Виттфогель Карл Август
Виттфо́гель Карл А́вгуст (нем. Karl August Wittfogel) (6.9.1896, Вольтерсдорф, Германия – 25.5.1988, Нью-Йорк, США), немецко-американский социолог, историк и драматург, специалист в области синологии.
Биография
Родился в г. Вольтерсдорф (Германия). В 1915 г. поступил в Лейпцигский университет, где изучал философию, историю, социологию и географию. Продолжил обучение в Мюнхенском университете, Берлинском университете и университете г. Росток. В 1921 г. вернулся в Лейпцигский университет для изучения синологии. В конце 1920-х гг. отправился во Франкфурт, где в 1928 г. получил докторскую степень. Тогда же присоединился к Институту социальных исследований во Франкфурте. После прихода к власти Национал-социалистической партии Германии был арестован и освобожден в 1934 г. благодаря ходатайствам активных членов аффилированного с нацистской партией оккультистского общества «Аненэрбе» – Фридриха Фильшера и К. Хаусхофера. После освобождения в 1934 г. эмигрировал в Соединённые Штаты Америки, где занялся научными исследованиями сначала в Колумбийском, затем в Вашингтонском университете. В центре научного внимания Виттфогеля в указанный период находились вопросы синологии.
На протяжении жизни Виттфогель занимался политической деятельностью. В 1918 г. вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, объединявшую левоцентристов. В 1920 г. вступил в Коммунистическую партию Германии. Будучи её активным членом, неоднократно посещал СССР (1928, 1931 и 1932), где активно выступал в научных дискуссиях, посвящённых азиатскому способу производства. После эмиграции в США перешёл на антикоммунистические позиции. В период маккартизма (1950–1957) в рамках расследования дела о распространении коммунистических идей среди американских синологов (1951) выступал на стороне обвинения.
В послевоенный период Виттфогель отошёл от марксизма и примкнул к экономическому институционализму. Как следствие он прекратил изучение производительных сил и производственных отношений, сосредоточившись на изучении политических институтов (прежде всего государства и власти). К этому периоду относится разработка им теории «гидравлического общества», благодаря которой он стал популярным в научной среде Америки. В конце 1970-х гг. как историка его ставили в один ряд с А. Тойнби.
Основные работы
Виттфогелю принадлежит множество работ, посвящённых изучению Китая и «азиатского способа производства». Наиболее значительные из них – «Производительные силы. Процесс производства и обращения» (Wirtschaft und Gesellschaft Chinas, 1931), являющаяся первым и единственным томом задуманного двухтомника – «Экономика и общество Китая», а также «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти» (Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power, 1957). Работа «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти» вошла в список наиболее влиятельных книг 20 в. по версии газеты The Times. Книга была запрещена в СССР. Виттфогелю принадлежат книги «История китайского общества периода Ляо» (совместно с Фэн Цзяшэном) (History of Chinese Society. Liao (907–125), 1949) и «Сельское хозяйство: ключ к пониманию китайского общества, прошлое и настоящее» (Agriculture: A Key to the Understanding of Chinese Society, Past and Present, 1970).
В молодости Виттфогель заявил о себе как талантливом драматурге. Его пьесы «Красные солдаты» (1921), «Человек с идеей» (1922), «Мать» (1922), «Беглец» (1922), «Кто самый глупый?» (1923) были высоко оценены критиками. Пьеса «Беглец» была переведена на русский язык.
Основные идеи
Научную карьеру Виттфогеля можно разделить на два периода – германский и американский. В германский период его внимание было сосредоточено на изучении вопросов базиса экономического развития общества (производительных сил и производственных отношений). В основной работе указанного периода «Производительные силы. Процесс производства и обращения» он сосредоточился на изучении производственных процессов, характерных для китайского общества. Отталкиваясь от идеи К. Маркса о существовании специфического, характерного только для восточных обществ «азиатского способа производства», Виттфогель постарался создать макроэкономическую модель процесса экономического воспроизводства, характерную для Китая. В процессе воспроизводства Виттфогель выделял естественно-обусловленные (внешние природные факторы) и общественно-обусловленные («квалификация работников», «средства труда») факторы. Вслед за Г. В. Плехановым, трудами которого Виттфогель увлекался в молодости, естественно-обусловленные факторы в развитии процесса производства он полагал приоритетными, за что был подвергнут критике в СССР.
Основной работой американского периода жизни Виттфогеля стал принёсший ему мировую известность труд «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти». В данной книге была изложена разработанная им теория «гидравлического общества». С точки зрения Виттфогеля, «гидравлическим обществом» может быть названа любая цивилизация, основанная на необходимости проведения масштабных ирригационных работ, что требует централизованного контроля и монопольной власти со стороны государства. Указанные условия формируют абсолютистское государство, которое ставит под контроль иные центры власти. При этом чиновники, осуществляющие властные полномочия от имени государства и регулирующие ирригационные работы, помимо выполнения своих непосредственных функций, приобретают и религиозные функции, становясь представителями Бога на земле и служащих земному Богу (фараону в Египте, царю в Месопотамии, императору в Китае).
Для «гидравлического общества» характерен особый тип экономики – «гидравлическая экономика», которую Виттфогель определяет как «управляемую государством экономику», т. е. «государственную экономику», базирующуюся на создании масштабных гидравлических сооружений (судоходные каналы, акведуки, плотины и т. д.), а также монументальных сооружений (пирамиды, храмы, жертвенники и т. д.). Указанные строения требовали не только огромного труда, обеспечиваемого массами простых рабочих, но и большого аппарата профессиональных управленцев (чиновников), которые брали на себя функции планирования и координации работ. Помимо прочего абсолютное государство практически полностью закабаляло простых работников, произвольно определяя цену их труда, а также осуществляя над ними полицейско-террористический контроль, возложенный на специальный аппарат принуждения, который, как и чиновники, полностью освобождён от сельскохозяйственного труда. Полицейско-террористический контроль обеспечивал формирование у простого народа поведения, построенного на постоянном послушании и страхе, что делало его более управляемым.
Виттфогель приходит к выводу, что «гидравлическое общество» – это цивилизация стагнации. Оно не способно самостоятельно на технологический и социальный прогресс. Только давление извне заставляет «гидравлическое общество» вносить в производственный процесс новшества. При исчезновении этого внешнего давления «гидравлическое общество» снова впадает в стагнацию.
Советскую Россию Виттфогель считал индустриальной версией «гидравлического общества», отличие которой от сельскохозяйственной версии «гидравлического общества» (Древний Египет, Древний Китай, месопотамские города-государства), заключалось в том, что вторые при тотальном контроле процессов производства осуществляли только частичный контроль над духовной и социальной жизнью подвластных, в то время как для индустриальной версии характерен тотальный контроль как над процессами производства, так и над духовной и социальной жизнью граждан. С точки зрения Виттфогеля, Советская Россия – это не социалистическое общество, а разновидность общества, в котором доминировал азиатский способ производства. Чтобы скрыть этот факт, полагал Виттфогель, И. В. Сталин специально прекратил развернувшуюся в 1931 г. дискуссию об азиатском способе производства, обвинив дискутантов в троцкизме.
Теория «гидравлического общества» имела как своих сторонников, так и противников. Сторонники Виттфогеля указывали на справедливость его выводов относительно сравнения СССР с цивилизациями древности в части осуществления тотального контроля над населением, чему способствовал афористичный и подчас пропагандистский стиль изложения. Противники обращали внимание на излишний схематизм и формализм выводов Виттфогеля, статичность характера модели, описанной им, а также использование автором исключительно второисточников в ущерб первоисточникам.