Макинтайр Аласдер
Ма́кинтайр А́ласдер (Аласдер Чалмерс Макинтайр; Alasdair Chalmers MacIntyre) (род. 12.1.1929, Глазго), британский философ.
Учился в Лондонском, Оксфордском и Манчестерском университетах. С 1951 г. преподавал в университетах Манчестера, Лидса (1957–1961), Оксфорда (1961–1962, 1965–1966) и Эссекса (1966–1970); с 1969 г. в США, профессор университетов Брандейса (с 1969), Бостонского (1972–1980), Вандербилта (1982, 1985–1988), Нотр-Дам (1985, 1989–1994, 2000–2008), Дьюка (1995–1997) и др. Член Американского философского общества (2005).
Автор многочисленных работ по проблемам этики и теологии, социальной философии, истории философии. В «Краткой истории этики» («A short history of ethics», 1966) Макинтайр подверг критике разработку этических проблем в аналитической философии 1950–1960-х гг. вне конкретного социального и исторического контекста. В получившей широкий резонанс книге «После добродетели» («After virtue», 1981, рус. пер. 2000) Макинтайр усматривал истоки кризиса морали в современном мире в провале восходящих к эпохе Просвещения попыток рационального и секулярного обоснования универсальной морали на основе неких всеобщих принципов, предполагающих автономию индивида и укоренённых в структуре либо человеческих чувств и переживаний (Д. Юм и позднейшая концепция эмотивизма), либо человеческого «практического разума» (этика долга И. Канта). Преодоление этого кризиса Макинтайр видит в обращении к аристотелевской этике добродетелей и её средневековой модификации в томизме, исходящих из телеологического понимания природы человека и его предназначения. Несоизмеримость и контекстуальная обусловленность различных концепций справедливости и рациональности раскрываются Макинтайром в работе «Чья справедливость? Какая рациональность?» («Whose justice? Which rationality?», 1988) на примере этической мысли Древней Греции, Среднeвековья и шотландского Просвещения, а также в сочинении «Три конкурирующие версии морального исследования: энциклопедия, генеалогия и традиция» («Three rival versions of moral enquiry: encyclopaedia, genealogy, and tradition», 1990), где сопоставляются этические идеи французских энциклопедистов, предложенный Ф. Ницше проект генеалогии морали и аристотелевско-томистская традиция, заключающая в себе позитивные возможности создания новой нормативной этики, в центре которой – вопрос о достойной человеческой жизни и о добродетелях, способствующих её достижению.
Работы Макинтайра 1980–1990-х гг. сыграли видную роль в полемике представителей коммунитаризма с теоретиками «нового либерализма» (Дж. Ролз, Р. Дворкин и др.).