Экономическая мысль Древней Индии
Экономи́ческая мысль Дре́вней И́ндии, совокупность представлений древних индийцев о различных сферах экономической деятельности, зафиксированных в разнообразных и разноязычных санскритских, в том числе ведических, пракритских и тамильских текстах. Основными источниками сведений о экономической мысли Древней Индии служат Веды, упанишады, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», политико-экономический и юридический трактат «Артхашастра» Каутильи, политический трактат «Нитисара» Камандаки, дхармашастры, в первую очередь Законы Ману (Манусмрити или Манавадхармашастра), «Яджнявалкья-смрити» и «Нарада-смрити»; эпиграфические источники; тамильский сборник «Тируккурал» Тируваллувара. [Санскритский трактат «Шукранити(сара)» скорее всего представляет собой подделку 19 в., поскольку порох, пушки и другое огнестрельное оружие ещё не были известны индийцам даже в эпоху Гуптов 4–5 вв., не говоря уже о ведийской эпохе конца 2-го тыс. до н. э. – середине 1-го тыс. до н. э. (Gopal. 1962).]
Экономическая мысль Древней Индии отличается описательностью, реалистичностью, смешением хозяйственных вопросов с политическими и этическими, вниманием к практическим задачам и в меньшей степени ориентированностью на материальное богатство и процветание, что вызвано характером дошедших до нас сочинений, ориентированных на описание благочестивого и ритуально правильного поведения для всех членов варново-кастового строя (Rangaswami Aiyangar. 1934).
Хараппская эпоха
Древнейшая цивилизация Южной Азии – Хараппская, или Индская, – процветала благодаря торговле, земледелию и скотоводству, отличалась правильной городской застройкой с канализацией. Её жители пользовались бронзовыми, медными и каменными орудиями труда и знали письменность, однозначно расшифровать которую так и не удалось, что затрудняет решение вопроса об экономической мысли хараппцев. Найденные печати и их отпечатки некоторыми исследователями считаются административно-торговыми инструментами – налоговыми жетонами, торговыми лицензиями, метрологическими записями (Mukhopadhyay).
Ведийский период
Начиная с ведийского периода (конец 2-го – первая половина 1-го тыс. до н. э.) богатство (санскр. वसु, vasu) считалось ценностью: «С разными мыслями, (но одинаково) стремясь к богатству, / Идём мы следом за (заработком), как (пастух) за коровами» («Ригведа», IX.112.3, Ригведa. 1999. С. 114); «О Индра, дай нам самые лучшие богатства [санскр. द्रविण, draviṇa], / Постижение силы действия, благополучие [санскр. सुभगत्व, subhagatva], / Процветание богатств [санскр. पोषं रयीणाम्, poṣaṃ rayīṇām], невредимость (наших) тел, / Сладость речи, счастливое протекание дней!» («Ригведа», II.21.6; Ригведа. 1989. С. 260). В гимне «Атхарваведы» «На процветание – с амулетом из удумбары» (XIX.31) содержится мольба о богатстве в виде скота, зерна, жирного молока, плодов и навоза (Атхарваведa. 2010. С. 157–159).
Эпоха махаджанапад
В середине 1-го тыс. до н. э., в эпоху махаджанапад, в Индии появились надчеканенные серебряные монеты (монеты, отмеченные пунсоном; англ. punch-marked coins): на примерно четырёхугольные пластины металла ставились знаки несколькими пунсонами. Разновидностью таких монет служат продолговатые бруски металла, обычно с пятью знаками («монеты в форме гнутых слитков», англ. bent bars coins). Выпуск надчеканенных монет продолжался при империи Маурьев (322–187/185 гг. до н. э.).
Империя Маурьев
Царь Ашока из династии Маурьев, правивший в середине 3 в. до н. э., в III Большом наскальном эдикте считал добрым делом «мало тратить и малым владеть» (Вигасин. 1997. С. 331). В IV Колонном эдикте Ашоки говорится о желательности «беспристрастия в тяжбах и беспристрастия в наказаниях» (Вигасин. 1997. С. 346). В V Колонном эдикте, после 26 лет правления, Ашока утверждал: «Лес не следует выжигать бесцельно или для уничтожения (живых существ)». В том же тексте царь ввёл ограничения или полный запрет на убийство и кастрацию отдельных видов живых существ, а также на продажу рыбы (Вигасин. 1997. С. 346–347). В VII Колонном эдикте Ашоки сказано: «И на дорогах приказал я насадить баньяновые деревья – пусть их тень приносит пользу скоту и людям, и насадить манговые рощи. И через каждые восемь кроша (1 кроша – около 4 км – Ред.) приказал я вырыть колодцы и приказал устроить дома для путников и устроить повсюду многочисленные водоёмы на пользу скоту и людям» (Вигасин. 1997. С. 348). В эдикте говорится о раздаче даров и щедрости, а согласно VIII Большому наскальному эдикту Ашока раздавал золото старцам (Вигасин. 1997. С. 348–349, 333). В надписи на колонне из Лумбини/Румминдеи говорится об освобождении этой деревни, в которой родился Будда, от уплаты подати – бали (пракрит, ubalike kaṭe); за деревней осталась уплата «половинной доли» (Вигасин. 1997. С. 343) или «одной восьмой части [урожая]» (пракрит, aṭha-bhāgiye) (Вертоградова. 1980. С. 121). Пракритская надпись 3 в. до н. э. на медной табличке из Сохгаура, деревни на берегу реки Рапти в 20 км к юго-востоку от г. Горакхпур (штат Уттар-Прадеш) упоминает строительство двух хранилищ или амбаров (пракрит, koṭṭhāgālāni) для хранения товаров (Barua. 1930; Majumdar. 2023. P. 51); тот же термин koṭhāgāle встречается в неполной надписи на каменной табличке из Махастхана (округ Богра, Бангладеш) (Bhandarkar. [1931]. P. 85; Select Inscriptions Bearing on Indian History ... 1965. P. 82–83; cf.: Majumdar. 2023. P. 28–43).
Послемаурийский период
Для обеспечения денежного обращения во 2–1 вв. до н. э. греко-бактрийские и индо-греческие правители северо-западных районов Индии чеканили литые штампованные монеты круглой и прямоугольной формы.
Сбор «всех десятин и сборов» (пракрит, saṃdasayoṃto sava-kara-vaṇaṃ, строка 6) царём и освобождение им от налогов брахманов и поселения (пракрит, parihāraṃ, строка 9, и parihārehi, строка 13) упомянуты в надписи Хатхигумпха [около г. Бхубанешвар, штат Одиша (Орисса)] царя Кхаравелы из царства Калинга (Jayaswal. 1983. P. 71–89. P. 79–80, 87–88), датируемой 2 в. до н. э. – 1 в. н. э.
В 14-й надписи из пещер Карла (штат Махараштра) времён правления царя Васиштхипутры Пулумави [около 85–125 гг. н. э. (Bhandare. 1999. P. 168–178)] из династии Сатавахана говорится о дарении деревни «с её налогами, обычными и экстраординарными» (Senart. 1981. P. 61–62).
Наскальная надпись из Джунагадха, прославляющая царя Рудрадамана I из династии Западных Кшатрапов (годы правления: около 130–150 гг. н. э.), указывает, что его «казна от налогов, пошлин и "царской доли", полученных по праву, переполнена золотом, серебром, алмазами, бериллами и (другими) драгоценностями» (строка 14) и что он «не угнетает жителей городов и деревень налогами, принудительным трудом и "добровольными подношениями" (буквально "изъявлением привязанности")» (строки 15–16) (Kielhorn. 1981. P. 44, 48–49).
Законы Ману (VII.80), составленные в первых веках н. э., предписывают «ежегодный налог [бали] изымать через верных слуг». По комментарию Медхатитхи, размер налога составлял ⅙ урожая (Законы Ману. 1992. C. 133, 298). Законы Ману советуют царю «ежегодно заставлять простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить налог (санскр. कार, kāra)» (VII.137), избегая чрезмерной жадности (VII.139) (Законы Ману. 1992. С. 138; Sharma. 2016).
Трактат «Артхашастра», составленный не ранее начала 1-го тыс. н. э., но ошибочно приписываемый индийской традицией Каутилье, советнику царя Чандрагупты из династии Маурья (конец 4 в. до н. э.), содержит множество рекомендаций по ведению хозяйства (санскр. वार्त्त, vārttā), устроению области, строительству крепостей, пополнению казны, налогообложению, управлению копями и мастерскими, проверке пробы металлов, надзором за пошлинами, питейным делом, оружейными складами, скотом, ремесленниками; установлению мер и весов, заключению сделок, наследованию, брачному праву, продаже и дарению имущества, экономическим факторам ведения войны (Kangle. 1960–1965; Rangaswami Ayangar. 1934). «Хозяйство – это земледелие, скотоводство и торговля. Оно приносит пользу доставлением зерна, скота, золота, металлов и обязательного труда» («Артхашастра», 1.4; Артхашастра. 1959. С. 19; ср.: Артхашастра. 2009. С. 17). «Артхашастра» провозглашает первенство выгоды/пользы (артха) над другими целями жизни – дхармой (соблюдением религиозного долга согласно кастовому положению и этапу жизни) и камой (чувственными удовольствиями): «Каутилья считает, что главное – польза, ибо закон и любовь основаны на пользе» (1.7.6–7) (Артхашастра. 1959. С. 22). «Начало всех начинаний – казна, поэтому прежде всего царю полагается следить за казной» (II.8.1) (Артхашастра. 2009. С. 65). В тексте «Артхашастры» (кн. 2) различаются виды земель, рекомендуется орошение, устройство рудников, промыслов, пастбищ, рощ, торговых подворий, путей сообщения и населённых пунктов. Также различаются доходы по источнику – предмету налогообложения (укреплённые города, сельская местность, рудники, оросительные сооружения, леса, пастбища, торговые пути), способу поступления (деньги, шестая доля урожая, подати, сборы и пени/штрафы, 2.6.10) и времени поступления (текущие, перешедшие из прошлого года и привходящие из иных источников, 2.6.17–20). Сбор налогов, в соответствии с рекомендациями трактата, должен был производиться в натуральной и денежной форме. Рассматриваются виды налогов: таможенные пошлины (санскр. शुल्क, śulka) на ввоз (санскр. प्रवेश, praveśa) и вывоз (санскр. निष्क्रम, niṣkrama), налог на сделку (санскр. व्याजी, vyājī); доля (санскр. भाग, bhāga) урожая (обычно ⅙); денежный налог (санскр. कार, kāra); натуральный налог (санскр. प्रतिकार, pratikāra); трудовая повинность (санскр. विष्टि, viṣṭi); налог на содержание войска (санскр. आयुधीया, āyudhīya) и военный налог (санскр. सेनाभक्त, senābhakta); дорожный сбор (санскр. वर्तानि, vartāṇi); уравнительная пошлина (санскр. वैधारणम्, vaidhāraṇa); царская доля; штраф (санскр. पार्श्व, pārśva). «Артхашастра» предостерегает от чрезмерного и несвоевременного налогообложения, истощающего подданных (Gopal. 1935; Sharma. 2016; Jain. 2021. P. 13; Subramanian. 2022).
Кушанский период
В первых веках н. э. Индия (Кушанское царство) вела оживлённую торговлю с Римской империей, древнекитайской империей Хань и странами Юго-Восточной Азии. На территории Индии найдены огромные клады древнеримских золотых ауреусов и серебряных денариев, что свидетельствует о положительном балансе торговли Индии с Римской империей, на который в 1 в. н. э. указывал римский энциклопедист Плиний Старший: «…Индия, серы [китайцы] и этот [Аравийский] полуостров забирают у нашей державы ежегодно сто миллионов сестерциев – во столько обходятся нам роскошества и женщины!» (Плиний Старший. Естественная история, XLII.84. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции ... 2007. С. 124). Кушанские цари и пришедшие им на смену в 4–5 вв. Гупты чеканили золотые, серебряные и медные монеты. Освобождение храма одного из богов от налогов царём Вимой Кадфизом Кушаном (начало 2 в. н. э.) фиксируется в трёхъязычной надписи Дашт-и Навур (ныне провинция Газни, Афганистан) (History of civilizations of Central Asia ... 1994. P. 410, 414).
Гуптский период
Дарственные грамоты эпохи Гуптов указывают на освобождение от податей отдельных землевладельцев, получивших от правителя кормление. Население несло трудовую повинность (вишти) и платило различные натуральные и денежные платежи. Основной сельскохозяйственный налог исчислялся в ⅙ доходов. Некоторые перечни содержат до 30 видов поборов (Вигасин. 1995. С. 50). В гуптских надписях говорится о налогообложении «передаваемого и измеряемого» в деревнях, что Вигасин считает указанием на торговые пошлины с деревенских рынков (Вигасин. 1995. С. 48). Уплата всех видов дани (sarvvakaradān) встречается в Аллахабадской надписи императора Самудрагупты (С. 22) (Corpus ... 1981. P. 213, 217) в 4 в. н. э. Формула «Вы же будете осуществлять привоз податей – бхагабхога, кара (и других), и будете покорными, выслушивая его (т. е. получателя дарения) приказы» присутствует в надписях и Самудрагупты, и зависимых от Гуптов правителей Уччакальпы рубежа 5–6 вв. н. э. (Лелюхин. 2001. С. 96–97). В санскритской поэме Калидасы (5 в. н. э.) «Род Рагху» праведный царь Дилипа «для их же блага собирал… налоги со своих подданных, в чём подобен был солнцу, собирающему воду в облака, только чтобы сторицей излить её обратно на землю» (1.18) (Калидаса. 1996. С. 77).
Южная Индия
Экономическая мысль Южной Индии отражена в тамильском сочинении «Тирукурал» Тируваллувара. Постулируются связь богатства с щедростью и благодетельность дарения: «Всё богатство, скопленное многотрудными заботами, должно быть щедро отдано тем, кто заслужил того»; «Лишь дар, преподносимый нуждающемуся, есть истинное даяние» (212, 221) (Тирукурал. 1963. С. 50–51). Истинной страной провозглашается «та, что даёт обильный урожай, где живут наделённые добродетелями и обладающие несметными богатствами» (731) (Тирукурал. 1963. С. 91). «Богатство властелина составляют выморочные владения, собираемые подати и то, что достаётся в победе над врагом» (756). «Накапливай богатство. В мире нет ничего острее этого меча, что подрезает спесь твоих недругов» (759). Накопление богатства в сочинении связывается с праведностью: «Богатство, обретённое на стезе праведности без сотворения зла, принесёт достижение дхармы. Не должно прикасаться к богатству, что пришло, не ведая милосердия, ни любви. Оставь его…» (754–755) (Тирукурал. 1963. С. 93). В «Тирукурале» осуждается скупость (1001–1010) (Тирукурал. 1963. С. 113–114). По Тируваллувару, «земледелие, хотя и многотрудно, – высшее из всех занятий» (Тируккурал. 1963. С. 116).