1710 – 1791; автор 3 синфоний для 2 гобоев да качча, струнных и континуо).
В исторической практике гобой да качча использовался для исполнения партий тенорового гобоя (франц. taille de hautbois) – как сольных, так и в гобойном консорте. Ныне применяется в аутентичном исполнительстве.