Ширинг Джордж
Ши́ринг Джордж, Джордж Алберт Ширинг, сэр (Sir George Albert Shearing) (13.8.1919, Лондон – 14.12.2011, Нью-Йорк), британский и американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик.
От рождения незрячий. Начальное музыкальное образование получил в специальной школе Линден-Лодж (Лондон). В 1930-е гг. совершенствовался в игре на фортепиано самостоятельно, изучая джазовые записи Фэтса Уоллера, Э. Хайнса, Арта Тейтума и других известных пианистов. В конце 1940-х гг. испытал сильное влияние бибопа, особенно стиля и техники одного из его ведущих представителей – Бада Пауэлла.
С 1947 г. жил в Нью-Йорке, организовал там джазовый квинтет, в котором в разные годы играли Кол Чейдер (вибрафон), Джо Пасс (гитара), Тутс Тилеманс (гитара, губная гармоника), Г. Бёртон (вибрафон). В 1949 г. записал в составе квинтета собственную композицию «Sorry, wrong rhumba», в которой впервые применил способ аранжировки, вошедший в историю джаза под названием Shearing sound: тему на фортепиано Ширинг играл сам, «утолщая» её блок-аккордами, при этом верхний звук аккорда дублировал вибрафон, а нижний удваивала гитара. С 1958 г. играл также в составе собственного трио (с контрабасистом и ударником).
С 1950-х гг. неоднократно выступал с Каунтом Бейси (в том числе в Карнеги-холле, с 1952). В 1961 г. записал пластинку совместно с певицей Нэнси Уилсон, в 1962 – с Натом Кингом Коулом. В 1970–1980-е гг. давал концерты и записывался как солист (альбомы «Grand piano», 1985; «Piano», 1989, и др.); часто играл в ансамбле с певцом Мелом Торме, в том числе выступил с ним на Ньюпортском джазовом фестивале (1989) и записал совместный альбом «An elegant evening» (1986). Два альбома Торме с участием Ширинга удостоены премии «Грэмми» (1983, за 1982; 1984, за 1983).
В 1952 г. сочинил небольшую инструментальную пьесу «Lullaby of Birdland» («Колыбельная для Бёрдленда»), ставшую эмблемой знаменитого джазового клуба «Бёрдленд» (Нью-Йорк) и очень популярным джазовым стандартом. Помимо самого автора её обрабатывали Э. Гарнер, Стэн Гетц, Брэд Мелдау, Д. Гордон, оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Генри Манчини и др.; подтекстованную (Дж. Д. Вайсом) версию «Колыбельной» исполняли С. Воан, Мел Торме, Э. Фицджералд, Д. Ривз. Более сложны по языку джазовые композиции «Conception», «The fourth deuce», «The man from Minton's», «Consternation»; их записи 2-й половины 1940-х – 1950-х гг. свидетельствуют о безупречной технике Ширинга-пианиста и изобретательности (особенно ритмической) его импровизаций.
Автор мемуаров (2004). Введён в рыцарское звание (Великобритания, 2007).