Доминирующее положение (легальная дефиниция)
Домини́рующее положе́ние, положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и/или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам [ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон № 135-ФЗ)].
Доминирующим признаётся такое положение хозяйствующего субъекта, при котором доля субъекта на рынке определённого товара:
превышает 50 % – если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
составляет менее 50 % – если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Само по себе обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета. Антимонопольное законодательство запрещает монополистическую деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением (ст. 10 Закона № 135-ФЗ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).