Иннокентий III
Инноке́нтий III (лат. Innocentius III; до избрания папой Лотарио ди Сеньи, итал. Lotario di Segni) (1160 или 1161, Гавиньяно, близ Сеньи – 16.7.1216, Перуджа), папа Римский (1198–1216), один из крупнейших церковных и государственных деятелей европейского Средневековья.
Ранние годы
Происходил из знатного рода: отец – Тразимунд, граф Сеньи, мать – Кларичиа Скотти, представительница римского патрицианского рода. Начальное образование получил в школе при римском монастыре Сант-Андреа. Изучал теологию в Париже у Петра из Корбея, в 1178–1187 гг. – каноническое право в Болонье. В 1190 г. папой Римским Климентом III возведён в кардинал-диаконы, затем в кардинал-пресвитеры. После смерти папы Римского Целестина III (1191–1198) избран на папский престол.
Понтификат
Главной целью понтификата Иннокентия III было концептуальное и процессуальное обоснование идеи примата папской власти как в отношениях с основными светскими политическими силами средневековой Европы, так и во внутрицерковной жизни, а также создание политических условий для реализации этой идеи. Иннокентий III проводил политику реформирования Церкви: активно боролся со злоупотреблениями в среде высшего духовенства, способствовал упрочению иерархических основ внутрицерковной жизни, кристаллизации системы внутрицерковной иерархии во главе с папой Римским и подчинению Риму местных епархий, содействовал развитию института папских легатов и папских делегированных судей, развитию церковного права, в особенности в административной, уголовной, процессуальной сферах.
Тогда же получила широкое распространение идея о папе Римском как викарии Христа (термин vicarius Christi официально вводится в папскую титулатуру), обладающем всей полнотой духовной и светской власти (plenitudo potestatis), и о римской Церкви как матери всех Церквей (mater omnium ecclesiarum), главе кафолической Церкви.
Способствовал процессу реформирования старых монашеских орденов, поддержал создание новых нищенствующих орденов – францисканцев (1209/1210) и доминиканцев (1215), положил начало активной борьбе Церкви с ересями.
Провёл первый общецерковный собор католической церкви – Латеранский собор 1215 г., осудил на нём учение Иоахима Флорского, вальденсов и альбигойцев, организовав против последних крестовый поход (Альбигойские войны), создав институт инквизиции с опорой на новые монашеские ордена. Осуществлённая в понтификат Иннокентия III реформа куриального судо- и делопроизводства способствовала активному развитию декретального права.
Проводил политику, направленную на ослабление влияния германских императоров в Италии и расширение и укрепление границ Патримония Святого Петра (его территория в понтификат Иннокентия III была расширена более чем вдвое). Иннокентий III являлся сюзереном и регентом Сицилийского королевства и опекуном малолетнего императора Фридриха II Штауфена; в борьбе с династиями Вельфов и Штауфенов добился избрания Фридриха немецким королём (1212). Заложил основы претензии Рима на т. н. апробацию немецкого «Римского короля» и императора (декреталия «Venerabilem», 1202). Добился признания вассальной зависимости от папского престола Сицилии, Португалии, Арагона, Леона (1204), Англии (1213), а также Болгарии (1204).
Иннокентию III принадлежит одна из основных ролей в организации 4-го Крестового похода. Попытки заключения унии с Армянской и Греческой церквами были малоуспешны. Поддерживал Реконкисту, объявив о начале крестового похода, положившего начало активному отвоеванию Пиренейского п-ова у арабов (битва при Лас-Навас-де-Толосе, 1212), католическую экспансию в Прибалтийских землях, создание ордена меченосцев (1202). В 1213 г. призвал к новому крестовому походу (постановление об этом имеется в Актах 4-го Латеранского собора; «Ad liberandum»), подготовку которого завершил папа Римский Гонорий III.
По оценкам учёных, в истории средневековой Европы понтификат Иннокентия III является вершиной папской власти, кульминационным периодом её внутрицерковного и политического могущества.
Сочинения
Иннокентий III – автор широко известного аскетического трактата «О презрении мира, или О тщете человеческого бытия» («De contemptu mundi, sive De miseria conditionis humanae», иначе «De misera conditione hominis», 1190-е гг.), теологического трактата «О таинстве мессы» («De missarum misteriis», иначе «О святом таинстве алтаря», «De sacro altaris mysterio», между 1195 и 1197), а также около 80 проповедей. Декреталии Иннокентия III были компилированы в своды декретального права «Compilatio tertia» (канонист и папский нотарий Пьетро Колливаччо Беневентский; первый аутентичный свод датирован 1210, декреталии за 1198–1210), своды без официального папского одобрения «Compilatio secunda» (канонист Джон Уэльсский, 1210–1212, декреталии пап Александра III, Луция III и Иннокентия III), «Compilatio Quarta» (канонист Алан Английский или Иоганн Немецкий, 1216–1217, постановления 4-го Латеранского собора и декреталии Иннокентия III за 1210–1216), «Constitutiones concilii Lateranensis» (аноним, 1215, постановления 4-го Латеранского собора). Данная компилятивная база составила около трети общецерковного свода «Декреталий папы Григория IX». Начиная с понтификата Иннокентия III сохранились более или менее полные регесты папской канцелярии.