Демпфирующий механизм в нефтяной отрасли
Демпфи́рующий механи́зм в нефтяно́й о́трасли (демпферный механизм в нефтяной отрасли), инструмент субсидирования потребителей автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, введённый для сдерживания роста цен на топливо на внутреннем рынке РФ. Один из способов государственного регулирования цен на нефтепродукты.
Цель введения и принцип работы демпфирующего механизма
Цель введения демпфирующего механизма (демпфера) – предотвращение повышения цен на топливо на внутреннем рынке путём компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) разницы между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно. В российской нефтяной отрасли механизм действует с 2019 г., введён после резкого роста цен на бензин и дизель на АЗС в 2018 г.
Принцип работы демпфера заключается в том, что, когда разница между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой положительна, т. е. автомобильный бензин (или дизельное топливо) за рубежом стоит дороже, чем на внутреннем рынке, государство компенсирует НПЗ часть этой разницы, чтобы мотивировать компании продавать больше топлива внутри страны. При этом если зарубежные цены ниже внутрироссийских, сами НПЗ должны доплатить разницу в бюджет.
Формула расчёта демпфера
Согласно п. 27 ст. 200 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), величина демпфера, если не указано иное, определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле (1) (см. НК РФ от 5 августа 2000 № 117-ФЗ в редакции от 25 декабря 2023 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1 января 2024):
где и – объёмы (в тоннах) производства высокооктанового бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5;
и – коэффициенты компенсации для автомобильного бензина и для дизельного топлива соответственно (в период c 1 июля по 31 декабря 2019 , , с 1 января 2020 , );
и – разница между экспортной альтернативой и средней оптовой ценой реализации в России автомобильного бензина и дизельного топлива соответственно. Эти показатели рассчитываются по формулам (2) и (3):
где – средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа (СЗФО). определяется по формуле (4):
где – средняя (среднее арифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья (доллар/т);
– величина, характеризующая ценовой дифференциал на произведённый на территории Российской Федерации автомобильный бензин АИ-92 класса 5 и принимающая значения согласно формуле (5):
Для дизельного топлива класса 5 принимает значения согласно формуле (6):где – средний за налоговый период уровень цен нефти марки North Sea Dated на рынке Северного моря (в долларах США за баррель), определяемый как сумма средних арифметических цен на рынке Северного моря за все дни торгов, делённая на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде;
– средний за налоговый период уровень цен нефти марки Urals на мировых рынках (доллар/баррель), определяемый как делённая на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде сумма средних арифметических цен покупки и продажи нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, которая увеличивается на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского);
– средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 т автомобильного бензина класса 5 из морских портов РФ, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья (доллар/т);
– ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5 (доллар/т);
– среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемое ЦБ РФ;
– ставка акциза для автомобильного бензина класса 5;
– ставка налога на добавленную стоимость;
– условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации:
– средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, определяемая по формуле (7):
где – средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья (доллар/т);
– средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 т дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья (доллар/т);
– ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5 (доллар/т);
– ставка акциза для дизельного топлива класса 5;
– условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации:
– коэффициент, сокращающий демпфер в 2 раза (равный 0,5) с 1 по 30 сентября 2023 г.
В случае если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в РФ автомобильного бензина класса 5 превысит более чем на 10 % или цена дизельного топлива класса 5 превысит более чем на 20 %, то .
В случае, если и (или) не установлены для налогового периода, .
Негативные аспекты использования демпфирующего механизма
Реализация демпфирующего механизма сопряжена с рядом проблем, среди которых выделяют следующие:
Формула демпфирующего механизма для расчёта выплат учитывает не реальные цены на автозаправках, а т. н. индикативную оптовую цену топлива, которая ежегодно индексируется на уровень инфляции.
Субсидирование НПЗ носит практически безусловный характер: поддержку получают как прибыльные НПЗ, которые в ней не нуждаются, так и убыточные.
Отсутствие законодательно утверждённого срока окончания выдачи субсидии НПЗ в виде обратного акциза с учётом демпфирующей надбавки создаёт базу для потенциально неограниченного субсидирования отрасли напрямую трансфертами из бюджета (которые, с учётом того, что на обратный акциз могут рассчитывать компании, находящиеся под санкциями, не обязательно будут связаны с повышением эффективности производства на НПЗ и увеличением доли светлых фракций в корзине производимых нефтепродуктов).
Периодическая корректировка параметров демпфера может привести к ручному управлению ценами.
Противоречивость сочетания демпфера, который сдерживает рост цен на внутреннем рынке, и повышения акцизных платежей на нефтепродукты.