#Китайские философыКитайские философыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКитайские философыКитайские философыНайденo 17 статейНаучные направленияНаучные направления Экономическая мысль Древнего КитаяЭкономи́ческая мысль Дре́внего Кита́я, неразрывно связана с земледельческим укладом долины Хуанхэ, в которой в основном происходило формирование древнекитайской цивилизации. С появлением в регионе железа (6–5 вв. до н. э.) экономическая мысль активизировалась. Экономическими вопросами занимались «легисты», конфуцианцы, в меньшей степени даосы. Экономические наработки китайской древности заложили главную основу китайской экономической мысли в более поздние времена; многие концепции, сформулированные тогда, иногда упоминаются и используются в Китае и ныне.Научные направления Экономическая мысль Древнего ВостокаЭкономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка, представлена трудами учёных Древнего Китая и Древней Индии, сочинения которых об искусстве государственного управления содержали разделы, посвящённые экономическим проблемам. Методология древневосточной управленческой мысли была нормативной, т. е. реальная жизнь сравнивалась с определённой нормой, а затем авторы сочинений давали правителям советы, как довести государство до идеала.Философы Чжан ЦзюньмайЧжан Цзюньма́й (1887–1969), китайский философ, политический и общественный деятель, представитель 1-го поколения нового конфуцианства. Один из основателей Партии государственного социализма. Участник «Дискуссии о науке и метафизике» и «Дискуссии о культурах Востока и Запада» в 1920-е гг. Философские взгляды Чжан Цзюньмая объединяют элементы западноевропейской философии жизни и китайского неоконфуцианства.Философы Сыма ГуанСы́ма Гуа́н (1019–1086), китайский историк, политический деятель, философ. Составитель хроники «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее», завершена в 1084). Автор комментариев к конфуцианской и даосской классике. Выступал против реформ Ван Аньши, полагая, что преобразования в обществе должны быть основаны на реконструкции системы ритуалов.Философы Юй ИншиЮй Инши́ (1930–2021), китайско-американский философ и историк. С конца 1980-х гг. – активный участник дискуссий о демократии в Китае. Лауреат премии Клюге (2006), тайваньской Танской премии (2014). Критикует разрыв нового конфуцианства с практической деятельностью: по Юй Инши, историческое конфуцианство существовало только в связке с социальной практикой.Философы Сюй ФугуаньСюй Фугуа́нь, китайский философ, историк философии и культуры. Представитель нового конфуцианства. С 1949 г. работал на Тайване, с 1969 г. – в Гонконге (ныне Сянган). Вместе с Чжан Цзюньмаем, Моу Цзунсанем и Тан Цзюньи – составитель «Манифеста китайской культуры людям мира» (1958). Утверждал принципиальную неметафизичность конфуцианства; доминантой китайской культуры считал «сознание тревожности», ответственности человека перед обществом.Философы Лян ШуминЛян Шуми́н (1893–1988), китайский философ, представитель нового конфуцианства, политический и общественный деятель. Создатель типологии культур, согласно которой человечество в своём развитии проходит три фазы; в каждой фазе доминирует одна из трёх мировых культурных систем: западная, китайская или индийская. Основные сочинения – «Культуры Востока и Запада и их философии» (1921), «Основы китайской культуры» (1949) и «Сознание и жизнь» (вышла в 1984, закончена в 1975).Философы Чжэн СюаньЧжэн Сюа́нь, китайский философ, каноновед и педагог. Единственный ханьский учёный – автор комментариев ко всем трём канонам о ритуале. В своих комментариях стремился примирить каноноведческие традиции «новых письмён» (цзинь вэнь) и «древних письмён» (гу вэнь). Сторонник концепции «взаимного отклика Неба и человека».Философы Мэн-цзыМэн-цзы (372/371 или 390/389 – 289 или 305 до н. э.), китайский философ, второй после Конфуция создатель конфуцианства и предтеча неоконфуцианства. Создал одну из восьми конфуцианских школ того периода. Основное сочинение: трактат «Мэн-цзы», построенный по образцу «Лунь юя» Конфуция, но содержащий более сложную систему аргументации, отражающую развитие протологики и нумерологии.Учёные Ли ГоуЛи Го́у (1009–1059), китайский философ и педагог периода империи Сун. Главным произведением Ли Гоу является трактат «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (1039). По его мысли, материальное благополучие государства создаётся в первую очередь земледелием. Ли Гоу был сторонником утопической социально-экономической концепции «колодезных полей» (цзин тянь), наиболее полно изложенной философом Мэн-цзы. Он считал, что она способна обеспечить полное использование земельных ресурсов и финансовое благосостояние государства. Ли Гоу призывал власти заботиться о земледельцах, «потеснить» ремесленников и торговцев. 12