Бензин
Бензи́н, смесь углеводородов (главным образом C4–C12) с пределами выкипания 35–205 °С, получаемая из лёгких фракций нефти, нефтяных газовых конденсатов, каменных и бурых углей, сланцев; используется как топливо в карбюраторных двигателях с искровым зажиганием, устанавливаемых на легковых и грузовых автомобилях, самолётах, вертолётах и др. В состав бензина входят алканы, алкены, ароматические и нафтеновые углеводороды, примеси серо-, азот- и кислородсодержащих органических соединений. Бензин – бесцветная жидкость с характерным запахом; плотность 700–780 кг/м3, теплота сгорания 41–44 МДж/кг; пары́ бензина образуют с воздухом горючие смеси. Основной показатель качества бензинов – детонационная стойкость, для повышения которой применяют антидетонаторы моторных топлив. Для повышения химической стабильности в бензин добавляют антиокислительные присадки, главным образом алкилфенолы.
Бензин производят путём смешения бензиновых компонентов различных технологических процессов нефтепереработки – прямой перегонки, термического и каталитического крекинга, риформинга и др. Наиболее высокооктановыми являются бензины процессов риформинга, изомеризации, алкилирования; наименее – прямогонные фракции термических процессов.
Производят автомобильные и авиационные бензины различных марок. Автомобильные
бензины подразделяют на летние и зимние (последние содержат бoльшее количество низкокипящих углеводородов). Основные марки автомобильных неэтилированных (не содержащих тетраэтилсвинца) бензинов – А-80, АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, АИ-98; цифры в маркировке показывают величину октанового числа по моторному или исследовательскому методу. Бензины марок Нормаль-80 (для грузовых автомобилей), Регуляр-91 (аналогичен АИ-93), Премиум-95 и Супер-98 (для легковых автомобилей) соответствуют требованиям международных стандартов. Производят также бензины с улучшенными экологическими свойствами (например, АИ-80ЭК, АИ-92ЭК, АИ-95ЭК, АИ-98ЭК), в которых ограничено содержание бензола (не более 3–5 % по объёму), аренов (не более 45 % по объёму), серы (не более 0,05 % по массе), с добавлением моющих присадок. Авиационные бензины получают на основе бензинов каталитического риформинга и высокооктановых компонентов: смеси изоалканов, толуола и др.; основные марки Б-92 и Б-91/115 (цифры в маркировке указывают: первая – октановое число по моторному методу, вторая – сортность). В авиационные бензины для обеспечения требуемого уровня детонационной стойкости добавляют на 1 кг бензина 1,0–3,1 г тетраэтилсвинца в виде этиловой жидкости (гомогенной смеси тетраэтилсвинца и галогенпроизводных углеводородов). Высокотоксичные этилированные авиационные бензины для безопасности окрашивают. Небольшие количества бензина используют как растворители в различных отраслях промышленности.
Бензин пожароопасен. Длительное вдыхание паров бензина вызывает острые отравления, сопровождающиеся головной болью, кашлем, головокружением, иногда потерей сознания.