Федеральный комитет по операциям на открытом рынке
Федера́льный комите́т по опера́циям на откры́том ры́нке (ФКООР; англ. Federal Open Market Committee, FOMC), структурное подразделение Федеральной резервной системы США (ФРС), определяющее национальную денежно-кредитную политику путём управления операциями на открытом рынке. Основная цель денежно-кредитной политики США – достижение максимальной занятости и стабильности цен. ФКООР устанавливает краткосрочную цель ФРС по покупке и продаже ценных бумаг и целевой уровень ставки по федеральным фондам, что влияет на другие процентные ставки в экономике. Эти операции также воздействуют на размер и состав активов ФРС и коммуникацию регулятора с экономическими агентами относительно будущего курса денежно-кредитной политики. Также комитет принимает решения по операциям на валютных рынках, например санкционирует программы валютных свопов с иностранными центральными банками.
История создания
Федеральная резервная система США создана в 1913 г. В первые годы её существования 12 Федеральных резервных банков (ФРБ) проводили не скоординированные между собой операции на открытых рынках, что снижало эффективность проводимой политики (например, продажи ценных бумаг одним ФРБ могли быть компенсированы покупками другого ФРБ). В 1922 г. учреждён Комитет по централизованному осуществлению покупок и продаж государственных ценных бумаг (англ. Committee on the Centralized Execution of Purchases and Sales of Government Securities), консультировавший по операциям на открытых рынках и исполнявший поручения всех 12 ФРБ. В 1923 г. этот комитет реорганизован в Комитет по инвестициям на открытом рынке (англ. Open Market Investment Committee, OMIC), чтобы централизовать операции на открытом рынке под общим надзором Совета управляющих и уменьшить независимость в принятии решений по этим вопросам со стороны отдельных ФРБ; это также позволило лучше координировать политику ФРС и Казначейства. В разгар Великой депрессии в 1930 г. организована Конференция по политике открытого рынка (англ. The Open Market Policy Conference, OMPC) с участием управляющих всех ФРБ для дальнейшей консолидации и координации операций на открытом рынке под управлением Совета управляющих.
В 1933 г. законом Гласса – Стиголла учреждён Федеральный комитет по операциям на открытом рынке. В отличие от предыдущих организаций решения комитета стали обязательными для исполнения всеми ФРБ. Близкая к современной структура ФКООР определена в Законе о банковской деятельности 1935 г. (англ. The Banking Act of 1935): сформирована ротационная система, за комитетом закреплён контроль над операциями на открытом рынке, а за Советом управляющих – над другими инструментами денежно-кредитной политики.
В 1942 г. Конгресс США внёс поправки в Закон о Федеральной резервной системе, в результате чего была сформирована современная структура ФКООР: формализованы ротационные процедуры и закреплено постоянное место за президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка (ФРБ Нью-Йорка).
Структура
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке состоит из 12 членов, имеющих право голоса: 7 членов Совета управляющих ФРС (постоянные места); президент ФРБ Нью-Йорка (постоянное место); 4 из 11 президентов других ФРБ, которые избираются сроком на 1 год на ротационной основе. Ротационные места заполняются из 4 групп банков по одному президенту банка от каждой группы: 1) Бостон, Филадельфия и Ричмонд; 2) Кливленд и Чикаго; 3) Атланта, Сент-Луис и Даллас; 4) Миннеаполис, Канзас-Сити и Сан-Франциско. Ротация происходит на первом регулярном заседании года.
На заседаниях ФКООР обычно присутствуют и участвуют в обсуждениях все 12 президентов ФРБ, однако голосуют по решениям только участники с правом голоса.
ФКООР самостоятельно определяет внутреннюю организацию и традиционно избирает председателя Совета управляющих ФРС своим председателем, а президента ФРБ Нью-Йорка – заместителем председателя. Председатель Совета управляющих ФРС входит в состав 7 членов Совета управляющих и назначается президентом США после одобрения Сенатом сроком на 4 года; дважды в год выступает с докладом перед Конгрессом о целях и результатах реализации денежно-кредитной политики ФРС. Председатель ФКООР представляет ФРС в коммуникации с Конгрессом и президентом США, осуществляет контроль и определяет повестку заседаний Совета управляющих и комитета. С 2018 г. ФКООР руководит глава Совета управляющих ФРС Дж. Пауэлл.
Процесс принятия решений
ФКООР проводит 8 регулярных заседаний в год (примерно каждые 6 недель) в Вашингтоне, округ Колумбия; также по мере необходимости возможен созыв внеочередных собраний. Накануне проведения заседания берётся пауза в заявлениях, касающихся денежно-кредитной политики и экономики. «Период тишины» (blackout) формализован в 1995 г. при главе ФРС в 1987–2006 гг. А. Гринспене: он длился 7 дней до заседания и продолжался до конца недели, на которой принималось решение. С февраля 2017 г. ФРС удлинила период до начала заседания до 10 дней, а срок окончания сократила до 1 дня после заседания. Такой «режим тишины» распространяется не только на членов ФКООР, но и на всех сотрудников ФРС, которые в этот период также должны воздерживаться от публичного высказывания личного мнения и прогнозов относительно возможных решений в сфере денежно-кредитной политики.
Основные вопросы обычно рассматриваются в следующем порядке:
1) обсуждение и утверждение доклада о валютных и внутренних операциях на открытом рынке;
2) обсуждение национального экономического прогноза («зелёная книга»);
3) обсуждение экономических условий в каждом округе и оценка перспектив президентами ФРБ;
4) обсуждение текущей денежно-кредитной политики и возможных сценариев её развития («синяя книга»);
5) подведение итогов обсуждения и формулирование заявления по денежно-кредитной политике и директивы о целевой ставке по федеральным фондам, передаваемой в ФРБ Нью-Йорка, который выполняет транзакции по системному счету открытого рынка (англ. System Open Market Account, SOMA);
6) голосование – ФКООР должен достичь консенсуса относительно соответствующего курса политики, который включён в директиву ФРБ Нью-Йорка.
До 2010 г. подробный прогноз на следующие 3 года, подготовленный отделом исследований и статистики при Совете управляющих ФРС, формировал «зелёную книгу» (из-за цвета обложки, в которую был помещён), а в «синей книге» описывались сценарии решений денежно-кредитной политики. С 2010 г. эти 2 книги были объединены в «бирюзовую книгу».
Обычно публичное объявление о заявлении по денежно-кредитной политике делается в 14:15, а протоколы с основными результатами заседания публикуются через 3 недели. Стенограммы и другие исторические материалы заседаний с 1936 г. доступны на официальном сайте ФРС.
ФКООР проводит пресс-конференции: с 2011 г. ежеквартально, с 2019 г. – после каждого заседания.
На каждом регулярном заседании ФКООР проводит голосование по вопросам денежно-кредитной политики, которая будет осуществляться в период между заседаниями. Не менее 2 раз в год проходит голосование по долгосрочным целям и стратегии денежно-кредитной политики, а 4 регулярных заседания в год сопровождаются публикацией материалов с резюме прогнозов по траектории ключевых макроэкономических показателей (ВВП, уровню безработицы, инфляции, ставке по федеральным фондам).
Операции на открытом рынке
Ценные бумаги, купленные ФКООР, депонируются на системном счёте открытого рынка, который состоит из внутреннего (содержит казначейские облигации США и ценные бумаги федеральных агентств) и зарубежного (содержит инвестиции, номинированные в евро и японских иенах) портфелей. ФКООР может держать эти ценные бумаги до погашения или продавать их при необходимости. (Продажи регулируются законом о Федеральной резервной системе 1913 и законом о денежно-кредитном контроле 1980.) Эти активы хранятся в определённом соотношении в каждом из 12 ФРБ, однако все операции на открытом рынке выполняет ФРБ Нью-Йорка в соответствии с мандатом по итогам заседания комитета.
С помощью операций на открытом рынке меняется объём денег в экономике. К примеру, для борьбы с высокой инфляцией ФРС может уменьшить ликвидность с помощью продажи ценных бумаг. Это приведёт к росту доходностей облигаций, удорожанию кредитов, снижению потребления и в конечном счёте к замедлению инфляции. Такие операции могут представлять собой либо прямые покупки или продажи, либо краткосрочные сделки – РЕПО и обратное РЕПО. Операции РЕПО и обратного РЕПО обычно используют для тонкой настройки объёма ликвидности в системе на ежедневной основе. Для более масштабных вливаний или изъятия ликвидности в банковскую систему в периоды экономических проблем или кризиса могут использоваться такие инструменты, как количественное смягчение или ужесточение (англ. quantitative easing, QE; quantitative tapering, QT). Такие программы предполагают покупку значительных объёмов казначейских облигаций США и ипотечных ценных бумаг.