Пекин
Пеки́н (Бэйцзин, буквально – Северная столица; кит. 北京, пиньинь Běijīng), столица Китая, имеет статус города центрального подчинения (наряду с городами Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин).
Общие сведения
Город находится на северо-востоке Великой Китайской равнины на высоте 20–60 м. С запада к Пекину примыкают горы Сишань («Западные горы»; восточные отроги горного хребта Тайханшань); в городе расположены гора Дунлиншань (2303 м; на границе с провинцией Хэбэй в 120 км от центра города), гора Байхуашань (2050 м), гора Байцаопань (1983 м). В северной части протягивается горный хребет Яньшань (самая высокая вершина – гора Улин, 2118 м), частью которого являются горы Бадалин, Цзюндушань, Фэнхуаньлин. На равнинную, юго-восточную часть города приходятся 38,6 % его территории (6338 км2), на гористую – 61,4 % (10 072 км2; северо-западная и юго-западная части). По территории Пекина протекают 5 крупных рек и 80 малых, почти все они являются притоками реки Хайхэ; главная из них – река Юндинхэ («река вечного спокойствия»), в бассейне которой расположена основная часть города; она впадает в Хайхэ на территории Тяньцзиня.
Река Чаобайхэ течёт в северной части Пекина, впадая в Бохайский залив на севере Тяньцзиня. На территории города нет естественных озёр, но много водохранилищ, прудов, которые называются «морями». Вокруг Запретного города озёра Чжунхай и Наньхай (вместе с соединяющей их протокой называются Чжуннаньхай), Бэйхай, Цяньхай, Сихай, Хоухай (три озера в парке «Шичахай») и Цзишуйтань.
Протяжённость города с востока на запад 160 км, с севера на юг – 175 км. Значительную часть территории города занимает сельская местность. Пекин на севере, западе и юге граничит с территорией провинции Хэбэй, на востоке и юго-востоке – с городом центрального подчинения (ГЦП) Тяньцзинь. Площадь городской территории 16,45 тыс. км2 (2020).
Территория Пекина включает 16 городских районов (цю): 2 центральных городских района, 4 ближних, 6 дальних районов, 4 района на периферии (2020; таблица 1). Все административные единицы подразделены на 165 подрайонов, 143 малых города, 3235 уличных комитетов. До 2010 г. территория Пекина состояла из 16 городских районов и 2 сельских уездов, 142 малых городов. В июле 2010 г. 2 городских района были включены в состав других районов (район Чунвэнь был ликвидирован и включён в состав района Дунчэн, а район Суаньу – в состав района Сичэн), число городских районов сократилось до 14. В ноябре 2015 г. сельские уезды Миюнь и Яньцин получили статус городских районов, после чего число городских районов увеличилось до 16.
Таблица 1. Административно-территориальное деление Пекина*
Название городского района | Местоположение | Число подрайонов | Число малых городов | Площадь, км2 | Население, тыс. человек, 2010 | Население, тыс. человек, 2020 | Плотность населения, человек на км2, 2020 |
Дунчэн | Восток центра | 17 | - | 41,8 | 919 | 709 | 16 937 |
Сичэн | Запад центра | 15 | - | 50,7 | 1243 | 1106 | 21 690 |
Чаоян | Восток | 24 | - | 470,8 | 3545 | 3451 | 7330 |
Хайдянь | Северо-запад | 22 | 7 | 430,8 | 3281 | 3132 | 7271 |
Шицзиншань | Запад | 9 | - | 85,7 | 616 | 568 | 6603 |
Фэнтай | Юго-запад | 24 | 2 | 305,5 | 2112 | 2019 | 6602 |
Чанпин | Северо-северо-запад | 8 | 14 | 1343,5 | 1661 | 2269 | 1689 |
Шуньи | Северо-восток | 6 | 19 | 1021 | 877 | 1324 | 1297 |
Тунчжоу | Восток-юго-восток | 11 | 10 | 905,8 | 1184 | 1840 | 2030 |
Дасин | Юг | 8 | 14 | 1036,3 | 1365 | 1994 | 1924 |
Фаншань | Юго-запад | 8 | 14 | 2019 | 945 | 1313 | 650 |
Мэньтоугоу | Северо-запад | 4 | 9 | 1447,9 | 290 | 393 | 271 |
Пингу | Восток-северо-восток | 2 | 14 | 948,2 | 416 | 457 | 481 |
Хуайжоу | Северо-северо-восток | 2 | 12 | 2122,8 | 373 | 441 | 208 |
Миюнь | Северо-восток | 2 | 17 | 2229,9 | 468 | 528 | 237 |
Яньцин | Северо-запад | 3 | 11 | 1994,9 | 317 | 346 | 174 |
*Районы приведены от центральных к периферийным.
Территория центральной части Пекина делится на восточный (Дунчэн) и западный (Сичэн) городские районы, которые расположены в пределах 2-й кольцевой автодороги. Они окружены четырьмя ближними городскими районами (находятся в пределах 5-й кольцевой автодороги): Чаоян на востоке, Хайдянь на северо-западе, Шицзиншань на западе и Фэнтай на юго-западе. Это первое кольцо районов почти совпадает с контурами сплошной городской застройки Пекина. Второе кольцо районов включает более отдалённые и более обширные по площади районы Чанпин, Шуньи, Тунчжоу (сюда в 2017–2019 перенесена городская администрация Пекина), Дасин (с городами-спутниками Люлимяо и Ичжуан), Фаншань (с городом-спутником Лянсян), Мэньтоугоу. Третье кольцо периферийных районов состоит из районов Пингу, Хуайжоу, Миюнь и Яньцин, представляющих собой сельскую местность.
На территории города проложено 1205 км железнодорожных путей (2019). В 2019 г. по железным дорогам было перевезено 145,6 млн пассажиров и 4,5 млн т грузов. Из Пекина расходятся 9 обычных железнодорожных (в Чжанцзякоу, Баотоу, Тунляо, Юаньпин, Гуанчжоу, Гонконг, Шанхай, Харбин с ответвлением до Циньхуандао, Чэндэ) и 7 линий высокоскоростных железных дорог [ВСЖД; в Тяньцзинь (длиной 113 км, максимальная скорость движения 350 км/ч; открыта в 2008), Шанхай (1318 км, 350–380 км/ч; 2011), в Шицзячжуан – Чжэнчжоу – Ухань – Гуанчжоу (2118 км, 350 км/ч, 2012), в Тайюань (189 км) с продолжением до Сианя (570 км, 250 км/ч, 2009–2014), Чжанцзякоу (174 км, 200–350 км/ч, 2019–2020), в Дасин – Баодин (106 км, 300 км/ч, 2020), Чэндэ – Чаоян – Шэньян (700 км, 350 км/ч, 2019–2021)]. В 2022 г. открылось движение по участку ВСЖД Пекин – Таншань (150 км, 350 км/ч).
Действуют 6 железнодорожных вокзалов: Западный (новый вокзал открыт в 1996), Пекинский (открыт в 1903; новое здание 1959), Южный (открыт в 1897; новое здание для высокоскоростных поездов введено в эксплуатацию в 2008), Северный (1905–1909; расширен и реконструирован в 2008–2009 и 2016–2019), Восточный (1938), Фэнтайский железнодорожный вокзал (открыт в 1896, возобновил работу после реконструкции в 2022).
Наибольший пассажиропоток характерен для Западного (ежедневно 150–180 тыс. пассажиров), Пекинского (120–150 тыс. пассажиров) и Южного (55–60 тыс. пассажиров) вокзалов.
С ноября 2019 г. в городском районе Тунчжоу ведётся сооружение нового подземного Центрального железнодорожного вокзала (крупнейшего подземного в Азии), которое должно завершиться в 2024 г.
Пекин – крупнейший на севере страны узел автомобильных магистралей и дорог. На площади Тяньаньмэнь находится нулевая отметка, откуда отсчитывается протяжённость всех радиальных автодорог, выходящих из Пекина. Большинство национальных автомагистралей и автодорог начинаются в Пекине. Важнейшие скоростные автомагистрали (автострады) – в Хух-Хото, к Великой стене (Бадалин), в Чэндэ, Циньхуандао – Шэньян, Тяньцзинь, Цанчжоу, Баодин – Шицзячжуан.
В 2019 г. автотранспортом перевезено 481,5 млн пассажиров и 223,3 млн т грузов.
Пекин расположен в 150 км к северо-западу от морского порта Тяньцзинь. Является одним из главных транспортных узлов Китая (наряду с Гуанчжоу, Шанхаем, Уханем, Сианем). В Пекине нет ни речного, ни морского портов (порт Тяньцзинь выступает аванпортом Пекина), но он является важнейшим узлом в железнодорожной и автодорожной сети, крупнейшим авиаузлом страны.
До 2019 г. в Пекине действовали 2 аэропорта – Шоуду (Столичный; открыт в 1958; 3 терминала и 3 взлётно-посадочные полосы) на северо-восточной окраине (в 25 км от центра города) и Наньюань (в 13 км к югу от города). Столичный аэропорт обслуживал международные и большинство внутренних авиалиний, а Наньюань – рейсы местных, чартерных и низкобюджетных авиакомпаний. В 2012 г. из Шоуду 94 авиакомпании выполняли рейсы в 236 городов Китая и мира, из Наньюаня – в 39 городов Китая. В 2018 г. пассажирооборот Шоуду составил 101 млн человек (2-е место в мире после аэропорта Атланты), Наньюаня – 6,5 млн человек. Из-за сильной перегруженности Шоуду и низкой пропускной способности второго аэропорта было решено построить новый аэропорт со значительно большей пропускной способностью. Аэропорт Дасин в 46 км к югу от центра города (3 взлётно-посадочные полосы длиной 3800 м и 1 длиной 3400 м) открыт 25 сентября 2019 г.; для его связи с городом одновременно введены в строй скоростная железная дорога длиной 37 км (от Западного вокзала) и линия метрополитена.
В этот же день аэропорт Наньюань был закрыт и все рейсы из него перенаправлены в Дасин. В 2020–2021 гг. из Шоуду в Дасин постепенно переведены многие внутренние и ряд международных рейсов. Пассажирооборот Шоуду в 2019 г. составил 100 млн человек, Дасина – 3,1 млн; в 2020 г. из-за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) у аэропорта Шоуду он уменьшился до 34,5 млн человек, у аэропорта Дасин увеличился до 16,1 млн человек. Из аэропорта Дасин вылетают самолёты 37 авиакомпаний в 145 китайских и 44 зарубежных аэропорта, из Шоуду – 61 авиакомпании в 129 китайских и 100 зарубежных аэропортов (январь 2022). Дасин специализируется преимущественно на внутренних, старый аэропорт Шоуду – на международных авиаперевозках. Грузовые перевозки сконцентрированы в Шоуду (самолёты 17 компаний летают в 25 аэропортов, в том числе в 6 китайских, 2022), в Дасине их мало (2 авиакомпании в 2 китайских аэропорта, 2022).
В состав Пекинского авиаузла входят аэропорты Биньхай (Тяньцзинь; 23,8 млн пассажиров, 2019), Шицзячжуан-Чжэндин (11,9 млн), Циньхуандао-Бэйдайхэ (507 тыс.) и Таншань-Саньнюйхэ (505 тыс.), которыми пользуются и сами пекинцы.
По территории города проходят 29 км магистральных трубопроводов (2019).
Общая протяжённость всех автодорог на территории города составляет 29,5 тыс. км (2019), в том числе автодорог и шоссе – 22,4 тыс. км, скоростных автомагистралей – 1,2 тыс. км, улично-дорожной сети – 6,2 тыс. км (в частности, скоростных дорог 390 км, магистральных дорог 1 тыс. км). Площадь городской улично-дорожной сети 104 590 тыс. м2. В городе 2165 мостовых сооружений, в том числе 437 надземных путепроводов, 545 пешеходных мостов и путепроводов, 215 подземных путепроводов. На городских перекрёстках насчитывается 1256 телемониторов, фиксирующих потоки уличного движения (2019).
Территорию города пересекают в виде решётки несколько внутригородских широтных и меридиональных скоростных автомагистралей. Главные городские широтные магистрали – проспекты Чанъаньцзе [состоит из отдельных отрезков с разными названиями (с запада на восток): Цзинъань, Шицзиншань, Фусин, Фусинмэньвай (внешняя; до 2-го кольца), Фусинмэньнэй (внутренняя; до площади Сидань), Западный Чанъань (от площади Сидань до площади Тяньанмэнь), Восточный Чанъань (от площади Тяньаньмэнь на восток до перекрёстка Дундань), Цзяньнэй (от Дунданя до 2-го автодорожного кольца), Цзяньвай, Цзяньгуо], Пинъань и Гуанъань, идущие с запада на восток. На востоке проспект Чанъаньцзе переходит в автостраду Цзинтун, которая ведёт в район Тунчжоу, где создан новый административный субцентр Пекина. В июле 2019 г. открыта скоростная 8-полосная автострада на юг к новому аэропорту Дасин длиной 27 км.
В городе и вокруг него проходят 6 кольцевых автомагистралей: 2-е кольцо (в радиусе 2,5 км от центра; длина 32,7 км; проложено в 1986–1989 вдоль бывших крепостных стен Внутреннего и Внешнего городов, реконструировано в 2001), 3-е кольцо (в 5 км от центра; строительство завершено в 1994; 48 км), 4-е кольцо (в 8 км от центра; 1999–2011; 65,3 км; 8-полосное движение; самое загруженное), 5-е кольцо (в 10 км от центра; 2001–2003; 99 км, 6 полос движения), 6-е кольцо (в 15–20 км от центра; 2000–2009; 187,6 км, 4 полосы движения, 39 съездов), 7-е Большое Внешнее кольцо (G95; в 70–120 км от города; 38 км её проходит по территории Пекина, 924 км – провинции Хэбэй и 38 км – г. Тяньцзинь; 2016–2018; 57 съездов; построена для разгрузки 6-го кольца от транзитных грузовиков).
Город в 2000–2010-е гг. пережил быструю автомобилизацию. К августу 2020 г. число автомобилей в городе достигло 6530 тыс. (5740 тыс. в 2018, 5017 тыс. в 2012, 4760 тыс. в 2010, 2146 тыс. в 2004, 1041,2 тыс. в 2000), что стало причиной автомобильных пробок и выхлопов. В 2019 г. насчитывалось 6365 тыс. автотранспортных средств, 5402 парковки с 1,7 млн мест.
Развит велосипедный транспорт. Несмотря на быструю автомобилизацию и сокращение числа индивидуальных велосипедов в 2010–2020 гг., этот вид транспорта всё равно остаётся важным для пекинцев. На многих городских дорогах созданы специальные велополосы или велодорожки. В 2018 г. общая протяжённость сети велодорожек составляла 1014 км, в 2020 г. – 3200 км. В 2019 г. в северном городском районе Чанпин открыта специальная высокоскоростная велосипедная дорожка длиной 6,5 км по эстакаде между густонаселённым жилым районом Хуэйлунгуань (проживают 700 тыс. человек) и районом Шанди, где находится кластер высокотехнологичных компаний.
Популярность велосипедного транспорта возродилась благодаря появлению в 2015–2016 гг. большого количества велосипедов велошеринговых компаний ofo, Mobike (摩拜单车), Bluegogo (小蓝单车) без фиксированных парковочных стоянок. В 2017 г. в городе насчитывалось 2,4 млн прокатных велосипедов. Из-за проблем с парковкой их число затем было уменьшено до 1,9 млн (2019) и 844 тыс. (2020). В конце 2020 г. ежедневно для поездок ими пользовались 1,9 млн человек. В среднем за год каждый пекинец совершал на них 690 поездок.
Городской общественный пассажирский транспорт ежедневно перевозит 19,4 млн человек (2019). Он представлен метрополитеном, обычным и скоростным автобусами (БРТ), электробусами, троллейбусами, скоростными трамваями, такси, маглевом, пиплмувером. Модальная структура поездок жителей Пекина в сентябре 2020 г. представлена в таблице 2.
Таблица 2. Модальная структура поездок на работу и учёбу в Пекине в сентябре 2020 г.
Доля в общем числе, % | Средняя дальность пути, км | Среднее время в пути, мин | |
Метрополитен, пригородный рельсовый транспорт | 20,8 | 17,7 | 35,4 |
Личные автомобили | 33,3 | 25,3 | 55,1 |
Пешком | 15,3 | 3,4 | 15,7 |
Велосипеды | 8,3 | 4,5 | 20,3 |
Автобус и троллейбус | 12,5 | 7,5 | 46 |
Работа дома | 4,2 | - | - |
Трамвай | 1,4 | 20 | 60 |
Мопеды и мотоциклы | 4,2 | 13 | 34,7 |
В конце 2019 г. действовал 1181 маршрут общественного пассажирского транспорта (общей протяжённостью 28,3 тыс. км), в том числе 1158 автобусных и троллейбусных (27,6 тыс. км), 23 линии метрополитена (699 км). По всем маршрутам курсировали 29,5 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 23 тыс. автобусов и троллейбусов, 6,4 тыс. вагонов скоростного рельсового транспорта (метрополитена и скоростного трамвая). В 2019 г. весь городской общественный транспорт перевёз более 7 млрд пассажиров, в том числе автобусы и троллейбусы – 3,1 млрд, скоростной рельсовый транспорт (метрополитен, маглев, скоростной трамвай) – около 4 млрд.
Пекинский метрополитен – первый в Китае (открыт для ограниченного контингента рабочих в 1969, для всех пассажиров в 1971). Общая протяжённость его 27 линий составляет 807 км (2022), действуют около 480 станций. В 2018 г. им перевезено 3848,4 млн пассажиров (ежедневно в среднем – 10 544 тыс., в пиковые дни – до 13 754 тыс.).
Автобусное сообщение открыто в 1935 г. Автобусные маршруты, проходящие в центральной части города, имеют номера от 1 до 124 (кроме номеров 101–109, 111, 112, 114, 115, 118, 124, являющихся троллейбусными), из центра в дальние районы и в самих дальних районах – номера 300–499 в пределах 3-го автодорожного кольца, номера 501–799 – из центра и дальних районов в более отдалённые; ночные – номера 200–215; остальные (номера 800–999 и др.) – за пределами города. В августе 2021 г. в городе действовали 1207 автобусных и троллейбусных маршрутов общей протяжённостью 28,4 тыс. км. В конце 2017 г. из 22,9 тыс. автобусов 3,8 тыс. работали на новых источниках энергии (1,7 тыс. электробусов, 1,2 тыс. дуобусов, 40 электробусов, заряжающихся от сети, 862 гибридных автобуса), 8 тыс. автобусов, работающих на экологичных видах топлива [5,5 тыс. на СПГ (LNG) и 2,5 тыс. на сжатом природном газе (CNG)], и 11,1 тыс. с дизельными двигателями (797 со стандартом Евро-6, 701 Евро-5, 6,5 тыс. Евро-4, 3,1 тыс. Евро-3). В ноябре 2021 г. 87 % всех автобусов Пекина работало на новых источниках энергии с минимальными выбросами в атмосферу.
Действуют 4 основные и 3 укороченные линии скоростного автобуса БРТ (с 2005): большие сочленённые автобусы курсируют на специально выделенных полосах с большой частотой и высокой скоростью. В 2018 г. началось сооружение новой линии БРТ длиной 26 км для связи старой центральной части города и субцентра Тунчжоу.
В 1959 г. трамвайное движение было закрыто в пределах внутреннего города, в мае 1966 г. – в остальных районах. В 2017 г. на северо-западной окраине построена первая [длиной 9 км; проходит через парки «Ихэюань» (бывший Летний дворец), «Сяншань» («Ароматные горы») и ботанический сад], а в 2020 г. – на юго-восточной – вторая линия скоростного трамвая (ЛРТ). По обеим осуществляется подвоз пассажиров из больших жилых районов к станциям метрополитена. Планируется значительно расширить сеть линий трамвая в городском районе Шуньи (до 101 км) и проложить ещё две линии в области Хэси в районе Фэнтай.
Троллейбусное движение открыто в августе 1957 г. В 2000–2010-е гг. действовали 16 троллейбусных маршрутов. В конце 2010-х гг. было решено расширить сеть троллейбусных линий и перевести линии скоростного автобуса на троллейбусные, с современным подвижным составом. Такая система скоростного движения больших сочленённых троллейбусов по линиям с выделенной полосой получила в Китае название eBRT и быстро стала распространяться после успешного опыта её эксплуатации в Пекине и Шанхае. На линиях скоростного автобуса БРТ-3 и БРТ-1 все дизельные автобусы в 2015–2016 гг. были заменены скоростными сочленёнными троллейбусами-дуобусами длиной 18 м, которые работают как от контактной сети, так и от аккумуляторных батарей. К 2019 г. в Пекине троллейбусами были заменены автобусы на 13 обычных маршрутах. К концу 2019 г. система троллейбусных линий Пекина была значительно расширена: число маршрутов увеличено с 16 до 31, а число троллейбусов достигло 1276. В 2020 г. ещё два маршрута с дизельными автобусами были полностью переведены на троллейбусные, и теперь Пекин имеет крупнейшую в мире троллейбусную систему – 33 маршрута (до 2018 лидером была Москва).
В городе курсируют 71,5 тыс. такси, которые перевезли в 2019 г. 331,1 млн пассажиров. В 2016 г. появились первые 2 тыс. электротакси. С сентября 2020 г. в ряде районов города (Ичжуан, Хайдянь, Шуньи) курсируют экспериментальные беспилотные такси Baidu Apollo Go. Действует система каршеринга. В старых районах города, хутунах (переулки, образованные группами домов) и туристских зонах для перевозки пассажиров используются велорикши.
Действует линия пиплмувера внутри аэропорта Шоуду, связывающая отдельные части терминала 3.
Сеть пригородно-городских железных дорог формируется, действуют 4 линии (2020). Первая такая дорога S2 длиной 108 км в северо-западные загородные районы на тепловозной тяге открыта в 2008 г. по трассе Северный вокзал – Цинхэ – Хуантудянь в районе Чанпин – Нанькоу – Бадалин – Яньцин – Канчжуан – Шачэн (поезда следуют 5 раз в сутки со скоростью 120 км/ч; в 2019 перевезено 1986 тыс. человек). В 2017–2020 гг. введена в строй центральная городская железная дорога S1 Лянсян – Западный вокзал – Пекинский вокзал – Восточный вокзал – Тунчжоу – Цяочжуандун длиной 64 км, идущая из города-спутника Лянсян с запада на восток через 3 железнодорожных вокзала Пекина (с подземным участком под центром города, открытым в марте 2015 между Западным вокзалом и вокзалом Пекин) в городской район Тунчжоу (6 раз в день курсируют скоростные поезда CRH6A со скоростью 200 км/ч). В 2020 г. по ней перевезено 460 тыс. пассажиров (398 тыс. в 2019, 167 тыс. в 2018).
В 2017–2020 гг. открыта отдельными участками линия S5 Хуайми (Хуайжоу – Миюнь) от Северного вокзала в северо-восточные загородные районы Хуайчжоу и Миюнь через станции Цинхэ – Чанпин – Яньциху – Хуайчжоу – Хэйшаньсы до Губэйкоу (район Миюнь) длиной 145 км (6 рейсов в сутки; поезда со скоростью 100 км/ч; в 2020 перевезено 225 тыс. пассажиров).
В 2020 г. открылось движение по пригородной линии S6 длиной 84 км, проходящей на восточной окраине Пекина по путям обычной железной дороги Пекин – Чэндэ от Тунчжоу через Шуньи – Ниуланьшань – Хуайчжоу – Миюнь; поезда-челноки из пяти обычных пассажирских железнодорожных вагонов с двумя локомотивами в обоих его концах следуют со скоростью 160 км/ч 4 раза в сутки (в 2020 перевезено 54 тыс. человек).
В 2021 г. велось сооружение новой северо-восточной кольцевой линии S7 длиной 28 км (с ответвлениями 34 км), которая охватит городские районы Чанпин и Чаоян, соединяя станции Хуантудянь – Ванцзин – Чаоян – Восточный вокзал. Запланировано проложить скоростную железную дорогу для прямой связи аэропортов Шоуду и Дасин протяжением 39 км (15 км пройдут по территории Пекина и 24 км по провинции Хэбэй); поезда будут идти со скоростью 200 км/ч; открытие движения намечено на 2023 г.
В июле 2017 г. открыта скоростная железная дорога от Южного вокзала Пекина до нового района Сюнъань и г. Баодин (среднее время в пути 80 мин).
Население
Численность населения Пекина 21,9 млн человек (2020; 2-е место среди китайских городов после Шанхая). Согласно переписям населения, в Пекине проживало (млн человек) в 1953 г. – 2,8, в 1964 г. – 7,6, в 1982 г. – 9,2, в 1990 г. – 10,8, в 2000 г. – 13,6. В 2003 г. Госсоветом КНР был утверждён новый генплан развития города на 2004–2020 гг., по которому к 2020 г. общая численность населения не должна была превысить 18 млн человек. В 1990-е и 2000-е гг. в Пекин устремился значительный приток мигрантов из более бедных провинций, в особенности из сельских районов, что привело к стремительному росту численности населения города. В связи с этим (согласно переписи 2010) она составила 19,6 млн человек, достигнув планировавшегося ранее уровня 2020 г. В конце 2012 г. в Пекине насчитывалось 20,8 млн жителей, в том числе 12,9 млн с городской пропиской (с 1958 все граждане Китая были разделены на горожан и сельских жителей и прописаны в определённом регионе) и 7,9 млн временных трудовых мигрантов из сельских районов, проживающих по специальным разрешениям и являющихся основной рабочей силой. По переписи 2020 г. – из 21,9 млн жителей города мигранты составили 8,4 млн человек.
Население по территории города распределено крайне неравномерно. Так, по переписи 2000 г. в двух центральных городских районах (Синчэн и Дунчэн) проживало 2,1 млн человек, по переписи 2010 г. – 2,1 млн человек, переписи 2020 г. – 1,8 млн; в первом кольце ближних городских районов 6,4 млн, 9,6 млн и 9,2 млн человек соответственно; во втором кольце дальних районов – 3,7 млн, 6,3 млн и 9,1 млн человек; в третьем кольце периферийных сельских районов – 1,4 млн, 1,6 млн и 1,8 млн человек. В центральных районах идёт медленная депопуляция, в первом кольце городских районов быстрый рост сменился с 2010 г. депопуляцией, во втором кольце – ускоренный рост (особенно в 2010–2020), в третьем – умеренный рост численности населения. Таким образом, происходит медленный переток населения из центральной части города во второе кольцо городских районов.
В 2014–2015 гг. предполагалось сократить численность населения районов Фэнтай, Чаоян, Дунчэн, Сичэн, Шицзиншань и Хайдянь на 15 % к 2020 г. В 2016–2017 гг. из центральных городских районов (особенно Сичэн) в новые окраинные районы из-за сноса старых домов было выселено 20 тыс. человек.
Самая высокая плотность населения (чел./км2, 2020) характерна для двух центральных городских районов – Сичэн (21,9 тыс.) и Дунчэн (16,9 тыс.). Она в 2–3 раза ниже в районах первого кольца: Чаоян (7,6 тыс.), Хайдянь (7,3 тыс.), Шицзиншань (6,7 тыс.), Фэнтай (6,6 тыс.). Во втором кольце она варьирует от 1 до 2 тыс. человек, тогда как в третьем кольце районов со значительной долей сельского населения плотность низка (170–660 чел./км2).
Доля возрастных групп в населении изменялась следующим образом (2010, 2020): до 15 лет – 8,6 % и 11,9 %; от 15 до 60 лет – 78,9 % и 68,5 %; 60 лет и старше – 12,5 % и 19,6 %. Заметно сокращение доли трудоспособного населения и рост доли молодёжи и пожилых людей. Абсолютная численность молодёжи выросла в 2010–2020 гг. с 1,7 млн до 2,6 млн человек, трудоспособного населения сократилась с 15,5 млн до 15 млн человек, пожилых людей выросла с 2,5 млн до 4,3 млн человек.
По переписи 2000 г. 95,7 % населения составляли ханьцы (китайцы), 4,3 % – национальные меньшинства (маньчжуры, хуэйцы, монголы, корейцы, туцзя, чжуаны); по переписи 2010 г. 95,9 % населения составляли ханьцы (китайцы) и 4,1 % – национальные меньшинства. В ряде районов города (Центральном деловом районе в районе Чаоян, на улице Саньлитунь, в квартале Удаокоу) проживает много иностранцев (91 тыс. человек, по переписи 2010). В Пекине значительное число граждан Республики Корея, которые концентрируются в кварталах Ванцзин и Удаокоу.
Территория ГЦП Пекин фактически совпадает с его городской агломерацией, поэтому численность её населения совпадает с количеством жителей китайской столицы. ГЦП Пекин вместе с соседним ГЦП Тяньцзинь и городскими округами провинции Хэбэй (Шицзячжуан, Баодин, Цанчжоу, Таншань, Чендэ, Ланфан, Чжанцзякоу и Циньхуандао и др.) образует обширный мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи (от Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй; Столичная экономическая зона), население которого составляет 110 млн человек (2020), а площадь – 217,2 тыс. км2.
Для разгрузки центральных районов от перенаселённости ныне строятся новые районы, в первую очередь Сюнъань. В этих новых районах планируется расселить 300–500 тыс. человек, работающих в правительственных учреждениях, научно-исследовательских центрах, университетах и штаб-квартирах корпораций.
Религия
В Пекине находится Государственное управление по делам религий КНР, регулирующее деятельность религиозных объединений и центры аффилированных с ним религиозных организаций – Буддийской ассоциации Китая, Исламской ассоциации Китая, Китайской даосской ассоциации, Католической патриотической ассоциации и Патриотического движения протестантских церквей (основанное на принципах «трёх самостоятельностей», «Тройственное патриотическое движение»). В городе находятся религиозные учебные заведения – два буддийских, два исламских и католическая семинария.
Главным центром даосской школы Цюаньчжэнь в Пекине является храм Байюньгуань (храм Белых Облаков), в котором расположено управление Китайской даосской ассоциации. Комплекс, включающий храм и монастырь Юнхэгун («Дворец мира и гармонии»), является значимым центром тибетской школы гелуг.
В Пекине находится один из крупнейших конфуцианских храмов и культурных центров Китая, храм Конфуция.
В буддийском храме Гуанцзисы находится управление Буддийской ассоциации Китая.
В Пекине есть протестантские церкви разных деноминаций – баптистские, методистские, лютеранские, англиканские, пятидесятнические. Также есть приходы независимых церквей китайского происхождения. Наряду с церквями, аффилированными с государственными организациями, в Пекине неофициально действуют различные протестантские подпольные «домашние церкви». Пекин является центром архидиоцеза Пекина Римско-католической церкви. Статус кафедрального имеет собор Непорочного зачатия Девы Марии. В Пекине есть православная община и приход храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Русской православной церкви.
Ислам исповедуют преимущественно уйгуры и представители народности хуэй. В 2010 г. в Пекине проживало около 250 000 мусульман-хуэй. Как и в других регионах Китая, наибольшее распространение имеет суннизм. Есть последователи суфизма, в том числе китайского тариката Куфийя. В 2008 г. в Пекине и его пригородах было 72 действующие мечети, в городской черте расположены 29 из них (2008).
В Пекине есть небольшая еврейская община и центр движения Хабад.
Наука. Образование
К ведущим научным учреждениям относятся академии наук, в том числе общественных и инженерно-технических.
Академия наук КНР (АН КНР; 1949) – ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных наук. Состоит из 6 отделений (физико-математических наук, биологических и медицинских наук, химических наук, информационно-технологических наук, технических наук, наук о Земле). Она включает 114 институтов, 3 университета и 11 региональных филиалов. В академии работают 60 тыс. научных сотрудников (2020). Наиболее крупные учреждения Пекинского филиала АН КНР: институты физики, теоретической физики, физики высоких энергий, компьютерных технологий, автоматизации, геномов, программного обеспечения, палеонтологии позвоночных и палеоантропологии; национальный центр нанотехнологий; национальная астрономическая обсерватория.
Работает Академия общественных наук КНР (1977; 3,2 тыс. учёных) с 6 отделениями (философии и литературы; истории; экономики; юриспруденции, социальных и политических исследований; международных исследований; марксизма). В её состав входят 31 институт, 45 исследовательских центров (2020).
Академия инженерно-технических наук основана в 1994 г. и состоит из 9 отделений (машиностроения и транспорта; информационной и электронной техники; химической и металлургической промышленности, материаловедения; энергетики и горного дела; гражданского и гидротехнического строительства и архитектуры; лёгкой промышленности и экологической инженерии; сельского хозяйства; медицины и здравоохранения; управления проектированием).
Действует Государственный фонд естественных наук при Государственном совете КНР (1986). В городе расположен головной офис Китайского географического общества (ведёт историю с 1909).
В Пекине и на его окраинах расположено большое число созданных в 1990–2010 гг. научных и научно-технических парков, экономических, технических и научно-промышленных зон. Крупнейшим среди них является научный парк «Чжунгуаньцунь» (1988; площадь 232,5 км2). Он специализируется на выпуске программного обеспечения, интегральных микросхем, компьютеров, сетевых технологий, продукции коммуникационных технологий и оборудования. «Чжунгуаньцунь» состоит из 10 парков, расположенных в разных районах Пекина, в том числе Хайдянь (электроника, информационные технологии, биофармацевтика, новые материалы, новые виды энергии; рядом с ним расположены 213 научно-исследовательских институтов и университеты: Пекинский и Цинхуа), Фэнтай, Чанпин, Ичжуан (т. н. Электронный город), Дунчен, Тунчжоу, Дасин (биофармацевтика).
В 2020 г. открыт инновационный центр спутниковой навигационной системы «Бэйдоу», в 2021 г. – Пекинский китайско-германский индустриальный парк (цифровые транспортные средства на новых источниках энергии, интеллектуальное оборудование и промышленный интернет, научно-технические услуги, деловые выставки и цифровая экономика).
Промышленный парк «Фаншань» (2006; нефтехимия, строительные материалы, машиностроение) находится в 35 км к юго-западу от центра Пекина.
Работает сельскохозяйственный промышленный парк Пекинский международный цветочный порт.
Пекин – крупнейший в Китае центр образования. В городе расположены 92 высших учебных заведения (590,3 тыс. студентов, из них 19,2 тыс. иностранных, 2020; 110 тыс. студентов в 1959), 766 средних (563,7 тыс. учеников; 2020) и 934 начальные школы (995 тыс. учеников; 2020). Крупнейшими по числу студентов являются университеты Академии наук КНР, Цинхуа, Пекинский и Китайский наук о Земле. Ниже (таблица 3) представлена информация о крупных вузах города – 46 университетах, 7 учебных институтах, 5 учебных академиях и 2 консерваториях.
Таблица 3. Высшие учебные заведения Пекина, 2020–2021 гг.
Название | Специализация (профиль) | Год основания (в скобках дата повторного основания после провозглашения КНР) | Число обучающихся, тыс. человек | Число преподавателей, человек |
Университеты |
|
|
|
|
Китайской академии наук | универсальный | 1978 | 41,2 | 15 950 |
Цинхуа | технический | 1911 | 53,3 | 3641 |
Пекинский | гуманитарный | 1898 | 44,7 | 11 337 |
Китайский наук о Земле с филиалом в г. Ухань | естественный | 1952 | 29,3 | 3225 |
Китайский горно-технологический | естественно-технический | 1909 | 32,4 | 1916 |
Северо-Китайский электроэнергетический в Пекине | технический | 1958 | 30,2 | 2961 |
Пекинский технологический | технический | 1940 | 28,5 | 3420 |
Пекинский городской | частный | 1984 | 28 | 2800 |
Народный | гуманитарный | 1937 (1950) | 27,8 | 1887 |
Столичный педагогический | педагогический | 1954 | 27,7 | 1675 |
Пекинский научно-технический | технический | 1952 | 25 | 1780 |
Пекинский педагогический | педагогический | 1902 | 24,7 | 3086 |
Пекинский промышленный | технический | 1960 | 24,5 | 3100 |
Пекинский космический и авиационный | технический | 1952 | 22,8 | 3359 |
Пекинский транспортный | технический | 1896 | 22,7 | 2852 |
Пекинский связи | технический | 1955 | 22 | … |
Столичный экономики и бизнеса | экономический | 1956 | 20,4 | 1483 |
Пекинский лесного хозяйства | естественно-технический | 1952 | 18,4 | 1079 |
Пекинский химической промышленности | технический | 1958 | 17,8 | 1711 |
Китайский сельскохозяйственный | естественно-технический | 1905 | 17,6 | 1860 |
Международного бизнеса и экономики | экономический | 1951 | 16,1 | 1237 |
Северо-Китайский научно-технический | технический | 1946 | 16 | 550 |
Центральный национальных меньшинств Миньцзу | гуманитарный | 1941 | 15,8 | 1200 |
Технологии и бизнеса | технико-экономический | 1950 | 15,4 | 1525 |
Центральный финансов и экономики | экономический | 1949 | 15,1 | 1067 |
Китайский нефтяной | технический | 1953 | 15 | … |
Пекинский спортивный | педагогический | 1953 | 15 | 1027 |
Политико-юридический | гуманитарный | 1952 | 14,8 | 951 |
Китайский телекоммуникаций и телерадиовещания | технический | 1954 | 14,6 | 1115 |
Народный общественной безопасности Китая | гуманитарный | 1948 | 12 | 1000 |
Пекинский информатики и информационных технологий | технический | 1937 | 11,8 | 1395 |
Пекинский международных исследований | гуманитарный (лингвистический) | 1964 | 10,7 | 680 |
Столичный медицинских наук | медицинский | 1960 | 10,6 | … |
Пекинский гражданского строительства и архитектуры | технический | 1936 | 10,3 | 691 |
Уцзы (материалов) | технический | 1980 | 8 | 700 |
Пекинский лингвистический | гуманитарный | 1962 | 8,8 | 1201 |
Пекинский иностранных языков | гуманитарный | 1941 | 8,6 | 2428 |
Китайской академии общественных наук | гуманитарный | 1978 | 7,1 | 2092 |
Пекинский Джили | частный | 2000 | 6 | 323 |
Китайский трудовых отношений | гуманитарный | 1946 | 4,8 |
|
Китайский женский | педагогический | 1949 | 3,3 | 160 |
Китайский дипломатический при МИД | гуманитарный | 1955 | 2 | 400 |
Пекинский китайской медицины | медицинский | 1956 | … | … |
Пекинский объединённый | универсальный | 1985 | … | … |
Международных отношений | гуманитарный | 1949 | … | … |
Государственный открытый Китая | дистанционный | 2012 | … | … |
Институты |
|
|
|
|
Пекинский нефтехимической промышленности | технический | 1978 | 8 | 830 |
Пекинский графических коммуникаций | технический | 1958 | 7 | 507 |
Пекинский технологии моды | технический | 1959 | 6,5 | 531 |
Пекинский объединённый медицинский колледж | медицинский | 1917 | 4,1 | 1499 |
Пекинский информационной инженерии | технический | 1947 | 2,1 | 252 |
Политехнический Шоугуан | технический | 1978 | … | … |
Столичный физкультурный | педагогический | 1956 | … | … |
Академии |
|
|
|
|
Центральная изящных искусств | гуманитарный | 1918 (1950) | 4,7 | 572 |
Пекинская танца | гуманитарный | 1954 | 2,5 | 600 |
Пекинская кинематографии | гуманитарный | 1950 | 2,5 | 336 |
Государственная китайского театрального искусства | гуманитарный | 1950 | 2,2 | 300 |
Центральная театральная | гуманитарный | 1950 | … | … |
Музыкальные консерватории |
|
|
|
|
Центральная музыкальная консерватория | гуманитарный | 1949 | 1,9 | 340 |
Китайская музыкальная консерватория | гуманитарный | 1964 | 1,4 | 368 |
Из 19 млн жителей старше 15 лет (2020) 2,9 млн имеют среднее специальное образование, 4,8 млн ‒ степень бакалавра, 1,3 млн – магистра, 227,9 тыс. – доктора наук.
В г. Лянсянь, в 25 км к юго-западу от Пекина, находится большой университетский городок с кампусами ряда пекинских университетов (педагогического, технического, медицинского, технологии и бизнеса), рассчитанный на 100 тыс. человек.
Библиотеки. Архивы
Действуют более 6 тыс. библиотек (2020). Крупнейшей среди них является Национальная библиотека КНР (1909, с 1912 открыта для читателей), где хранятся 41,1 млн томов (2,1 млн находятся в открытом доступе в читальных залах), более 3,5 тыс. пластинок из бивней мамонта с надписями, 1,6 млн древних сброшюрованных книг, свыше 1 тыс. свитков дуньхуанских фресок, 12 млн книг на иностранных языках.
Старое здание библиотеки построено в 1931 г., новое – в 1987 г. (в районе Хайдянь). Вторая очередь этой библиотеки с Национальной цифровой библиотекой (специальное хранилище компьютерных данных) построена в 2004–2008 гг.; хранятся издания общим объёмом 2274,5 TB (тетрабайт). К другим крупным книгохранилищам относятся библиотеки АН КНР, Пекинского университета (1902; 8 млн томов), Университета Цинхуа (1916; 5,4 млн томов).
В городе открыты 24 муниципальные публичные библиотеки с 72,4 млн томов (2020), в том числе Столичная (1913; современное название с 1956, новое здание в районе Чаоян открыто в 2001, вторая очередь открыта в 2012).
Работают 18 архивных учреждений, которые в 2020 г. посетили 115,3 тыс. читателей (148,3 тыс. в 2019). Ведущий – Первый исторический архив Китая (74 фонда с 10 млн документов эпохи династий Мин и Цин; второй подобный архив находится в Нанкине). Крупными являются архивы: Центральный государственный (1954), Бюро по обеспечению секретности и архивов Центральной военной комиссии (2016), Народно-освободительной армии Китая (НОАК; 1980), китайской фотографии (1984; 1,4 млн оригинальных негативов фотографий), китайских кинофильмов (1958), Министерства информационной промышленности КНР, Пекинский городской (1959).
Музеи
Действуют 197 музеев центрального подчинения (2020; 16,3 млн экспонатов) и 80 местных музеев и коллекций (2020; 1,3 млн единиц хранения). В 2019 г. музеи и собрания коллекций посетили 25,3 млн человек, в 2020 г. – 5,6 млн.
Среди пекинских музеев наиболее известен Национальный. Он образован в 2003 г. путём объединения бывших музеев – исторического (1920) и Китайской революции (1959). Новый музей был расширен в 2007–2011 гг. до 192 тыс. м2 (1,3 млн экспонатов, 49 выставочных залов, 1,6 млн посетителей в 2020).
Музей императорского дворца (Музей Гугун; 1914; открыт для всех в 1925; 1,9 млн экспонатов) – наиболее посещаемый среди всех пекинских музеев (17 млн посетителей, 2018).
К художественным относятся музеи: изобразительных искусств Китая (открыт в 1963; 1,1 млн посетителей, 2016), Столичный (Шоуду; 1981; новое здание построено в 2005), художественный Гуаньфу (1996), Пекинский художественный в храме Ваньшоу, частный Яньхуан (1991; картины Хуан Чжоу, произведения каллиграфии и живописи), Пекинский мирового искусства (1999; с монументом 1000-летия Китая), Цзиньтай (1997), Даду (2013), современного искусства Шидай (2008), современного искусства (2002), художественный при Университете Цинхуа (2016), Поли-Арт (основан компанией China Poly Group Co; бронза эпох династий Шан и Чжоу, каменная резьба и скульптура династий Северная Вэй и Тан), художественный Императорского города (2003), народной скульптуры Сунтанчжай (резьба по камню; 2001), китайского искусства и ремёсел (1990), Пекинский искусства и ремёсел (1987), ремесленных изделий Байгунфан, древнего гончарного искусства (1997), искусства и археологии имени А. Саклера при Пекинском университете (1993), галерея современного искусства «Си-Спейс» (2008), Пекинской академии художеств (1956), Центральной академии изящных искусств (1953; новое здание 2008).
К узкоспециализированным относятся музеи: военный Китайской народной революции (основан в 1958, открыт для публики с 1960), Коммунистической партии Китая (КПК; 2021), антияпонской войны китайского народа (1987), танков НОАК (1991), Китайский этнографический (2001), этнографический при Университете Миньцзу (1951), тибетской культуры (2010), китайских эмигрантов (хуацяо; 2014), природы (1951), геологический (1916; 200 тыс. экспонатов), палеозоологический (1929), Национальный зоологический (2009), Китайский научно-технический (1988), китайской химической промышленности (2004), Китайский железнодорожный (1978; в старом здании бывшего Пекинского вокзала Чжэнъянмэнь), Китайский железнодорожный (2002; на северо-восточной окраине города с ангаром, где выставлены локомотивы), автомобилей (2011), ретроавтомобилей (2009), культуры Пекинского метрополитена (2010), «Старый Пекин в движении», аэрокосмический (основан в 1985, открыт для посещения в 1986), Китайский космический (1992), китайской авиации (1989), китайского спорта (1990), Пекинский олимпийский (2019), Национальный книжный (2014), полиграфический (1996), колоколов в храме Дачжунсы, нумизматики (1992; технологии печатания бумажных денег и чеканки монет), налогов (2005), таможенный (2014), полиции (2001), оружия китайской полиции (1998), пожарный (2011), Национальный китайской кинематографии (2005), корпорации China Telecom (1999), связи и телекоммуникаций Пекина (2008), китайских почтовых марок (2007), женщин и детей Китая (2009), художественный музей из красного кирпича Хунчжуань (2014; частный), семейных писем при Народном университете (2016; коллекция писем знаменитых китайцев), истории китайской медицины, традиционной китайской медицины при Университете китайской медицины, сельскохозяйственный (1986), арбузов (в районе Дасин), игральных карт (2005), народной игрушки диаболо (2009), Великой Китайской стены (1994), Чжоукоудянь (1953; исследование синантропа), мавзолея Дабаотай династии Западная Хань (1983), истории городских стен эпох Ляо и Цзинь (1995), китайских дворов (2008), старой архитектуры Пекина (1991), подземного Пекина (бомбоубежище на случай атомной войны с СССР; 1969–1979), городского планирования (история градостроительства Пекина, 2004), музей-хутун Шицзя (2013), пекинского водопровода (2000), старого печного фарфора (2016), китайских садов и ландшафтной архитектуры (2013), истории частных китайских садов (2015). Действуют краеведческие музеи городских пекинских районов Чанпин (1988), Миюнь (1991), Тунчжоу (1992), Хайдянь (2005), Хуайжоу (2009), торгово-культурный Сидань (2016). Работает планетарий (1957).
Расположены дома-музеи писателей Лу Синя, Го Можо, Лао Шэ, художников Сюй Бэйхуна, Ци Байши, артистов пекинской оперы Мэй Ланьфана, Чэн Яньцю, одного из основателей КПК Ли Дачжао, литератора Мао Дуня, почётного председателя КНР Сун Цинлин (жила в доме в 1963–1981), мемориальное кладбище революционеров Бабаошань.
В Пекине открыто 20 центров массовой культуры и арт-центров, в которых было проведено 1210 мероприятий (2020; 3182 в 2019). Работает Китайский культурный центр, Дворец культуры национальностей. На северо-восточной окраине города в 2001–2002 гг. на территории бывшего военного завода электроники создана «Арт-зона 798»; цеха завода переделаны в ремесленные мастерские, выставочные залы и магазины, где продаются произведения искусства и культуры. Работают арт-сцена «Пекин», Пекинско-токийский арт-проект, Центр современного искусства Г. и М. Улленс, арт-центр «Гардиан» (2017). Действуют 336 дворцов и домов культуры (2020).
Фестивали
Проводятся международные фестивали: Пекинский музыкальный (октябрь – ноябрь), Пекинский театральный (драматический), Пекинский танцевальный, Пекинский кинофестиваль. В январе проводится фестиваль ледяных фонарей в парке «Лунцинся» в районе Яньцин, летом проходит фестиваль лотосов в парке «Юаньминюань».
Ежегодно проходят международные цветочные фестивали: хризантем (осенью), тюльпанов (весной), лилий (зимой), китайской розы (весной – летом).
Парки
В Пекине расположено более 1 тыс. городских парков и садов. В пределах 2-го автодорожного кольца находятся парки «Цзиншань» (севернее дворца Гугун), имени Сунь Ятсена («Чжуншань», между воротами Тяньаньмэнь и дворцом Гугун), «Дундань», «Наньгуань» и «Гуаньюань».
Западнее 2-го автодорожного кольца расположены парки «Ляньхуачи», «Юйюаньтань» (три озера, сад сакуры), «Юэтань», «Цзычжуюань» (бамбук, искусственные горки из камня, кедры, сосны, софоры, плакучие ивы; 3 озера и 2 небольших острова).
К северу от центра города простираются городские парки «Шуансю», «Жэньдинху», «Цинняньху», «Люинь», «Олимпийский» (площадь 11,59 км2; состоит из Олимпийского лесопарка и Олимпийского спортивного центра).
Восточнее 2-го кольца расположен парк «Житань», восточнее 3-го – парки «Чаоян» (бывший «Шуйдуйцзы»), «Туаньцзеху», на 4-м кольце находится парк «Хунлинцзинь» (парк «Пионерского галстука»).
Внутри 2-го автодорожного кольца находятся парки «Лунтаньху», «Тяньтань», «Таожаньтин» [в нём старинная беседка Таожаньтин (1695) и 36 копий самых знаменитых китайских беседок, в том числе Дусинтин, Эрцюаньтин], Ваньшоу.
На западной окраине на месте снесённого металлургического завода расположен парк «Шоуган», одновременно являющийся парком зимних Олимпийских игр 2022 г. Парк «Сяншань» также находится на западной окраине города (в нём находятся храм Дачжаосы, дворец Цзяньсиньчжай («Кабинет самопознания»), вилла Шуанцин, пагода храма Биюньсы).
В Пекине расположены ботанические сады: Национальный [открыт в 2022 на основе Пекинского сада при АН КНР (1956; у подножья Сишань на западной окраине) и Пекинского ботанического сада (1956; у подножья горы Шоуань, 400 га; растений 10 тыс. видов)]; при Институте лекарственных растений Китайской академии медицинских наук (1983).
Открыт Пекинский зоопарк (основан в 1906, открыт для посещения в 1908; площадь составляет 50 тыс. м2).
В Пекине есть этнографический парк национальностей Китая, где представлены народная архитектура, народные ремёсла, одежда, предметы обихода, музыкальные традиции и танцы народностей страны, рестораны национальных кухонь.
В юго-западном районе Фэнтай расположен тематический парк «Бэйцзиншицзе» («Пекинский Всемирный парк»; 1993; в 17 км от площади Тяньаньмэнь; более 1,5 млн посетителей ежегодно) площадью 46,7 га; представлены копии более 100 знаменитых архитектурных сооружений из 40 стран мира.
Открыты парки развлечений: в городском районе Шицзиншань (1986); парк «Хуаньлэгу» («Счастливая долина»; 2006), аналогичный «Диснейленду», в районе Чаоян; парк развлечений «Шицзецяокэлимэн» («Всемирный парк шоколадных грёз») вблизи стадиона «Птичье гнездо» (2010).
Действуют тематические парки: парк искусственного интеллекта (2018; на территории парка «Хайдянь»), новый тематический парк компании Universal Studios Beijing [2021; в районе Тунчжоу; пятый открытый в мире парк студии; включает район «Юнивёрсал-Сити-Уок» (Universal CityWalk), 2 гостиницы, 37 рекреационных объектов и тематических достопримечательностей, 80 ресторанов и 30 магазинов].
Достопримечательности
На территории Пекина расположено несколько объектов Всемирного наследия: Великая Китайская стена (включена в список в 1987), стоянка «пекинского человека» (синантропа) в посёлке Чжоукоудянь (1987), дворец императоров династий Мин и Цин (1987), Летний дворец и императорский парк («Ихэюань»; 1998), Храм Неба с императорским жертвенным алтарём Шэцзитань («Алтарь божеств земли и злаков»; 1998), гробницы императоров династий Мин и Цин (2000).
К основным достопримечательностям Пекина относятся Запретный город с императорским дворцом Гугун, парк «Бэйхай», квартал Чжуннаньхай, хутуны, посольские кварталы, площадь и ворота Тяньаньмэнь, Летний императорский дворец с парком «Ихэюань», многочисленные религиозные постройки, торговые улицы, современные здания и небоскрёбы, городские сады и парки, музеи, пекинская опера, рестораны «Пекинская утка» и пельменей.
Старая часть Пекина состоит из Внутреннего и Внешнего городов. Внутренний город включает Императорский город, ядром которого является Запретный город. Внешняя граница Внутреннего города проходит по проспектам Дэшэнмэньси и Аньдинмэнь на севере; Дунчжимэнь, Чаоянмэнь и Цзяньгомэнь на востоке; Цяньмэньцзе – на юге; Фусинмэнь, Фучэнмень и Сичжимэнь – на западе. В состав Внутреннего города входят жилые микрорайоны Синьцзекоу, Чанцяо, Цзяодаокоу, Бэйсиньцяо, Дунси, Чаоянмэнь, Цзянгуомэнь, Западная часть проспекта Чанъань, район Сичэн, Цзиньжунцзе, Фэншэн [к двум последним с запада примыкает деловой район на улице Цзиньжунцзе (т. н. Финансовая улица)].
Внешний город располагается к югу от Внутреннего (т. е. от проспекта Цяньмэньцзе) и ограничивается улицами Лунтаньцзе на востоке; Цзуоаньмэнь, Юндинмэнь и Юаньмэнь – на юге; Байчжифан – на западе. Он включает жилые микрорайоны Чуньшу, Цяньмэнь, Чунвэньмэнь, Дунхуаши, Лунтань, Тиюйгуань, Тяньтань, Тяньцяо, Тяожаньтинь, Байчжифан, Нюцзе.
В 15 км к юго-западу от центра города в районе Фэнтай расположены крепость Ваньпин (1638) и мост Лугоуцяо (мост Марко Поло; 1189–1192).
К западу от центра города, в горах Сишань, находятся 8 буддийских храмов: Чанъаньсы, Лингуансы, Саньшаньань, Дабэйцзисы, Лунвантан (Лунцюаньань), Сянцзесы, Баочжудун, Чжэнгосы.
В 15 км к северо-западу от центра города, на горе Ваньшоушань, находится Летний императорский дворец (1750; коллекция предметов старины и драгоценностей) с парком «Ихэюань» (16–19 вв.; площадь 2,9 млн м2, в том числе ¾ приходится на водные пространства) и озером Куньминху (павильон Фосянгэ, расписные галереи вдоль берега озера, мост с 17 арочными пролётами, парк «Сецюйюань», мраморный корабль, улочка Сучжоуцзе, пагода Юйфэн).
В 20 км к северо-западу от центра Пекина, в горах Яньшань, расположен горный лесопарк «Сяншань» («Благоухающая гора»).
В северной части города проходит Великая Китайская стена с закладными вышками и дозорными башнями (построена в 4–3 вв. до н. э). Главные смотровые площадки стены, наиболее доступные в транспортном отношении, – Бадалин (в 75 км от города; 1505; высота 7,8 м), Лаолунтоу, Цзюйюнгуань, Мутяньюй (70 км к северо-востоку от центра Пекина), Сыматай (в 120 км), Цзиньшаньлин, Цзянькоу.
В 50 км к северо-северо-западу от центра Пекина, в районе Чанпин, находится Шисаньлин [гробницы императорской династии Мин; 13 императоров, 23 жены императоров, в том числе «дорога духов» (шэньдао) к могилам династии Мин]. Восточные гробницы династии Цин расположены к северо-востоку от центра Пекина в Цзуньхуа – месте упокоения 5 императоров, императриц и других членов семьи императоров.
В 45 км к юго-западу от центра Пекина, на горе Таньчжэшань в районе Мэньтоугоу, находится храмовый комплекс Таньчжэсы (4 в.). В него входят Первый императорский храм; арка, ворота Шаньмэнь, павильон Тяньвандянь, павильон Дасюнбаодянь, терем Пилудянь, павильон бодхисаттвы Гуаньинь, беседка Любэйтин («Павильон плывущих чарок»), пагода Цзиньган; восточные и западные пещеры бодхисаттвы Гуаньинь.
Группа археологических памятников Чжоукоудянь в районе горы Лунгушань (район Фаншань, в 50 км к юго-западу от центра города) – место, где в 1926–1929 гг. в пещере были обнаружены костные останки первобытного человека – синантропа.
В г. Лянсян, в 25 км к юго-западу от центра Пекина, находятся пагода Хаотянь (12 в., высота 36 м) и конфуцианский храм.
Здравоохранение
Действуют 11,2 тыс. медицинских учреждений, в том числе 733 больницы (272 клинические, 180 традиционной медицины, 24 психиатрические, 45 совмещённой европейско-китайской медицины, 37 стоматологических клиник, 17 гинекологических, 14 офтальмологических, 10 онкологических, 11 детских, 9 ортопедических, 3 инфекционные и др.), 29 клинико-диагностических центров, 19 гинекологических и 19 детских медицинских центров, более 2 тыс. местных поликлиник (2020). Ведущими являются: Главный госпиталь Народно-освободительной армии Китая (301-й военный госпиталь НОАК, 1953; в составе 21 отделение, 5 клинических медицинских центров, 7 национальных экспериментальных лабораторий, 46 лабораторий провинциального и министерского уровня, 61 медицинский исследовательский институт и специализированный центр, медицинская школа), Пекинского университета [1-я, 3-я (с филиалом в аэропорте Шоуду), 6-я, онкологическая клиника, народная, школа стоматологии], Объединённого медицинского колледжа Пекина (1921), 13 больниц Столичного университета медицинских наук, клиники Пекинского университета китайской медицины, Онкологическая больница Китайской академии медицинских наук и др.
Во всех учреждениях здравоохранения занято 375,7 тыс. человек, в том числе 118,5 тыс. врачей и 134,7 тыс. медицинских сестёр (2020). В медицинских учреждениях города насчитывается 127,1 тыс. коек (в частности, в больницах 119,3 тыс.; 2020). На 1 тыс. зарегистрированных жителей приходится 8,5 врачей и 9,6 работника младшего медицинского персонала (2020). В результате городской медицинской реформы (2017), охватившей 3,6 тыс. медицинских муниципальных учреждений, была снижена зависимость больниц от продажи лекарств и произошло перенаправление амбулаторных пациентов в центры здравоохранения по месту жительства.
Окрестности
Западные гробницы династии Цин расположены к юго-западу от Пекина в уезде Исянь; насчитывается 76 захоронений.