Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура. Индия
Изобрази́тельное иску́сство и архитекту́ра будди́зма в И́ндии, буддийское художественное наследие в индийской культуре.
Памятники буддийского искусства раннего периода (3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)
Первый расцвет буддийского искусства связан с именем древнеиндийского правителя Ашоки, стоявшего во главе державы династии Маурьев в 3 в. до н. э. Широкая поддержка им буддизма значительно повлияла на политику и социальные отношения в его государстве: они были закреплены в виде законов, основанных на принципах сострадания и уважения ко всем живым существам. С именем Ашоки связано и распространение буддизма на далёкие окраины его державы – в Гандхару на севере и на о. Шри-Ланка на юге. В этот период сформировался феномен сосуществования разнообразных культур, объединённых духовным импульсом буддизма. Приходя на новые азиатские территории, объединяя народы и страны учением о деятельном сострадании, буддизм не только сохранял их культурное многообразие, но и нередко поднимал на новую высоту местные художественные традиции, преломляя их и по-своему выделяя.
Основные архитектурно-скульптурные типы сооружений
В это время сформировались основные формы искусства раннего буддизма: ступа, чайтьягриха как часть скального пещерного монастырского комплекса, стамбха.
Ступа
Согласно «Махапаринирвана-сутре», Будда Шакьямуни, отвечая на вопрос своего ученика Ананды, указал, что его тело после паринирваны следует кремировать, а прах – поместить в ступу. В Гухьясамаджа-тантре также говорится, что ступа является местом обитания всех будд.
Согласно буддийским текстам, после ухода Будды в нирвану его останки были преданы огню, а прах (шарира) разделён между восемью крупнейшими монашескими общинами, которые погребли его в полостях в основании гигантских ступ.
В истории буддизма зафиксировано восемь типов ступ, связанных с ключевыми событиями в жизни Будды Шакьямуни: 1) ступа лотоса; 2) ступа Просветления (покорения Мары); 3) ступа мудрости (многих дверей); 4) ступа великих чудес; 5) ступа схождения с небес Тушита; 6) ступа примирения (единения); 7) ступа совершенной победы; 8) ступа нирваны. Изначально эти восемь типов были связаны с буддийской сакральной географией – теми местами, где происходили события жизни Будды. Попытки отождествления восьми реликварных ступ времени паринирваны Будды с реальными объектами, открытыми археологами, неоднократно предпринимались учёными. Предположительно отождествлены шесть: 1) холм к востоку от Лумбини (ныне на территории Непала) – ступа рода Колия в Рамаграме; 2) ступа в деревне Пипрахве (штат Уттар-Прадеш) – ступа царского рода Шакьев в Капилавасту (этот древний город также идентифицируется с районом Тилауракот в Непале); 3) руины ступы в древнем городе Вайшали (штат Бихар) – ступа племени личчхавов; 4) ступа в Кушинагаре (штат Уттар-Прадеш) – ступа на месте паринирваны Будды; 5) деревня Падараона близ Варанаси или же окрестности г. Кушинагар (оба – в штате Уттар-Прадеш) – древний город Пава, где построило ступу племя маллов; 6) ступа Нандагарх (деревня Лаурия-Нандагарх, штат Бихар) – ступа в городе булиев Аллакапа.
Ранние ступы в большинстве своём представляли насыпной холм с реликварной камерой (гарбхагриха) внутри; как правило, это был объём полусферической формы (анда), окружённый оградой (ведика), которая имела ворота (торана) по четырём сторонам света; на вершине ступы располагался шест (юпа) с нанизанными на него зонтами (чхаттра), окружённый небольшой квадратной оградой (хармика). Между внешней оградой и ступой шла ритуальная тропа, по которой совершался обход ступы по ходу солнца, т. е. слева направо (прадакшина).
Внутренняя полость ступы является неотъемлемой и если не главной, то равнозначной внешнему облику её частью. Полость вмещала прах Будды, усиливая восприятие ступы как образа Вселенной. В более поздние периоды ступы нередко наполнялись также сакральными образами и текстами.
В 1897–1898 гг., во время археологических раскопок около деревни Пипрахва (округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш), недалеко от Лумбини, были найдены остатки одной из древнейших ступ, а в 1970-х гг. – буддийского монастыря. Начало сооружения ступы относят к 5–4 вв. до н. э., основное строительство – к периоду Ашоки, а завершение – к первым векам нашей эры. Там же были найдены реликварии с вложениями внутри (Национальный музей, Дели; Индийский музей, Колката): радиоуглеродный анализ находок показал, что некоторые из жемчужин и кораллов датируются 5–4 вв. до н. э. На основе надписи на одном из реликвариев («Сокровищница останков возвышенного Будды является благочестивым сооружением братьев Шакьев с их сёстрами, детьми и жёнами»; 2 в. до н. э.) местоположение ступы отождествляют с Капилавасту – древней столицей царства Шакьев.
В ранних буддийских текстах слова «ступа» и «чайтья» могли выступать синонимами, обозначая «вместилище». Например, в джатаке «Калинга-бодхи» (№ 479) приводится принятая в ранней буддийской традиции классификация ступ по принципу сокрываемых в них реликвий и слово «чайтья» употребляется именно как синоним ступы: шарирака-чайтья (дхату-чайтья) для телесных останков Будды; парибхогика-чайтья для принадлежавших Будде вещей, например чаши-патры; уддесика-чайтья, которая сооружалась для обретения заслуг инициатором её строительства и была наиболее распространённым типом. Также выделяют дхарма-чайтью для хранения Слов Будды (текстов).
В качестве отдельно стоящих сооружений ступы строились на открытых пространствах или вершинах холмов. Сочетая в себе черты архитектуры и скульптуры, они несли в себе многомерную символику. В доктринальном аспекте буддизма ступа становилась «опорой Учения» (читта); «опорой Слова» (вач), означая «Слова Будды» – священные тексты; «опорой Тела» (санскр. काय, kāya), т. к. в ней были зашифрованы образы Будды, бодхисаттв и учителей, в частности своей формой она символизировала Дхармакаю как «большое Тело Будды».
План ступы, по сути, являлся мандалой. Базовая схема живописной или графической мандалы – круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, также вписан в круг. Внутренний круг схематически выглядит как восьмилепестковый лотос. Как и мандала, ступа была строго ориентирована по сторонам света: это деление зафиксировано воротами-торана. Неявная выраженность наружного квадрата ступы, скорее всего, связана с тем, что сама ступа представляет собой лишь часть мандалы, внешними границами которой могут быть и пределы комплекса, и рубежи значительно более обширной территории.
Вопрос о прототипе формы буддийской ступы остаётся дискуссионным и в 21 в. Наиболее распространённая версия происхождения ступы (Cunningham. 1892; Тюляев. 1988) связывает её с формой погребальных холмов-шмашанов, однако вторым источником могли быть и неолитические сооружения, посвящённые культу богини-матери. Однако все исследователи сходятся в том, что ступы существовали ещё до буддизма и в ранний период являлись сакральными сооружениями также и джайнов.
Вопросам происхождения формы и этимологии слова «ступа» уделено значительное внимание в работах индийского учёного Локеша Чандры.
При Ашоке, в 3 в. до н. э., строительство ступ приобрело невиданный размах. Согласно легендам, описанным в шриланкийской хронике «Махавамса» (5 в. н. э.), за одну ночь Ашокой было возведено 84 тыс. ступ.
Кроме многочисленных ступ, описанных в текстах китайских монахов, совершивших паломничество в Индию, – Фа Сяня (5 в.) и Сюань Цзана (7 в.), археологические исследования связывают с именем Ашоки основание буддийских монастырей и строительство ступ в Таксиле (в провинции Пенджаб на северо-западе современного Пакистана), Сарнатхе (штат Уттар-Прадеш), Санчи и Бхархуте (штат Мадхья-Прадеш) в центральной части Индии, Амаравати (штат Андхра-Прадеш) на юге.
Лучше других ранних буддийских комплексов сохранился Санчи. Он располагается на вершине высокого холма недалеко от г. Бхопал (штат Мадхья-Прадеш). Согласно письменным свидетельствам, Большая ступа (высота основного полусферического объёма около 30 м) была построена на месте, откуда около 250 г. до н. э. Ашока отправил своего сына Махендру проповедовать буддизм на Ланку (ныне Шри-Ланка).
От ступы в Бхархуте сохранились лишь ограда и ворота (ныне в Индийском музее, Колката). Изучению их рельефов уделялось особое внимание, т. к. многие из сюжетов имели подписи, что помогло иконографической атрибуции рельефов других ступ. Впервые гипотезу о том, что своё художественное оформление ступа в Бхархуте получила во времена династии Шунгов во 2 в. до н. э., выдвинул А. Кумарасвами (Coomaraswamy. 1956); ныне распространена датировка ограды и ворот ступы последней четвертью 2 – 1-й четвертью 1 вв. до н. э. Её рельефы в основном иллюстрируют джатаки. Они объединены квадратными или круглыми рамками, нередко в пределах одной сцены совмещены разные пространственно-временные фрагменты, фигуры выполнены с орнаментальной изысканностью, часто показаны в сложных ракурсах и одновременно с этим полны народной простоты и жизнерадостности (рельеф из композиции «Великое чудо в Шравасти: царь посещает Будду», начало 2 в. до н. э., Галерея искусства Фрир, Национальный музей азиатского искусства, Вашингтон).
На рубеже эр появились статуи Будды, т. е. новая форма для передачи его природы. Сначала ступа и его антропоморфное изображение существовали параллельно, однако при этом шла своеобразная передача смысла от ступы к скульптуре. Их сходная семантика как тела Будды и как реликвария буквально выразилась через нарастание изобразительного начала в ступах, возведённых внутри храмового пространства чайтьи, где изображение Будды становилось частью ступы (ступа в пещере № 19 в Аджанте, 5 в.; ступа в пещере № 10 в Эллоре, около 7 в.), а позднее – в главенствующем положении скульптуры в буддийском храме. О функциональной близости ступы и скульптуры свидетельствует характер ритуальной практики почитания этих объектов.
Чайтьягриха
Название зала, где располагалась ступа, – «чайтьягриха» (चैत्यगृह) – происходит от санскритских слов «чайтья» (चैत्य – священный) и «гриха» (गृह – дом) и поэтому может быть переведено как «дом святыни». Однако словом «чайтья» может быть обозначен любой буддийский объект (храм, ступа, образ и т. д.), что вносит неясность в тексты зарубежных и отечественных исследователей, описывавших конкретные объекты; это также нужно учитывать при интерпретации исторических источников (Хижняк. 2008).
Чайтьягриха могла быть как пещерным сооружением, так и отдельно стоящим храмом. На севере плоскогорья Декан сохранилось два индуистских храма, датируемых 4–5 вв. – храм Тривикрамы (ипостаси Вишну) в деревне Тер (штат Махараштра) и храм Капотешвары (ипостаси Шивы) в деревне Чеджарла (Чезарла; штат Андхра-Прадеш), которые предположительно были первоначально буддийскими. Форма этих каменных построек воспроизводит ранний деревянный тип чайтьягрихи: продолговатое в плане сооружение с апсидальным завершением и сводчатым перекрытием. Как особая форма буддийской архитектуры чайтьягриха получила распространение в пещерных монастырских комплексах (ленавихара). Ранние подобные комплексы отличались простотой: включали в себя только кельи монахов, иногда – зал для собраний, по бокам которого располагались кельи; в дальнейшем за таким сооружением в научном обиходе закрепился общий термин «вихара». Однако, принимая во внимание замечания религиоведа О. С. Хижняк о существующей в искусствоведческой литературе терминологической путанице, отметим, что для понимания того, о какой именно планировочной и композиционной схеме идёт речь, нужно иметь представление о плане конкретной пещеры, а также о том, к какой исследовательской школе принадлежит автор, т. к. в ряде комплексов (например, в Аджанте) существуют пещерные залы, совмещающие в себе черты чайтьягрихи и вихары: по бокам располагаются кельи монахов, а в нише, устроенной в противоположной входу стене, находится статуя Будды.
Первые чайтьягрихи могли быть даже круглыми в плане (скальные храмы в Джуннаре, штат Махараштра, Салихундаме, штат Андхра-Прадеш, и др., все – 1 в. до н. э.). Несколько позднее, в 1–2 вв. н. э., был выработан классический тип скального храма со ступой: вытянутый колонный зал с апсидой, в дальней части которого располагается ступа с узким проходом для прадакшины вокруг неё, позднее на месте ступы помещалась скульптура. К наиболее показательным памятникам этого типа относятся комплексы в Карли, Бхадже и Бедсе, расположенные в горах Западные Гаты (2–1 вв. до н. э.).
Стамбха
Буддийская стамбха представляет собой высокую колонну без базы, наверху которой находится массивная капитель с фигурами львов или быка-зебу. Всего найдено около 30 колонн, 10 из которых хорошо сохранились. Стамбхи получили распространение во времена правителя Ашоки. Благодаря его стараниям практически во всех местах, связанных с жизнью Будды, были отреставрированы имеющиеся или возведены новые сооружения, в том числе стамбхи. Религиозно-символическое значение такой колонны состоит в утверждении дхармы.
В отличие от пещерного храма или ступы, стамбха как тип сооружения не получила дальнейшего развития на территории Индии или других стран Азии. Предположительно это связано с её символической нагрузкой: кроме религиозного смысла, она служила для распространения законов Ашоки, тексты которых были на ней выбиты. Так, колонна в Сарнатхе несёт один из его указов, направленный против раскола внутри буддийского сообщества: «Никто не должен быть причиной разделения ордена монахов». Это колонна была увенчана «Львиной капителью», ставшей национальным символом современной Индии (ныне хранится в Археологическом музее, Сарнатх). Поздний образец стамбхи – железная колонна, создание которой связывают с Чандрагуптой II, правившим около 380–415 гг. (колонна ныне входит в комплекс минарета Кутб-Минар в Дели).
Скульптура и живопись буддизма первых веков
Принято считать, что антропоморфные изображения Будды впервые появились в области Гандхара (ныне в основном на территории Пакистана) и в г. Матхура (штат Уттар-Прадеш).
Школа Гандхары
Вероятно, буддизм закрепился в Гандхаре с 3 в. до н. э. благодаря Ашоке: он первым из правителей династии Маурьев побывал в столице этой области Таксиле, чтобы восстановить здесь государственный порядок после восстания из-за произвола местных властей, также он занялся распространением в Гандхаре буддийского учения.
Искусство этого региона (приблизительно рубеж эр – 5 в.) называют иногда индо-греческим или индо-эллинистическим, потому что оно соединило в себе два влияния – индийское и средиземноморское (см. Эллинизм). Анализ гандхарского искусства сложен с точки зрения процесса формирования стиля, поэтому его периодизация и датировка конкретных памятников варьируются в научной литературе. На начальном этапе (1–2 вв.) иконографические признаки Будды ещё не были определены каноном, шли эксперименты с материалом: встречаются бронзовые изображения, в то время как в дальнейшем мастера этой школы предпочитали стеатит и сланец. В одном из самых ранних изображений («Сидящий Будда», 1 – середина 2 вв., бронза, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Будда представлен в виде молодого человека с усами в соответствии с бактрийской модой, ушниша изображена в виде собранных в пучок волос, одежды спадают мягко моделированными свободными складками. Необычная абха-мандала (светоносная мандорла вокруг головы) в виде соединённых треугольников аналогична солнечной короне древнегреческого бога Гелиоса (рельеф с изображением головы Гелиоса в короне из г. Тир, 1–3 вв., Национальный музей, Бейрут; рельеф из Ай-Ханума с изображением Кибелы на колеснице, жертвоприношения и Гелиоса, начало 3 в., Национальный музей, Кабул).
Влияние позднего эллинизма заметно в свободной моделировке форм – контуры чётки, соблюдено равновесие и пропорции фигур. Греко-римская скульптурная традиция проявилась в атлетической трактовке тела, в складках одежд, напоминающих изображение римской тоги, в причёске Будды: волнистые волосы собраны в мягкий пучок («Будда», серый сланец, 2–3 вв., Британский музей, Лондон).
К 2–3 вв. относятся многочисленные изображения бодхисаттв с массивными украшениями и характерными ниспадающими объёмными складками одежды («Бодхисаттва Майтрея на постаменте», серый сланец, около 3 в., Метрополитен-музей). В круглой скульптуре Гандхары в этот и последующие периоды передана внутренняя сосредоточенность персонажей, а также естественность, не противоречащая медитативности. К 4 в. иконография приобрела бо́льшую структурированность. Пластика стала уплощённой; складки одежды скорее струятся, чем ниспадают.
Гандхарское влияние сказалось на искусстве тех стран, куда распространился буддизм. В 5–7 вв. в его сферу попала Средняя, Юго-Восточная и Восточная Азия.
Школа Матхуры
Одновременно с Гандхарой развивался другой центр искусства – Матхура, город между современными Дели и Агрой на реке Джамна, где сходились древние торговые пути. Матхурское искусство достигло апогея своего развития при династии Кушанов, когда по приказу императора Канишки (правил в 1-й половине 2 в. н. э.) в городе было построено несколько буддийских сооружений.
В матхурской буддийской скульптуре шероховатость красного песчаника нередко сглажена, просветлённое состояние передано с помощью полуприкрытых глаз, полуулыбки, общего состояния покоя, трактовки тела, как будто поддерживаемого не столько скелетом или мышцами, как в школе Гандхары, сколько течением внутренних энергий («Бодхисаттва Майтрея», конец 1 или 1-я половина 2 вв., Национальный музей восточных искусств Гиме, Париж). Тектоника его гладких поверхностей обращает нас к образу, описанному в индийском трактате «Читралакшана»: тело, подобное полому стеблю тростника.
К наиболее раннему иконографическому типу относятся горельефные изображения Будды Шакьямуни, дарующего учение. Будда, одетый в тонкую монашескую тунику, сидит на троне в позе лотоса (падмасана; см. Асана) с жестом абхая-мудра («жест бесстрашия»; см. Мудра). По обеим сторонам от Будды стоят два служителя с чаури («мухобойками»), традиционно сопровождающие особ царского ранга в индуистских композициях. Глаза Будды широко открыты (что является иконографической редкостью), на лице улыбка, что придаёт образу ясный, радостный характер. Трон украшен изображением львов («Будда со служителями» из Катры близ Матхуры, 1–2 вв., Археологический музей, Матхура; «Сидящий Будда со служителями» из Матхуры, около 131, Музей искусств Кимбелл, Форт-Уэрт, штат Техас).
В дальнейшем львиный и лотосовый троны стали наиболее распространёнными в иконографии Будды. Лотос обозначил чистую, незапятнанную природу его ума, а лев выступил символом его рода.
Школа Амаравати и области Андхра
Амаравати, древний город на реке Кришна (штат Андхра-Прадеш), был одним из центров буддизма в последние годы правления Ашоки. Буддийские памятники возводились здесь в 3 в. до н. э. – 4 в. н. э. Их остатки найдены в самом Амаравати, а также в Нагарджунаконде (в переводе с телугу – гора Нагарджуны), Голи, Гумаддидурру, Гантасале и др. (все – в штате Андхра-Прадеш). Структура и образность ступ Андхры отличаются от ступ Северной Индии (Санчи, Бхархут): барабан и нижняя часть массивной полусферы украшены рельефами; с четырёх сторон ступу окружали аяки – выступающие платформы, украшенные пятью колоннами с резными капителями.
На рельефах Большой ступы в Нагарджунаконде (основана, вероятно, во 2 в. до н. э.; диаметр основания 27,3 м) наглядно представлено это решение [рельеф с изображением ступы и нисхождения Будды с неба Триястримша (33 богов), песчаник, конец 3 в., Метрополитен-музей].
Рельефы ступы в Амаравати (диаметр основания 49 м, высота 29 м; не сохранилась) продолжают традиции Санчи; в них создано впечатление глубины, использованы круговые многофигурные композиции (рельеф с троном Будды на торце балки), тонкая линеарность рисунка одежд (рельеф плиты из облицовки купола-анды с изображением чакравартина, оба – известняк, 2 в., Британский музей).
Школа Сарнатха
Сарнатх близ Варанаси считается местом первой проповеди Будды Шакьямуни, после которой из рощи к нему вышли два оленя (их изображения стали распространённым иконографическим сюжетом). Здесь же Будда заложил основы своей сангхи, когда сын богатого домовладельца и 54 его товарища стали первыми учениками Будды. Почти 200 лет спустя правитель Ашока воздвиг в Сарнатхе несколько монументов, в том числе ступу Дхармараджика (высота около 30 м; не сохранилась) и упомянутую выше стамбху с «Львиной капителью». При династии Шунга (185–73 до н. э.) было установлено около 10 ограждений возле главного храма, сходных по сюжетам и манере исполнения с оформлением ворот-торана в Санчи. Благодаря контактам с западными соседями, в частности с Персией, здесь появились образы крылатых львов, женщин-птиц и другие типы изображений. Во времена Кушанского царства была сооружена статуя бодхисаттвы (высота 2,5 м) из матхурского красного песчаника, над которой нависал огромный зонт-чххатра (диаметр около 3 м) (1 в. н. э., Археологический музей, Сарнатх).
В 5–6 вв. при династии Гуптов большие статуи в виде стоящих и сидящих фигур, накрытых зонтом, стали типичными для искусства Сарнатха. Наиболее распространённый иконографический тип для изображения Будды гуптского периода – стоящая фигура с правой рукой в жесте абхая-мудра ладонью к зрителю, при этом левая рука опущена вниз с жестом варада-мудра («дарования высшего») или держит край одеяния-дхоти. Позади фигуры – крупная абха-мандала, передающая исходящее от Будды сияние с помощью радиально расположенных рядов орнамента (две статуи «Стоящий Будда» 5 в. – из Индийского музея, Колката, и из Археологического музея, Сарнатх).
Тончайшее одеяние Будды обозначает контуры его тела; материальность ткани показана только по её краям: линия, очерчивающая дхоти, мягко спускается, открывая нижнюю часть ног и стопы. Этот узнаваемый приём гуптских мастеров в равной степени совершенства проявился в каменных и бронзовых изображениях. За счёт лёгкой полировки поверхности скульптуры тело показывается сглаженно, создаётся ощущение нежности и мягкости, внимание акцентируется на реальности тела, но без натуралистичности. Такой реальностью наполнено и само лицо Благословенного, созданное мастерами этой школы, как в знаменитом изображении Будды с жестом поворота колеса Учения – дхарамачакраправартана-мудрой («Сидящий Будда», песчаник, около 475, Археологический музей, Сарнатх). Передача медитативности как состояния, сочетающего в себе сосредоточение и расслабленность, момент озарения и наивысшей ясности, достигается здесь за счёт сочетания чётких тонких линий, очерчивающих контуры глаз, бровей и носа, и мягкой лепки лица. Бесстрастный лик Будды, его опущенные веки, линии бровей направляют внимание зрителя на центр композиции – жест поворота колеса Учения. Сложный ритм пальцев, их лёгкое касание друг друга – единственное заметное глазу движение в образе. При общей эмблематичности фигуры Будды это движение точно передаёт смысл момента – переход внутреннего состояния Просветления вовне – передачу Учения людям.
Живопись
Число памятников ранней буддийской живописи в Индии невелико, но росписи в Аджанте (штат Махараштра) позволяют составить представление об уровне и линии развития индийской школы живописи начала нашей эры, отзвуки которой можно видеть в памятниках буддийского искусства Китая и Средней Азии ещё на протяжении нескольких веков. Несмотря на расположение в государстве Чалукьев, живопись Аджанты 4–7 вв. (период расцвета; он также датируется 5–6 вв. и периодом между 460 и 480) всецело принадлежит к художественной традиции гуптского искусства. Сюжеты росписей Аджанты варьируются от орнаментов, лотосовых мандал, канонических изображений Будды и бодхисаттв до бытовых сцен, вплетённых в канву джатак. В живописи сочетаются разнообразие ракурсов, чётко очерченные контуры, тонкая моделировка и одновременно обобщённая трактовка тел.
В росписях Сигирии, расположенной на о. Шри-Ланка, но входящей в круг раннего буддийского искусства Индии, в основном представлены небесные девы-апсары и их служанки, образующие порой насыщенные действием сцены, однако здесь нет сложных многочастных композиций, а тон кожи красавиц, их полные грации тела, утончённые жесты хотя и находят аналоги в живописи Аджанты, полны реалистичной чувственности.
Искусство буддизма на территории Индии в 7–13 вв.
Этот период в истории буддизма ознаменован приходом великих учителей, с их деятельностью расширялась география буддизма, появлялись новые монастырские комплексы и, как следствие, художественные мастерские, изменялись иконография и характер искусства.
Существовавшие ранее крупные центры продолжали своё развитие (так, в Санчи активная монастырская жизнь шла до 12 в.), в 7–13 вв. появились ряд своеобразных художественных центров на территории Ориссы и гор Западные Гаты.
Центральный Индостан
В Эллоре (штат Махараштра) на протяжении 7–8 вв. или немногим ранее были созданы 12 буддийских пещер. К наиболее известным принадлежит пещера № 10, датируемая 7 в. Её фасад декорирован рельефными фризами с изображением супружеских пар и различных животных.
Центральное окно криволинейной формы фланкируют группы летящих небожителей, каждая из групп состоит из музыканта-гандхарвы и двух дев-апсар. Интерьер чайтьягрихи представляет собой классическое, аналогичное храму в Карли вытянутое в плане трёхнефное пространство с полукруглой нишей в торце, где находится ступа для ритуального обхода. Перед ступой помещено горельефное изображение Будды с двумя бодхисаттвами и обрамлением в технике барельефа.
Северо-Запад Индостана
В 7–12 вв. в области Кашмир сформировалась оригинальная школа скульптуры. Для неё характерны чуть выпуклые крупные глаза персонажей, мелкие ряды параллельных складок на одежде будд, венцы с треугольными мотивами у бодхисаттв, прямоугольные «уступчатые» пьедесталы. Кашмирская скульптура отличается и выбором материала, например серебра или инкрустированной серебром бронзы (часто это имитация декора ткани). «Будда с острова Хельгё» (фигурка сидящего на лотосовом пьедестале Будды; Исторический музей, Стокгольм), найденный в раннесредневековом поселении на о. Хельгё близ Стокгольма, был, очевидно, доставлен по Великому шёлковому пути в Сирию, а затем арабскими купцами – в Скандинавию. Судя по стилистическим признакам, его создали в Кашмире под влиянием художественных традиций долины Сват (ныне на территории Пакистана). Буддийская скульптура этой долины (как и территории современного индийского штата Химачал-Прадеш), в свою очередь, испытывала заметное влияние искусства Сасанидской империи. Типичными чертами здесь стали лотосовые пьедесталы с крупными лепестками, перетянутые посередине («Сидящий Будда в венце и драгоценностях», медь с инкрустацией серебром, около 9 в.) и тонкая проработка украшений бодхисаттв и будд («Бодхисаттва Майтрея», бронза с инкрустацией серебром, 7 в.; оба – Метрополитен-музей).
Северо-Восток Индостана: памятники времени династий Пала и Сена
При династиях Пала и Сена на территории Бенгалии, а в период расширения их власти – до современного штата Пенджаб включительно, в 9–12 вв. в технике расплавленного воска отливалась бронзовая буддийская скульптура. В основном она представлена небольшими фигурами с тщательно проработанными орнаментальными деталями одежды, украшений и обрамления: «Сидящий Будда с жестом бхумиспарша-мудра ("касание земли")» (бронза, 9–10 вв., Индийский музей, Колката), «Скульптурная мандала будды Акшобхьи» (бронза, 12 в., Британский музей; см. Акшобхья). Хотя мастера в целом ориентировались на сарнатхскую традицию, трактовка фигур бодхисаттв отличается изяществом позы и пластичностью («Бодхисаттва Манджушри, сидящий на льве», позолоченная бронза, середина 11 в., Музей Азиатского общества, Нью-Йорк). Благодаря своим небольшим размерам, бронзовая скульптура в стиле «пала-сена» могла быть легко перемещена и потому оказала большое влияние на скульптурную традицию буддийских стран к северу и югу от Индии, например «Бодхисаттва Авалокитешвара в ипостаси Падмапани (“Несущего лотос”)» (бронза, 12 в., Метрополитен-музей).
Из архитектурных сооружений этого периода частично сохранился комплекс буддийских монастырей и университета Наланда с его большой ступой, а также крупнейшая в Индии ступа в монастыре Пахарпур (ныне на территории Бангладеш), связанная с именем буддийского мыслителя Атиши.
Восточный Индостан
Из буддийских памятников в области Орисса (бо́льшая часть её территории ныне входит в границы штата Одиша) Ратнагири – наиболее древний комплекс, где традиция зодчества не прерывалась на протяжении многих веков. Исследовавший его Дебала Митра относит начало его строительства к 5 в. н. э. (Mitra. 1981–1983). Большая ступа (около 9 в.) здесь окружена по периметру глубокими нишами с вертикалями выступов. Ключевое сооружение – монастырь № 1 (преимущественно 8–9 вв.): его стены полностью покрыты широкими лентами орнамента, обрамляющими неглубокие ниши с изображением божеств, здесь находятся несколько больших статуй Будды Шакьямуни, фланкированных отдельно стоящими скульптурными изображениями Авалокитешвары и Ваджрапани. В постройках, возведённых после 10 в., уже ясно читается влияние индуистской архитектуры. Так, форма храма Махакалы (16 в.) с высокой башней-шикхарой типична для индуистских сооружений в г. Бхубанешвар 10–15 вв.
Среди многочисленных комплексов – также небольшая ступа в Удаягири (8 в.), по четырём сторонам которой расположены изображения татхагат; сооружения в Лалитгири, в Каруме близ Конарока, в Брахмаване близ Каланапура, монастырь возле Салипура.
Иконографические типы скульптуры, найденной в Ратнагири и в других комплексах Ориссы, многообразны. Это изображения татхагат и Ваджрасаттвы, стоящие и сидящие фигуры бодхисаттв Манджушри, Кшитигарбхи, мирные ипостаси Ваджрапани и Джамбхалы, разнообразные формы Тары и других персонажей. Многочисленны небольшие (около 1 м высотой) вотивные ступы, несущие изображения будд и бодхисаттв, а также характерный для этой области «жемчужный» орнамент различных типов. Эти ступы так же, как и Большая ступа в Ратнагири, имеют простую форму с чуть вытянутым куполом-андой и схожи с подобными сооружениями в Бхадже и Бедсе.
В 9–11 вв. в Ориссе возводились монастыри по образцу раннебуддийских сооружений этого типа (известны по остаткам монастыря в Санчи), например близ Бхубанешвара. Такие комплексы включали в себя квадратные в плане открытые дворы, окружённые по периметру небольшими помещениями, а также массивные ступы средней высоты.
Изображение Будды на территории штата Одиша также можно встретить в убранстве индуистских храмов, среди примеров – сцена паринирваны Будды на одном из фронтонов храма Парашурамешвара в Бхубанешваре (7 в.).