Хэнкок Херби
Хэ́нкок Хе́рби, Херберт Джеффри Хэнкок (Herbie Hancock, Herbert Jeffrey Hancock) (род. 12.4.1940, Чикаго), американский джазовый пианист и композитор. Один из самых востребованных сессионных музыкантов и аранжировщиков конца 20 в.
Из обеспеченной афроамериканской семьи. В 1960 г. окончил частный Гриннелл-колледж (Гриннелл, штат Айова), где изучал электротехнику и музыкальную композицию. В том же году вернулся в Чикаго, начал играть в джазовом квинтете Д. Бёрда. В альбоме Бёрда «Royal flush» (1962) впервые опубликована авторская пьеса Хэнкока «Реквием». Первый сольный альбом Хэнкока – «Takin' off» (1962), пьеса из него «Watermelon man» позднее стала джазовым стандартом.
Большое влияние на формирование творческой личности Хэнкока оказала работа с М. Дейвисом: он играл в ансамбле Дейвиса на фортепиано, электропиано и синтезаторе и в 1963–1972 гг. регулярно записывался в его альбомах. Одновременно продолжал публиковать сольные диски, среди которых: «Empyrean isles» (1964; пьеса «Cantaloupe island» – ныне джазовый стандарт), «Maiden voyage» (1965; одноимённая пьеса из него стала джазовым стандартом), «Speak like a child» (1968), «The prisoner» (1969).
В начале 1970-х гг. руководил джазовым секстетом, успешно сочетал традиционный акустический инструментарий с электромузыкальными инструментами и новыми электронными эффектами, вводил в джазовые композиции элементы рока, популярной латиноамериканской музыки и афроамериканского фанка, стал одним из наиболее значительных представителей направления фьюжн. Популярный альбом Хэнкока этого периода – «Head hunters» (1973), пьесу «Chameleon» из которого обрабатывали Бадди Рич, М. Фергюсон, Дж. Моррисон, М. Урбаняк, Монти Александер и другие музыканты разных стран. В числе прочих альбомов: «Thrust» (1974), «Man-Child» (1975, с участием У. Шортера), «Secrets» (1976), «Sunlight» (1978), «Mr. Hands» (1980; последние два – с участием Дж. Пасториуса). В 1976 г. организовал джазовый ансамбль V.S.O.P. (Very Special Onetime Performance), в который вошли Р. Картер (контрабас), Т. Уильямс (ударные), Ф. Хаббард (труба) и У. Шортер, записал с ним концертные альбомы «Tempest in the Colosseum» (1977), «Live under the sky» (1979).
Хотя авторская музыка Хэнкока имеет отчасти экспериментальный характер (главным образом в гармонии и аранжировке), она сохраняет мелодичность, опору на жанр и содержит легкоузнаваемые формы. В лучших образцах творчества Хэнкоку удалось найти баланс тривиального и оригинального, приемлемый как для знатоков джаза, так и для той категории поклонников популярной музыки, которые требовали изысканности и обновления общедоступного языка.
В 1978 г. Хэнкок принял участие в записи альбома Куинси Джонса «Sounds... and stuff like that!», в 1979 г. (вместе с У. Шортером, Дж. Пасториусом и П. Эрскином) – в записи одного из лучших альбомов Джони Митчелл «Mingus». В 1981 г. выполнил блестящую фьюжн-аранжировку джазового стандарта «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи для альбома Чаки Хан и сам исполнил её в составе ансамбля певицы. В 1983 г. выпустил экспериментальный (с обильным использованием электроники и спецэффектов) альбом «Future shock», который считается ранним примером инструментального хип-хопа (особенно композиция «Rockit», приобретшая всемирную популярность). В 1998 г. записал альбом «Мир Гершвина», в котором приняли участие С. Кларк, Стиви Уандер, Джони Митчелл, камерный оркестр «Орфей». Концертными и студийными партнёрами Хэнкока выступали С. Гетц, А. К. Жобин, Дж. Дюк, Дж. Бенсон, П. Метени, Дж. Завинул, М. Брекер, М. Миллер, О. Питерсон, К. Сантана, Уэс Монтгомери, Омар Хаким и десятки других знаменитостей. Хэнкок играл также с академическими музыкантами и коллективами, например с китайским пианистом Лан Ланом и Национальным оркестром Лиона (2009).
С начала 1960-х гг. много гастролировал, в том числе неоднократно в фортепианном дуэте с Чиком Кориа. Выступал с концертами в Карнеги-холле (с 1970), принимал участие в Джазовом фестивале в Монтрё (с 1979), Ньюпортском джазовом фестивале (с 1988). Гастролировал в России (впервые в 2004).
Автор музыки к фильмам «Фотоувеличение» (1966, режиссёр М. Антониони), «Жажда смерти» (1974, режиссёр М. Уиннер), «Армейская история» (1984, режиссёр Н. Джуисон), «Полночный джаз» («Round midnight», по названию джазового стандарта Т. Монка; 1986, режиссёр Б. Тавернье; премия «Оскар» в номинации «лучший оригинальный саундтрек», 1987) и др.
В последние десятилетия Х. Хэнкок активно занимается общественной и преподавательской деятельностью. С 2003 г. председатель попечительского совета Института джаза имени Телониуса Монка (Вашингтон и Лос-Анджелес), в 2019 г. переименованного в Институт джаза имени Херби Хэнкока (Herbie Hancock Institute of Jazz). С 2012 г. профессор в Музыкальной школе имени Херба Альперта (джазовый факультет в составе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе). Посол доброй воли ЮНЕСКО (2011).
15 премий «Грэмми» (в том числе в номинации «за достижения всей жизни», 2016).
О жизни и творчестве Х. Хэнхока снят документальный фильм (2006, режиссёры Д. Биро, Дж. Файн).