Шан Ян
Шан Ян [商鞅, пиньинь Shāng Yāng («Шанский Ян»); также Гунсунь Ян, 公孫鞅, пиньинь Gōngsūn Yāng; Шан-цзюнь («Шанский владетель»), 商君, пиньинь Shāng Jūn; Вэй Ян («Вэйский Ян»), 衛鞅, пиньинь Wèi Yāng] (около 390 – 338 до н. э.), древнекитайский мыслитель и государственный деятель. Родился в древнем, но незначительном княжестве Вэй (衛), был сыном вэйского правителя от наложницы и, таким образом, принадлежал к правящему чжоускому роду Цзи (姬), носил фамилию (родовое имя) Гунсунь (буквально – внук князя), указывавшую на его отдалённое родство с монархом. Начал карьеру в крупном княжестве Вэй (魏), но продвигался по службе медленно, поэтому в 361 г. откликнулся на приглашение нового циньского князя Сяо-гуна, призывавшего талантливых управленцев явиться в Цинь на государственную службу. Гунсунь Ян явился в Цинь с готовым планом реформ, и хотя в начале его речи не слишком заинтересовали Сяо-гуна, со временем идеи политика увлекли правителя, и Гунсунь Ян получил пост первого министра [сяна (相)] Цинь и удел в местности Шан. В 356 г. он приступил к широкомасштабным реформам, проект которых был подготовлен им ещё до приезда в Цинь. Идеи, положенные Шан Яном в основу преобразований, выдвигались ранее рядом мыслителей и управленцев [полумифический Гуань Чжун (管仲), Гунсунь Цяо (公孫僑; Цзы-чань, 子產), Ли Куй (李悝), У Ци (吴起), Шэнь Бухай (申不害)]. Они предлагали осуществление мер, направленных на усиление власти правителя, которая должна была опираться на профессиональную бюрократию, зависимую только от него, рост доходов казны благодаря правильному налогообложению и развитию инфраструктуры, а также укрепление армии. Проведение данных реформ стало возможным после прихода в древний Китай технологии обработки железа в 6–5 вв. до н. э., которая привела к быстрому росту производительности земледелия, и, следовательно – к росту населения (в особенности – городского) и ресурсов правителя. Реформы вызывали сопротивление старых элит (конкурентами которых, особенно на местах, становились новые бюрократы), многие реформаторы быстро становились жертвами дворцовых интриг. В ряде случаев преобразования удавалось осуществить – но в настолько незначительных княжествах, что общего баланса сил это не меняло. Процесс реформирования основ государственного управления, налоговой инфраструктуры и экономики продвигался медленно (быстрее – в восточных княжествах, медленнее – в менее населённом Цинь).
Реформы Шан Яна
Шан Ян, подобно всем реформаторам, стремящимся к централизации власти, начал свои реформы с ослабления местной знати. Он отменил старые титулы и ввёл 20 новых рангов, которые могли быть получены только за личные заслуги – прежде всего за отрубленные в сражениях головы врагов. Усиление армии Шан Ян видел главной своей целью – служба обещала принести не только знатность наиболее храбрым, но и достаток всем – ветеранам полагались земельные пожалования.
Вторым ударом по весьма могущественным в Цинь провинциальным аристократам и родовым старейшинам стала отмена старого административного деления страны, основанного на традиционных клановых границах – на её месте были созданы уезды, управляемые назначаемыми правителем чиновниками. Крестьяне были объединены в группы по пять и десять дворов, а начальники этих групп, избираемые из числа глав семей, отвечали за своих подопечных перед государством за сбор налогов и соблюдение законов: закон строго запрещал укрывательство преступников соседями и даже родственниками, вводилась круговая порука. Одновременно были отменены все местные меры веса, объёма и длины – надлежало использовать только официально утверждённые правителем. Также были запрещены к хождению все монеты, кроме циньских. Для ослабления влияния столичной знати столица в 350 г. была перенесена из Юэяна (櫟陽) в Сяньян.
Усиление армии требовало увеличения доходов казны, а значит – роста населения. Для достижения этих целей переселенцев в Цинь обеспечивали землей и инвентарём, их временно освобождали от выплаты налогов. Государственная поддержка предлагалась также тем циньцам, которые отправятся на целинные земли (Цинь располагала фондом неосвоенных земель, которые благодаря появлению железных инструментов, стали пригодны для пахоты). С целью усилить поток переселенцев на новые земли был издан закон, запрещающий взрослым сыновьям жить вместе с отцом (хозяйства, где с отцом жило больше одного взрослого сына, облагались двойным налогом). Сыновья должны были отделиться, и, если отец не мог отдать им часть своей земли (что в условиях аграрного перенаселения в многих районах было обычной практикой), – отправляться на свободные земли. Последняя мера способствовала увеличению сбора налогов – единицей налогообложения был двор, хозяйство.
Осуществление указанных мер быстро принесло результат – население Цинь и площадь обработанных земель стали быстро расти. Однако проблема чжоуских княжеств (как и вообще ранних государств) заключалась не столько в недостатке населения, сколько в отсутствии точных сведений о земельных и демографических ресурсах. Для решения этой проблемы Шан Ян приказал провести учёт всех пахотных земель Цинь, измерив не только их площадь, но и качество, что дало возможность заранее определять, каков будет урожай, и сколько налогов можно собрать с той или иной территории. Было проведено новое межевание полей, которое, судя по всему, не слишком затронуло собственно циньские земли (здесь, чтобы не раздражать крестьян, ограничились переучётом). Но межевание проходило крайне строго и унифицированно на вновь завоёванных территориях (археологи нашли следы «циньской центуриации» в Сычуани, где в конце 4 в. наделялись землями циньские ветераны – находки вполне соответствуют описанию порядков межевания в письменных источниках), создавая не только удобную базу для сбора налогов, но и транспортную инфраструктуру (уход за местной сетью дорог входил в обязанности крестьян). Хорошо организованный сбор натурального налога позволил почти полностью отказаться от обременительных и малоэффективных трудовых повинностей. Была проведена перепись населения – вероятно, впервые в Китае и почти за две тысячи лет до первой переписи в европейской стране (Швеция, 1749; о римских переписях сохранилось немного источников, потому не вполне понятно, насколько всеобщими они были и какую информацию учитывали).
Благодаря реформам Шан Яна, в Цинь создавалась настоящая армия чиновников, отвечавших за сбор налогов. По сути, это была первая профессиональная бюрократическая система управления в Китае. Согласно археологическим исследованиям (находкам деловой документации в могилах циньских чиновников конца 4–3 вв. до н. э.), особой навязчивостью и всеохватностью характеризовалось управление в пограничных областях (порой – недавно завоёванных и присоединённых к Цинь), которые должны были стать базами для скорого вторжения циньских армий на территории соседей – там в кратчайшие сроки необходимо было собрать достаточное количество продовольствия и фуража. В таких областях в обязанности чиновников вменялся регулярный учёт скорости роста сельскохозяйственных культур для предварительной оценки урожая. Налоги рассчитывались таким образом, что земледельцу оставался лишь минимум, необходимый для жизни. Чиновникам не полагалось вознаграждения, они служили в порядке мобилизации. За малейшие просчёты в оценке или хранении собранных ресурсов (полагалось учитывать, складировать и хранить не только зерно, но и солому) им грозили крупные штрафы или более суровые наказания. В остальных центральных областях налогообложение, судя по всему, было гораздо менее обременительным, что позволяло Цинь (особенно на фоне военных побед) избегать восстаний, а пограничным областям – относительно спокойно переносить годы «повышенного налогообложения».
Важной частью реформ Шан Яна стало введение свода наказаний, обязательного к исполнению для всех жителей княжества. Наказания были жёсткими – за многие преступления виновных ждали ссылка (также позволявшая решать задачи освоения целины), обращение в государственных рабов (необходимых для строительства крепостей, сооружения дорог и каналов – реформы требовали кардинального улучшения инфраструктуры, а крестьян к трудовым повинностям старались более не привлекать) и смертная казнь. В отличие от конфуцианцев, Шан Ян не слишком верил в благонамеренность народа и склонен был не воспитывать в нём добрые начала, а держать его в страхе. Впрочем, была предусмотрена и возможность избежать наказания или ослабить его – обладатели рангов знатности могли надеяться на облегчение наказания в обмен на отказ от одного или нескольких рангов. Именно поэтому в получении рангов были очень заинтересованы купцы – им предоставлялась возможность купить их в обмен на крупный взнос зерном.
Источники сообщают, что Шан Ян настаивал на том, чтобы законам подчинялись все – за их нарушение княжичем Сы (駟) в первый раз был наказан клеймением его наставник (старший брат Сяо-гуна), а во второй раз за проступок княжича его дядю и наставника приговорили к отрезанию носа. Ссылкой в приграничные районы каралось даже обсуждение законов. Впрочем, практиковал Шан Ян и позитивную мотивацию. Источники сообщают, что в самом начале своего правления, он, чтобы приучить население к исполнению любого приказа свыше, объявил, что человек, который перенесёт бревно от южных ворот столицы к северным, получит 10 цзиней (около 2,5 кг) золота. Несоответствие труда и оплаты вызвало понятное подозрение у горожан – желающих не нашлось. Тогда награда была увеличена до 50 цзиней – и отчаянный смельчак, решившийся выполнить требуемое, получил награду немедленно и сполна.
Реформы Шан Яна привели у росту населения Цинь, увеличению сбора налогов, укреплению армии. Усилившееся Цинь стало заметно обгонять иные княжества. Уже в 354–351 гг. циньские войска нанесли ряд тяжёлых поражений соседу – княжеству Вэй. В 340 г. вторжение в Вэй возглавил сам Шан Ян, который обманом, пригласив на мирные переговоры, захватил вэйского командующего и разгромил врага. Вэй было вынуждено уступить Цинь свои западные области и перенести столицу – правы оказались те, которые некогда убеждали правителя Вэй либо дать молодому Гунсунь Яну достойную его способностей должность, либо убить его. На захваченные земли немедленно распространялись все нововведения Шан Яна.
Поздняя биография и наследие
После смерти Сяо-гуна (338), которого сменил наследный принц Сы [посмертное имя Хуэйвэнь-ван (惠文王), 356–311, правил в 338–311] Шан Ян, из-за реформ и высокомерия наживший множество врагов, попытался бежать в Вэй, где его не приняли, памятуя о былых делах. Бегство осложнялось законами самого Шан Яна – соблюдая их, хозяин постоялого двора отказался поселить его, не удостоверив его личность. В итоге, Шан Ян вернулся в свой удел Шан и, собрав войска, вторгся в соседний уезд Чжэн (鄭), но был разбит циньскими войсками и убит. Тело Шан Яна было разорвано колесницами, а весь его род уничтожен.
Реформы Шан Яна к моменту его гибели показали свою эффективность и, несмотря на насильственную смерть их вдохновителя, не были свёрнуты. Эти реформы позволили Цинь и дальше развиваться быстрее соседей и создать в итоге первую в истории Китая империю, объединившую всю Поднебесную.
Главным письменным наследием Шан Яна считается «Книга правителя области Шан» («Шан-цзюнь шу», 商君書), состоящая из его докладных записок, указов, рассуждений и составленная, судя по всему, его учениками. Как самый успешный из реформаторов, видевших свою цель прежде всего в усилении государства и власти правителя, Шан Ян стал одним из виднейших представителей течения фа-цзя (законники, легисты, 法家).
Политическая философия Шан Яна
Главной идеологической угрозой считал конфуцианство, в 4 веке до н. э. бывшее одной из самых влиятельных школ в Китае. Говоря о губительности конфуцианских влияний, сосредоточивался на их экономической нецелесообразности, в чём был согласен с моистами. Не отрицая значимости ритуала-ли в общественной жизни, утверждал, что он должен находиться под контролем правительства. Называл пагубной конфуцианскую ориентацию на древность и утверждал необходимость учитывать современную ситуацию, разрабатывая новые ритуалы и законы. Создал линейную модель исторического процесса, согласно которой в древности выше всего ценились любовь к собственной семье и своекорыстие, на следующем этапе – уважение к достойным людям и человеколюбие (жэнь), а на третьем – социальный статус и должности; этот этап совпадает со становлением централизованной монархии, управляющейся с помощью ясных законов. Полагал, что связанные с увеличением населения порча нравов и борьба за уменьшающиеся ресурсы должны быть скорректированы с помощью законов, выполнение которых обеспечивают наказания; последние должны существенно преобладать над наградами. Разобщённость населения, которой добиваются, управляя людьми как заведомо дурными по своей сути, – гарантия поддержания порядка в стране. Считал опасной и ведущей к нежелательной сплочённости населения практику сокрытия проступков родных, поддерживавшуюся конфуцианцами. Используя моистскую риторику, называл государство, управляющееся на основе законов и тем самым пребывающее в порядке, наиболее выгодным для народа.
Выступал за усиление централизации государства и введение унифицированной административной системы, за монополию государства на природные ресурсы, а также за государственное регулирование торговли. Избыточная сложность социальной жизни, развитие ремесла, активная торговля и мобильность населения, согласно Шан Яну, приводят к уходу от удобной для власти «простоты» нравов. Скорректировать это должно внимание к «единому», т. е. к комбинации земледелия и военного дела как основных направлений, соответственно, внутренней и внешней политики. Сосредоточившись на «едином», правитель, по Шан Яну, добивается сбалансированного управления государством и порядка в обществе. Шан Ян прогнозировал могущество государства, в котором в течение года все силы сконцентрированы на «едином», в десятилетней перспективе, в течение десяти лет – в столетней перспективе и т. д. Идеальное государство, таким образом, централизовано, управляется на основании закона, полностью контролируется правителем, эффективно осваивает все пахотные земли и вводит в оборот новые, а также регулярно ведёт войны. Шан Ян полагал опасным для «единого» и знакомство народа с конфуцианскими канонами, и в целом участие его в интеллектуальной жизни, в этом отношении солидаризуясь с даосами. Считал вредным для желательной простоты нравов простого народа существование странствующих интеллектуалов. Любовь правителя к народу, по Шан Яну, воплощается в законе и подразумевает манипуляцию пристрастиями людей с целью исправления их нравов, избавления от излишних умствований и обращения к земледельческому труду и военному делу.
Легизм утвердился в качестве ведущей идеологии в княжестве Цинь именно под влиянием Шан Яна, и при построении централизованной империи Цинь использовались многие его разработки. Учение Шан Яна об управлении государством использовал легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) при разработке своей социально-политической концепции. Представления Шан Яна о трёх этапах истории повлияли на созданную конфуцианцем Лу Цзя (3–2 вв. до н. э.) и изложенную в трактате «Новые речи» («Синь юй») схему исторического процесса. О деятельности Шан Яна положительно отзывался Ван Аньши (1021–1086), в своих реформах во многом вдохновлённый практикой доимперских легистов. В конце 19 – начале 20 вв. некоторые критики конфуцианства обращаются к философии легистов, и в том числе Шан Яна. Так, Чжан Бинлинь высоко оценивал взгляды Шан Яна на верховенство закона в государстве; этатизм Шан Яна импонировал идеологу гоминьдана Ху Ханьминю (1879–1936). В 1973–1974 гг., во время кампании критики Линь Бяо и Конфуция, взгляды Шан Яна привлекли внимание историков философии материкового Китая и аттестовались как прогрессивные и антифеодальные.