«Джон Уик»
«Джон Уи́к» («John Wick»), американская кинофраншиза о киллере, Джоне Уике, и о преступном мире с собственными законами и иерархией. Оригинальный фильм «Джон Уик» [«John Wick», 2014, режиссёр Ч. Стахелски и Д. Литч (в титрах не указан)] вышел в 2014 г., затем – ещё три фильма. Анонсирован выход 5-го фильма. Режиссёром всех фильмов выступил бывший каскадёр Ч. Стахелски, создатель главного героя и автор сюжета франшизы – американский сценарист и продюсер Д. Колстад. Заглавную роль исполнил К. Ривз. В серии фильмов снялись И. Макшейн, Л. Реддик, Л. Фишбёрн, У. Дефо и др. Помимо основных фильмов, франшиза включает серию видеоигр, выходивших в 2017–2019 гг., и комиксы, изданные в 2017 г.
Сюжет
Изначально проект назывался «Презрение» («Scorn»), однако, по словам Д. Колстада, исполнитель главной роли К. Ривз систематически забывал оригинальное наименование и называл фильм «Джон Уик». В результате именно так было решено назвать проект (Turel. 2020). Сюжет 1-го фильма повествует об отошедшем от дел наёмном киллере, живущем обычной жизнью, оплакивая недавно скончавшуюся от рака жену. В качестве посмертного подарка супруга оставила герою щенка, чтобы утешить его и сохранить память о себе. По стечению обстоятельств сын его бывшего начальника, Иосиф Тарасов (А. Аллен), решил приобрести машину Уика. Оскорбившись отказом Уика продать ему автомобиль и не подозревая, кем на самом деле является главный герой, Иосиф ворвался со своими людьми в дом Уика, напал на него, угнал машину и убил пса. Уик начинает мстить. Вигго Тарасов, узнав про оплошность сына и осознавая, на что способен Джон Уик (он называл Уика Бабой-ягой), пытается опередить его и предлагает бывшему товарищу Джона, киллеру Маркусу (У. Дефо) «открытый контракт» на 2 млн долл. за голову Уика. Данный контракт подразумевает, что предложение сделано неограниченному кругу лиц. Джон не только охотится за Иосифом Тарасовым, но и сам становится мишенью для наёмных убийц.
В сиквеле «Джон Уик 2» («John Wick: Chapter 2», 2017) герой, разобравшись с семьёй Тарасовых, снова уходит на покой. Однако к нему обращается мафиози Сантино Д’Антонио (Р. Скамарчо) с просьбой устранить его родную сестру – главу клана «Коморра» и члена Правления кланов [или в буквальном переводе с английского «Высокого стола» («High Table»)] – высшего органа управления всем преступным миром. По их правилам, Уик не может отказать, т. к. ранее передал Сантино «вексель» – клятву на крови исполнить любую просьбу. Тем не менее Уик отказывает ему, поскольку не хочет возвращаться к прошлому. Сантино сжигает дом главного героя и вынуждает того взяться за дело. После исполнения заказа целью Уика становится сам Сантино, который назначает высокую цену за убийство Джона Уика. Главный герой находит Сантино и, нарушив главное правило преступного мира, убивает его на территории отеля «Континенталь» – нейтральной территории для убийц. Глава «Континеталя» в Нью-Йорке по имени Уинстон (И. Макшейн) даёт Уику возможность сбежать. В качестве обязательного наказания объявляется «экскоммьюникадо» Джона Уика, т. е. он официально становится персоной нон-грата и лишается любых привилегий: всем членам преступного сообщества запрещается оказывать ему какие-либо услуги, включая лечение и предоставление оружия и убежища. За голову Уика Правление удваивает награду.
Триквел серии – «Джон Уик 3» («John Wick: Chapter 3 – Parabellum», 2019) проливает свет на прошлое Джона Уика. Он – сирота из Белоруссии, ранее входивший в клан «руска рома», а его настоящее имя Джордани Йованович. Сюжет фильма строится вокруг поездки главного героя в Марокко, цель которой – поиски Старейшины (С. Тагмауи) – главы Правления кланов, который может помиловать Уика. В этой части война Джона Уика против всех превращается в более масштабный конфликт, в который втягивается всё больше людей и преступных кланов. Сценарий для 3-го фильма, помимо Д. Колстада, писали американские сценаристы и продюсеры Ш. Хаттен, К. Коллинз и М. Абрамс. Если 1-й фильм сфокусирован на личной мести Джона Уика и потому был более интимным, то в последующих фильмах вселенная преступного мира разрастается. Действие выходит за рамки США и перемещается в Италию и в Марокко.
В 2019 г. была объявлена дата выхода квадриквела – «Джон Уик 4» («John Wick: Chapter 4») – май 2021 г. (McNary. 2019), однако из-за пандемии COVID-19 премьеру перенесли на май 2022 г., а затем на весну 2023 г. Фильм вышел в мировой прокат 13 марта 2023 г., в России – 23 марта 2023 г. В 4-й части Джон Уик бросает вызов всему преступному конгломерату, убивая Старейшину и вступая в кровавый конфликт с Правлением во главе с маркизом Венсаном де Грамоном (Б. Скарсгард). В конце фильма герой побеждает соперников, но получает смертельное ранение.
В августе 2020 г. был анонсирован 5-й фильм серии «Джон Уик» (D'Alessandro. 2020). Возможно, он станет завершающим. В 2019 г. сообщалось о запуске спин-оффа франшизы – фильма «Балерина», съёмки которого доверили Л. Уайзману. В 2021 г. стали известны детали сериала «Континенталь» («The Continental»), снятого на основе франшизы: речь пойдёт о молодом Уинстоне, будущем главе отеля «Континенталь», и о его карьерном пути в сеттинге нью-йоркского преступного мира 1975 г.
Франшиза содержит множество боевых сцен, как рукопашных, так и с использованием огнестрельного оружия. Джон Уик как персонаж считается убийцей высокого класса, что подтверждается цифрами: по подсчётам, в первом фильме он убил 77 человек, во втором – 128, а в третьем 94 (Garabed. 2023). Тем не менее в трёх фильмах Джон Уик ни разу не навредил кому-то из представителей официальных органов правопорядка или обычных граждан, все убитые им люди – киллеры.
Вселенная «Джона Уика»
В мире франшизы «Джон Уик» параллельно с государственными и общественными структурами существует мир наёмных убийц, которые подчиняются своим законам и собственным органам власти. В основе иерархии – Правление, которое состоит из 12 глав каждого преступного клана мира: «Коза-ностра», русская и китайская мафия, каморра, ндрангета и пр. Во главе Правления стоит полулегендарный Старейшина. Существуют два непреложных правила: не убивать на территории отеля «Континенталь» и платить по «векселям».
«Континенталь» представляет собой не просто сеть отелей, раскинувшуюся по всему миру, но и особую территорию, оказывающую услуги, где каждый гость является неприкосновенным. «Континенталь» подчинён Правлению, но это автономная организация, где управляющий обладает большой властью. В трёх частях франшизы появляются три управляющих: Уинстон – в нью-йоркском «Континентале», Юлиус (Ф. Неро) – в римском и София (Х. Берри) – в марокканском.
«Векселя» представляют собой круглый складной предмет, в котором есть шип для прокалывания пальца и два деления: в одном должник оставляет кровавый отпечаток пальца в качестве удостоверения своего долга, а во втором – кредитор подтверждает такой же меткой закрытие векселя. Также ведётся письменный реестр «векселей». Если кто-то нарушает правила, то с нарушителем можно разобраться самостоятельно, однако при грубом и многократном нарушении закона Правление направляет судью, который должен понять ситуацию и вынести соответствующий приговор.
Несмотря на то что за убийство назначается награда в долларах США, в преступном мире есть своя валюта – золотые монеты особой чеканки. Фиксированного обменного курса нет, т. к. за монету можно получить либо определённый товар, либо услугу – нож, оружие или ночь в «Континентале» (Colbert. 2023). Источник монет – Монетный двор, расположенный в Марокко и возглавляемый бывшим управляющим марокканского отеля «Континенталь», Беррадой (Дж. Флинн). Беррада поясняет, что у этих монет нет денежного эквивалента и они являются олицетворением коммерческих отношений и социального контракта, согласно которому лицо обязуется действовать по определённым правилам.
У киллеров могут быть различные тайники и хранилища, как, например, ломбард старого еврея-ростовщика, который на самом деле является банком сейфовых ячеек, а также библиотека, в которой хранятся книги с тайниками внутри. В преступном мире используют свою секретную терминологию: «заказать столик на двоих» означает, что необходима служба зачистки для двух трупов, а «дегустация» означает подбор оружия, оснащения и одежды.
У криминального общества во франшизе есть бюрократическая структура: администрация и «отдел оплаты» принимает, обрабатывает, хранит заявки, а также распространяет информацию о контрактах на убийство, о смене статуса лица или здания. Также в третьей части фильма продемонстрирован бумажный архив. Во вселенной фильмов «Джон Уик» есть своя шпионская сеть бродяг, возглавляемая Королём Бауэри (Л. Фишберн). Резиденцией Короля является приют для бездомных в районе «Адская кухня» Нью-Йорка. Акцент на иерархии системы, деталях и правилах является ключевым для развития сюжета от первого фильма к третьему, т. к. именно он объясняет не только правила, действующие в мире убийц, но также кто и за что мстит Джону Уику (Кириенков. 2019).
Признание, критика и мифология
Из-за избытка сцен насилия фильму присвоен рейтинг «18+». По мере роста популярности серии «Джон Уик» увеличивался бюджет и сбор картин, поэтому проект является коммерчески успешным. Первый фильм при бюджете примерно в 30 млн долл. заработал 76 млн долл. Второй фильм собрал 171 млн долл. при бюджете 40 млн долл. На третий фильм было потрачено 40 млн долл., а прибыль составила 326 млн долл. Международный успех франшизы во многом объясняется тем, что в фильме мало диалогов персонажей (сам главный герой не очень многословен), но много «диалогов оружия», для которых не нужны субтитры (Catsoulis. 2019).
Критики в целом положительно отзываются о серии фильмов. Среди привлекательных сторон выделяют образ неуязвимого киллера, который воссоздал К. Ривз. Джон Уик является узнаваемым персонажем и стал частью поп-культуры. Фанаты любят его за силу, выдержку и решимость. Несмотря на то что он является профессиональным убийцей, в нём проявляется человечность, о чём свидетельствует то, что он оставляет прибыльное дело ради любимой женщины. Поклонники отмечают также постановку и красоту сцен с драками, а также раскрытие деталей функционирования преступного мира и биографии главного героя. Находят параллели с бондианой: некоторые локации, драки в зеркальных помещениях, а также невероятная выживаемость Уика и Бонда (Кириенков. 2019). Похвалы удостоен подбор актёров и продуктивное использование их экранного времени в первом фильме (Catsoulis. 2014).
В фильмах можно найти религиозный, фольклорный и мифологический подтексты. Орган управления преступного мира ассоциируются с организованной религией: 12 членов Правления, возглавляемых таинственным главой, ассоциируется с 12 апостолами. Также главный герой в третьей части как паломник бредёт по пустыне в поисках Старейшины (С. Тагмауи), который сам находит чудом выжившего Джона Уика посреди Сахары. Будучи «отлучённым от церкви» («экскомьюникадо», от лат. excommunicatio – отлучение от церкви), Уик исповедуется Старейшине как метафорическому божеству, разъясняя мотивы своих действий. Он молит о спасении, которое будет ему даровано только после того, как он присягнёт на вечную службу и принесёт жертву. Критики считают, что Уик совершает переход с пути киллера на путь монашеского служения (Кириенков. 2019).
Убранство интерьеров, география и сам образ Старейшины – отсылка к исламскому происхождению ассасинов (убийц). В фильме используются латинские термины, что усиливает религиозный подтекст. Помимо «экскомьюникадо», судья в третьей части официально «секуляризует» (от лат. saecularis – светский) отель, т. е. лишает его священного статуса нейтральной и неприкосновенной территории. Связь есть не только с католической, но и с русской церковью и русскими народными сказками (книга сказок, Баба-яга). В серии фильмов также есть элементы мифологии: администратор отеля Харон (Л. Реддик) назван в честь мифологического древнегреческого проводника душ в мир мёртвых (Baker-Whitelaw. 2019).
Франшизу трактуют как аллегорию принудительного характера капитализма: правление кланов рассматривается как олицетворение капитализма, это атеистическая организация, которая тем не менее говорит на языке религии. В фильмах акцент сделан на золотых монетах и деньгах, а особо символичным является то, что в первой части главный противник Джона Уика Виго Тарасов использовал церковь как хранилище для своих сбережений. Человеческая жизнь – это контракт и конкуренция за его исполнение между участниками организации, а система преступного мира как капиталистическая машина подавляет индивидуализм в лице Джона Уика. После первой части франшизы Уик уходит на покой, чтобы вновь стать собой, однако система насильно возвращает его обратно, т. к. существовать можно либо как её часть, либо никак (Anderson. 2019).