Извольский Пётр Петрович
Изво́льский Пётр Петро́вич [14(26).2.1863, Екатеринослав, ныне Днепр, Украина – 9.12.1928, Ле-Везине, близ Парижа, Франция], российский государственный, общественный и церковный деятель, деятель эмиграции, гофмейстер (1912). Дворянин. Брат А. П. Извольского. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1886; в 1887 удостоен степени кандидата за сочинение, посвящённое святому Франциску Ассизскому). Также в качестве стипендиата в 1886 г. ездил в университет г. Пиза (Италия).
Биография до 1917 г.
В 1886–1887 гг. сверхштатный чиновник МИД, в 1887–1891 гг. на службе в МВД.
В 1891–1906 гг. служил по ведомству Министерства народного просвещения. В 1892–1893 гг. возглавлял отделение Российского общества Красного Креста в Тульской губернии, участвовал в оказании помощи пострадавшим от голода 1891–1892 гг. В 1893 г. был командирован в Палестину и Сирию, по результатам поездки в том же году издал книгу об учебных заведениях Православного палестинского общества (1894).
Окружной инспектор (1896–1899), помощник попечителя (1899–1902) Киевского учебного округа. Попечитель Рижского (1902–1904) и Санкт-Петербургского (1904–1905) учебных округов. Товарищ министра народного просвещения графа И. И. Толстого (1905–1906), курировал научные учреждения и высшие учебные заведения, посещал собиравшийся у Толстого «Кружок братства и равноправия», члены которого выступали за установление в России национального и вероисповедного равноправия. Сторонник университетской автономии, участвовал в подготовке нового университетского устава, а также временных правил, которые должны были действовать до принятия устава. В 1905 г. выступил за привлечение на сторону власти профессорских коллегий, за смягчение репрессивных мер по отношению к участвующим в антиправительственных выступлениях студентам и преподавателям.
Весной 1906 г. рекомендовал брата Александра на пост министра иностранных дел. Вскоре по ответной рекомендации брата занял должность обер-прокурора Синода [27 июля(9 августа) 1906 – 5(18) февраля 1909]. Основное внимание уделял улучшению материального положения православного духовенства и развитию духовного образования. Сторонник утверждения права свободы исповедания (но не права свободной проповеди) любой религии при сохранении привилегированного положения Русской Православной Церкви. Усилить её влияние должна была, по мнению Извольского, правовая регламентация деятельности прихода. В январе 1907 г. внёс на рассмотрение Совета министров свои предложения об отношении государственной власти к Православной Церкви (опубликовано: Прибавления к Церковным ведомостям. 1907. 27 января. С. 151–152), декларативно обозначив необходимость широких церковных реформ без указаний на конкретные сроки, обещал сохранять «полную свободу» внутреннего самоуправления Церкви. В 1908 г. в докладе императору Николаю II утверждал, что ожидание духовенством созыва Поместного собора РПЦ и восстановления канонических начал в Церкви подорвало авторитет Синода и привело к упадку церковной дисциплины, вмешательству церковных иерархов в государственные дела; в связи с этим, указав на реальную опасность исчезновения «церковно-государственного союза», настаивал на прекращении «церковно-политической агитации», укреплении внутренней самостоятельности Церкви строго в канонических рамках силой внешнего авторитета государства вместе с усилением государственного контроля над высшим духовенством и переносом срока созыва Поместного собора на неопределённое время (РНБ ОР. Ф. 443. № 852. Л. 9-14). Подал в отставку в знак протеста против решения Синода об отмене автономии духовных академий, полагая, что решение этого вопроса следовало отложить до утверждения нового устава академий.
Член Государственного совета по назначению (1909–1917), принадлежал к группе «центра», один из основных докладчиков по вопросам народного образования, выступал за широкое участие государства в финансировании земских школ, в защиту церковно-приходских школ и за увеличение ассигнований на них, за уравнение в правах при поступлении в университеты выпускников гимназий и других средних учебных заведений. Пользовался большим влиянием в придворных кругах.
Почётный гражданин г. Новосиль Тульской губернии (1907; за помощь бедным во время эпидемии холеры и участие в создании ремесленной школы). Владел родовым имением в Балашовском уезде Саратовской губернии, приобретённым имением в Новосильском уезде Тульской губернии, дачей в Ялте. Был хорошо знаком с семьёй Симанских (родственники будущего патриарха Алексия I), И. Ф. Анненским, С. Ф. Платоновым, князем Е. Н. Трубецким.
После Февральской революции 1917 г. жил в Ялте.
Жизнь в эмиграции
В 1920 г., во время Гражданской войны 1917–1922 гг., выехал в Константинополь, где состоял секретарём русского посольства и в том же году эмигрировал с семьёй во Францию. Член приходского совета Александро-Невского собора в Париже в числе мирян (1921–1922). Инициатор проведения еженедельных бесед в соборе о вере и Церкви. Рукоположен в диаконы (19 декабря 1921), в священники [15 февраля 1922, рукоположение в Александро-Невском соборе в Париже совершил митрополит Евлогий (Георгиевский); единственный из лиц, занимавших должность обер-прокурора Синода, принявший духовный сан], протоиерей (1923). Настоятель церкви во имя святителя Николая Чудотворца в Брюсселе (1922–1928). В 1924 г. открыл при своей церкви приходскую школу, в которой преподавались Закон Божий, русский язык и литература, история и география России (занятия проводились в том числе и в помещениях городских школ Брюсселя); при церкви ежедневно работала библиотека. Благочинный приходов в Бельгии и Нидерландах (30 августа 1923 – 1928), при его участии в Бельгии было открыто несколько православных храмов. Член епархиального Совета при митрополите Евлогии (1924–1927). В 1926 г. категорически отказался от перехода в «карловацкую» юрисдикцию Русской Православной Церкви за рубежом, поддержав митрополита Евлогия в борьбе с церковным расколом. Призывал к объединению христианских церквей на почве борьбы с революцией и атеизмом, признавая невозможность церковно-канонического объединения («К вопросу о соединении Церквей», 1922). Основатель и руководитель просветительско-благотворительного «Николо-Иоанновского кружка» для изучения Священного Писания и Творений Святых Отцов. Редактор еженедельника «La Semaine religieuse» («Церковная неделя»), издававшегося с октября 1927 г. Стремился наладить контакты с католиками, был близким другом примаса Бельгии кардинала Д. Ж. Мерсье, который по инициативе Извольского оказывал бескорыстную помощь русским беженцам, в том числе в поступлении и бесплатной учебе в Лёвенском католическом университете (создал при нём общежитие для русских студентов) и епископальных колледжах.
Пользовался большим авторитетом среди прихожан, оказывал помощь русским эмигрантам в обустройстве в изгнании. Член правления «Комитета помощи русским инвалидам». В 1922 г. основал детскую летнюю колонию в городе Вюльверинг (с 1923 в городе Жодонь), а в 1927 г. создал ежегодную летнюю детскую колонию под Брюсселем (просуществовала до 1960). С 1923 г. председатель исполнительного комитета Русского Красного Креста в Бельгии. По его инициативе в том же году основан «Русский детский патронат в Бельгии» для поддержания православия и русской культуры среди детей русских эмигрантов, обучавшихся в католических учебных заведениях. Организовывал сбор пожертвований в пользу голодающего населения Советской России (1922), на нужды Русского студенческого христианского движения (1926), на строительство православных храмов в Германии, Франции, Чехии, на лечение больных туберкулёзом русских эмигрантов и др.
В 1928 г. по болезни вышел за штат и поселился в пригороде Парижа.
Награждён орденами Святого Станислава 2-й степени (1901), Святой Анны 1-й степени (1907), Святого Владимира 2-й степени (1914), Белого Орла (1917) и др.
Был женат (с 1886) на Марии Сергеевне, урождённой княжне Голицыной [23.6(5.7).1868–29.11.1929].
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа.