Никон (Рождественский)
Ни́кон (в миру Николай Иванович Рождественский) [4(16).4.1851, село Чашниково Московского уезда Московской губернии, ныне деревня городского округа Солнечногорск Московской области – 12.1.1919, Сергиевский Посад, ныне г. Сергиев Посад], российский церковный и общественный деятель, публицист, издатель, мемуарист, архиепископ (1913). Сын дьячка. Окончил Перервинское духовное училище (1868) и Московскую духовную семинарию (1874, первым по списку).
Молодые годы
Учась в семинарии в 1868–1873 гг. выпускал рукописный журнал «Памятные записки ученика семинарии» (50 номеров в год). Интересовался иконописанием и посещал занятия живописью в Строгановском училище технического рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова).
От послушника до архимандрита
С 1874 г. послушник Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря, духовный сын настоятеля обители архимандрита Леонида (Кавелина). В 1877 г. вслед за духовным отцом перешёл в Троице-Сергиеву лавру, где состоял помощником библиотекаря. В 1880 г. принял там монашеский постриг с именем Никон, в мае 1882 г. последовательно рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1885–1892 гг. состоял в братии московского в честь Донской иконы Божией Матери мужского монастыря, соборный иеромонах (с 1885). В 1892 г. возведён в сан архимандрита, в 1892–1904 гг. вновь в Троице-Сергиевой лавре: член Учрежденного собора (с 1892), казначей (с 1893), председатель Совета епархиального училища иконописания при лавре (с 1901). Почётный профессор Московской духовной академии (1904).
Издатель популярных среди простых верующих «Троицких листков» (1879–1904), журналов «Троицкий цветок» (с 1899), «Троицкая народная беседа» (с 1901), «Божия Нива» (1902–1917). Участвовал в подготовке ряда книжных изданий Троице-Сергиевой лавры. Пользовался поддержкой обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, который 6(18) ноября 1885 г. просил императора Александра III оказать издательскому делу Никона материальную поддержку.
Архиерейское служение
Епископ Муромский, викарий Владимирской епархии [март – ноябрь 1904, хиротонию совершили митрополиты Антоний (Вадковский), Владимир (Богоявленский) и другие], епископ Серпуховской, викарий Московской епархии и настоятель московского Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря (1904–1906). Занял активную контрреволюционную позицию во время революции 1905–1907 гг., участвовал в ряде монархических собраний. 16(29) октября 1905 г. опубликовал в газете «Московские ведомости» статью «Что нам делать в эти тревожные дни?» с призывом сплотиться вокруг власти и оказать сопротивление революции. Под влиянием критики со стороны либеральной печати Никон был удалён из Москвы и поставлен епископом Вологодским и Тотемским (1906–1912). С 1906 г. председатель Вологодского отделения Православного палестинского общества и Православного миссионерского общества. С 1908 г. член Синода. Издавал журнал «Троицкое слово» (1910–1917). Член «Русского собрания» и его Совета (1911–1912). Почётный председатель Вологодского отдела Союза русского народа.
Председатель издательского отдела Синода (1913–1916). С 1913 г. направлен на усмирение «имябожников» (сторонников имяславия) в монастырях Афона, распорядился выдворить в Россию несколько десятков монахов. Активный противник Г. Е. Распутина. Участник Совещания монархистов в Петрограде [21–23 ноября (4–5 декабря) 1915].
С июля 1916 г. на покое в Троице-Сергиевой лавре.
Деятельность в Государственном совете
В 1907–1917 гг. член Государственного совета от монашествующего духовенства. Входил в правую группу. Выступал против отмены политических и гражданских ограничений для лиц, лишённых сана или добровольно его снявших. 15(28) декабря 1910 г. произнёс речь против соответствующего законопроекта: «Если будет принят законопроект Государственной думы в полном его объёме, – я боюсь, что в недра священства проникнут кандидаты недостойные и нежелательные, лица, которым нечего терять. <...> Пока существует известный закон и правоограничения, не всякий решится на такой шаг, чтобы идти в бедный приход на служение. А тогда – что? Очень возможно, что найдутся лица, которым только нужен именно сан, дабы проникнуть в народ и внести в него соблазн и политический разврат» (Государственный совет. Стенографические отчёты. 1910–1911 гг. Сессия 6. Заседания 1–49. Санкт-Петербург, 1911. С. 530–531). Законопроект был принят, но не утверждён императором Николаем II.
Труды
Автор ряда церковно-публицистических и церковно-исторических сочинений, в том числе книги «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (1885; в том же году удостоено Синодом премии митрополита Макария; 5-е издание 1904). В 1900 г. за опубликованное в «Троицких листках» толкование на Евангелие вновь удостоен Синодом премии митрополита Макария. Активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в том числе в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др., также печатал собственные статьи в редактируемых им изданиях. В частности, статьи Никона, которые он публиковал в журнале «Троицкое слово» в 1910–1915 гг., в конце каждого года издавались отдельно под заголовком «Мои дневники», некоторые вышли отдельными брошюрами.
Награждён орденами Святой Анны 1-й степени (1908), Святого Владимира 2-й степени (1911) и др.
Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.