Блюзовый квадрат
Блю́зовый квадра́т, 12-тактовый блюз (англ. twelve-bar blues, нем. zwölftaktige Bluesform, zwölftaktige Bluesstrophe), одна из наиболее распространённых блюзовых форм. Название «блюзовый квадрат» – разговорное, принято в России.
Чрезвычайно широко используется в джазе. Автор фундаментальной монографии «Early jazz» Г. Шуллер называет 12-тактовый блюз «самой основной музыкальной формой джаза» (Schuller. 1968. P. 374). Само слово «блюз» у практикующих джазменов часто употребляется не в смысле афроамериканской фольклорной традиции, а как отсылка к блюзовому квадрату.
Представляет собой 12-тактовый период с обобщённым гармоническим планом: I–IV–I–V–I (указаны ступени мажорного или минорного звукоряда). Оригинальная блюзовая строфа состоит из трёх строк, причём первая и вторая – на один и тот же текст, например («St. Louis blues»):
I hate to see de evenin’ sun go down,
I hate to see de evenin’ sun go down,
'Cause my baby, she done lef' dis town.
Корреляцию стиха и музыки в блюзовом квадрате иллюстрирует нижеследующая таблица; цифры в 1-м ряду показывают номера тактов, буквы во 2-м ряду – разделы стиховой формы, римские цифры в 3-м ряду – обозначение ступеней:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
A | A | B | |||||||||
I | I (IV) | I | I7 | IV | IV | I | I | V7 | V7 (IV) | I | I (V) |
В такте 10, наперекор естественному закону европейской тональности, субдоминанта употребляется после доминанты. Каденционный оборот в тактах 11–12 многообразно варьируется, заканчиваясь тоникой или доминантой (для разрешения в начало следующего проведения квадрата, англ. turnaround). При разработке блюзового квадрата в практике джазового музицирования типично использование вместо трезвучий септаккордов разной структуры, функциональных дублей (например, тритоновых замен доминантсептаккорда на нII7♭5), вспомогательных и проходящих аккордов.
Менее распространена 8-тактовая блюзовая форма. Далее показан один из вариантов; текст – 3-строчная строфа без типичного для блюза повторения текста:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
A | B | C | |||||
I | I | IV | IV | I | V | I | I (V) |
Существует также понятие 16-тактового блюза, но какой-либо стабильной гармонической прогрессии для него не установлено. 16-тактовый блюз обычно трактуют как расширение 12-тактового (за счёт повторения первого или второго четырёхтакта) или как удвоение/дробление 8-тактового.
Примеры 12-тактового вокального блюза: «Stormy monday», «Blue and lonesome» (авторы неизвестны), «Backwater blues» (Б. Смит), «St. Louis blues» (У. Хэнди; 2-й, мажорный, раздел). Разработки 12-тактового блюза в инструментальном джазе: «In the mood» (Джо Гарленд; 1-я часть), «C jam blues» (Дюк Эллингтон), «Blues for Alice» (Чарли Паркер; прогрессия усложнена отклонениями с использованием субсистемных аккордов), «All blues» (М. Дейвис; в характере вальса), «Mr. P. C.» (Дж. Колтрейн; минорный вариант квадрата), «Watermelon man» (Херби Хэнкок; внедрён внутрь оригинальной многосоставной композиции), «Nutville» (Х. Силвер; 24 такта, т. н. long meter blues, в ритме самбы), «Low down and dirty» (Дж. Бенсон).
В 1950-е гг. блюзовый квадрат взяли на вооружение создатели рок-н-ролла. При этом они использовали нехарактерный для блюза быстрый темп, что сделало новый стиль разновидностью танцевальной музыки, как в шлягерах Билла Хейли «Rock around the clock» (М. Фридман), Элвиса Пресли «Hound dog» (М. Стоуллер), Чака Берри «Johnny B. Goode» и «Roll over Beethoven», Литл Ричарда «Good Golly Miss Molly» (Дж. Мараскалко). Некоторые примеры блюзового квадрата в поп- и рок-музыке: песни «Can’t buy me love» и «Birthday» (The Beatles), «I can't quit you baby» (Led Zeppelin), «Barbara Ann» (Beach Boys), «Call me the breeze» (Lynyrd Skynyrd), «Give me one reason» (Т. Чапман), «ProzaKc blues» (King Crimson). Примеры 8-тактового блюза: «Trouble in mind» (Р. М. Джоунс), «Worried life blues» (М. Мерриуэдер), «Ain't nobody's business» (Э. Роббинс и П. Грейнджер).