Блок-аккорды
Блок-акко́рды (англ. block chords), вид гармонической техники в джазе.
Типичная реализация техники блок-аккордов: мелодия дублируется в нижнюю октаву, а пустое пространство октавы заполняется тремя разными звуками сообразно с гармонией. Таким образом, мелодия колорируется гармоническими средствами, а фактура многоголосного целого превращается в непрерывную цепь мягких диссонансов, преимущественно септаккордов и трезвучий с добавленной секстой. На опорных (ладоопределяющих) звуках мелодии размещаются основные аккорды. Неаккордовым звукам соответствуют линеарные и другие аккорды – проходящие либо вспомогательные, распределённые в такте с таким расчётом, чтобы внимание слушателя не фиксировалось на них, а направлялось на основные гармонии. Вспомогательный полутон снизу зачастую порождает вводный линеарный аккорд, точно воспроизводящий полутоном ниже структуру основного, к которому он стремится (в приведённом примере d/fis/a/h в затакте линеарно разрешается в es/g/b/c на сильной доле 1-го такта), либо содержащий отдельные вводные тоны (в последнем аккорде 4-го такта as и ces, разрешающиеся соответственно в g и b следующего аккорда).
Исторический прообраз техники блок-аккордов – английский и французский фобурдон 15 в. (в нём мелодия «утолщается» секстаккордами), получившей своё продолжение в итальянском и испанском фобурдоне (итал. falso bordone, исп. fabordón) 16 в., в немецких мадригалах 17 в., написанных по итальянской стилистической модели, и т. д. Непосредственным предшественником блок-аккордов в джазе считается так называемая «парикмахерская гармония» (англ. barbershop harmony; происхождение термина спорно, в последнее время его связывают со спецификой афроамериканской парикмахерской, которая в 19 в. была не только предприятием бытового обслуживания, но и центром культурного досуга), характерная для четырёхголосных обработок популярных песен, исполнявшихся мужским вокальным квартетом а капелла. Традиция «парикмахерского» пения получила особенно широкое распространение в США у белых мужчин в первых десятилетиях 20 в.
В конце 1930-х гг. Г. Миллер внедрил блок-аккорды в аранжировки для своего биг-бэнда: мелодию играл кларнет, его дублировал в нижнюю октаву тенор-саксофон, середину заполняли ещё три саксофона, как, например, в «Moonlight serenade» и «I know why and so do you». Вместо кларнета в качестве мелодического инструмента использовался также альт-саксофон («In the mood», «String of pearls»), таким образом в исполнении каждого блок-аккорда участвовали пять саксофонов. Такая реализация гармонической техники, получившая у критики название «Миллер-саунда» (англ. Miller sound), стала важнейшим элементом фирменного стиля оркестра Миллера, позднее использовалась в аранжировках биг-бэндов Каунта Бейси, Дюка Эллингтона и многих других. Первопроходцами в применении блок-аккордов среди джазменов-солистов считаются хаммонд-органист М. Букнер и пианист Дж. Ширинг, активно внедрявшие их начиная с 1950-х гг. Со временем блок-аккорды стали обязательной составляющей исполнительской техники любого джазового пианиста, в том числе О. Питерсона, Билла Эванса, Ахмада Джамала. Техника блок-аккордов – наряду с другими приёмами гармонизации мелодии – применяется также в аранжировках для джазовых вокальных ансамблей с 1940-х гг. (The Modernaires) до наших дней (The Swingle Singers, Take 6).