Блюзовые ноты
Блю́зовые но́ты, блюзовые тоны (англ. blue notes), в джазе и блюзе – ступени диатонического звукоряда, отклоняющиеся на небольшой интервал (в сторону понижения) от установленной данным строем высоты. В качестве блюзовых нот обычно выступают тоны, соответствующие III, V, VII низким ступеням (далее сокращённо «н» при римской цифре, на письме могут обозначаться и как высокие ступени – «в» при римской цифре): нIII (вII), нV (вIV), нVII в мажоре, нV (вIV) в миноре.
Интервал понижающего отклонения точно не определён (колеблется в диапазоне от четверти тона до полутона). Блюзовые тоны иногда называют «грязными» (англ. dirty tones), поскольку они воспринимаются на слух как нечистое интонирование «базовой» ступени звукоряда, непопадание в неё (Bohländer. 1980. S. 89).
При том что блюзовые ноты зачастую никак не нотируются (вопреки своему названию), они являются обязательной составляющей живого джазового вокала и джазовой игры на инструментах с нефиксированной высотой звука (на тромбоне, контрабасе, безладовой бас-гитаре и др.). На духовых инструментах с фиксированной высотой звука (труба, кларнет, саксофон) опытный джазовый музыкант извлекает блюзовые ноты, используя амбушюр и некоторые другие приёмы исполнительской техники. На клавишных инструментах (фортепиано, электропиано, электроорган), гитаре (с мензурирующими ладами), вибрафоне и т. д. музыкант имитирует блюзовые ноты, используя форшлаги, диссонирующие аккорды, содержащие переченья базовых и «модифицированных» ступеней, и др. Техника блюзовых нот у вокалистов и исполнителей на инструментах с нефиксированной высотой звука часто связана с глиссандированием.
Многоголосная реализация блюзового звукоряда (см. иллюстрацию 1) в англоязычной литературе обозначается термином blue tonality (или blues tonality), в переводе – блюзовый лад, который представляет собой специфическую разновидность мажоро-минора с модализмами. Влиянием блюзовой нIII на джазовую гармонию можно объяснить часто встречающиеся подмены мажорной тоники минорной, а также характерный септаккорд с «расщеплённой» терцией (в фактуре всегда большая терция внизу, малая вверху, например, с–e–b–es1), а блюзовой нVII – миксолидийские модализмы, реализуемые как по горизонтали (мелодические ходы), так и по вертикали (большое трезвучие на VII и малое – на V ступени мажора). При всей специфичности гармонии, окрашенной блюзовыми тонами, микротоновые и полутоновые высотные отклонения орнаментируют диатонику, не разрушая её как базовую структуру, а лад, ассимилировавший блюзовые тоны, сохраняет привычные для слуха функции T, S, D и пр. (например, в блюзовом квадрате).
По мнению большинства учёных (Р. Уотерман, П. Оливер, особенно Г. Кубик), блюзовые ноты были занесены в США рабами из Западной Африки, а у самих африканских народов восходят к их историческим контактам с арабами в границах Сахеля. Орнаментирование монодии с использованием микроинтервалов и поныне является обязательным в целом ряде традиций Северной Африки и Ближнего Востока (например, в макаме). Местная пентатоника с «арабской» мелизматикой, импортированная неграми в Америку, причудливо соединившись с импортированной в Америку из Европы позднеромантической гармонией, породила блюзовые ноты и некоторые другие специфические для джаза стилевые особенности (К. Г. Мекленбург, В. Шек).
Хрестоматийные примеры использования блюзового лада в академической музыке – в «Рапсодии в стиле блюз» (1924; см. иллюстрацию 2) и в опере «Порги и Бесс» (Нью-Йорк, 1935) Дж. Гершвина; среди других примеров: Фортепианный концерт G-dur (I часть) М. Равеля, балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Чёрный концерт» («Ebony Concerto») И. Ф. Стравинского. Помимо джаза блюзовые ноты широко использовались в голливудской киномузыке (Сюита Ф. Ваксмана из музыки к фильму А. Хичкока «Окно во двор», ключевая тема Б. Херрмана в фильме М. Скорсезе «Таксист»), и в целом – во многих стилях и жанрах американской массовой культуры. Джазисты – независимо от жанра неакадемической музыки – добавляют блюзовые ноты едва ли не всегда, даже в тех случаях, когда стилистика оригинала их не предполагает (как это делают Элла Фицджералд в своих вокальных интерпретациях босса-новы А. К. Жобина или Билли Холидей в интерпретациях «белой» музыки К. Портера).