Стамбха
Ста́мбха [санскр. स्तम्भ – столб, колонна, ствол [дерева], от корня stambh- (stabh-) – закреплять, поддерживать; пали thamba], в индийской архитектуре – любой несущий элемент сооружения в виде вертикальной опоры. Чаще всего этот термин обозначает отдельно стоящий столб (колонну), увенчанный скульптурным изображением или флагом.
В индийской культуре стамбха может выступать в качестве символического воплощения оси мира (лат. axis mundi), соединяющей подземные воды с небесами. Истоки этих представлений – в ведийском корпусе текстов, где в рамках демиургического мифа бог Индра отделяет небо от земли; «скамбхой» здесь названа ось, поддерживающая небо, которая может быть трактована как манифестация самого божества (Irwin. 1976). В последующей традиции за Индрой закрепился титул царя богов, и он стал своего рода образцом для земных правителей, которые, установив стамбху, символически повторяли космогонический акт. Стамбха также является аналогом знамени (санскр. дхваджа), обозначая провозглашение власти и установление границ (Bisschop. 2019), в этом отношении она сближается по содержанию с триумфальной колонной в европейской традиции.
Каменные стамбхи встречаются в индийском искусстве с древности. Наиболее известны «стамбхи Ашоки», правителя (около 272–231 до н. э.) династии Маурья, хотя, вероятно, некоторые из них были созданы до него. В позднейшей буддийской литературе упоминается примерно 40 таких колонн, из которых идентифицировано менее половины. Около десяти из них несут надписи: это эдикты Ашоки на разных языках, в том числе древнегреческом и арамейском (в регионе Гандхара). В текстах сами колонны названы «каменными колоннами» (санскр. сила-стамбха) и «колоннами закона (учения)» (санскр. дхарма-стамбха). Эти колонны дошли до 21 в. в разной степени сохранности, в виде стволов и их фрагментов, а также отдельных капителей.
Скульптурные завершения колонн Ашоки представляют собой выдающиеся образцы искусства династии Маурья. Известны семь капителей из песчаника, которые с разной долей вероятности могут быть отнесены к этому периоду. Две из этих капителей (предположительно ранние) имеют завершения в виде быка и слона, остальные увенчаны фигурами львов – как одиночными, так и в составе композиций. Наиболее сохранной и сложно организованной является «Львиная капитель» из Сарнатха (штат Уттар-Прадеш; ныне хранится в Археологическом музее, Сарнатх). Как и у других, её нижняя часть выполнена в виде перевёрнутого лотоса, над которым расположена абака. Абака круглой формы украшена рельефом из чередующихся фигур льва, слона, буйвола и лошади, между которыми помещены изображения буддийского символа дхармачакра (с санскр. – колесо учения). На абаке установлены четыре протомы львов с открытыми пастями; изначально эту композицию венчала ещё одна дхармачакра. Изображение «Львиной капители» из Сарнатха было объявлено в 1950 г. национальной эмблемой Республики Индия.
Стамбхи могли располагаться рядом со ступами: известны примеры в Вайшали (штат Бихар) и Санчи (штат Мадхья-Прадеш). Стамбха с завершением в виде четырёх львиных полуфигур, вырезанная из того же скального массива, что и само святилище, расположена перед входом в чайтью в Карли (штат Махараштра; около 120). Вероятно, она также была увенчана дхармачакрой.
Со 2 в. до н. э. известны также и индуистские стамбхи. Колонна в Беснагаре (штат Мадхья-Прадеш; около 120–100 до н. э.) была воздвигнута послом греко-бактрийского царя Гелиодором, который описывается как преданный бога Васудевы, т. е. Вишну. Скульптурное завершение не сохранилось, однако в тексте, выбитом на колонне, сама она названа гаруда-дхваджа, что в переводе с санскрита означает «знамя-гаруда». Поэтому можно предположить, что изначально она была увенчана фигурой Гаруды, царя птиц, который в индуизме считается ваханой (т. е. средством передвижения) Вишну. Изображение штандарта с Гарудой встречается на рельефе ограды ступы в Бхархуте (штат Мадхья-Прадеш; последняя четверть 2 – 1-я четверть 1 вв. до н. э.). Известна также отдельно стоящая колонна (484) в вишнуитском храмовом комплексе в Эране (штат Мадхья-Прадеш) с сохранившейся скульптурой Гаруды на вершине. Традиция помещать стамбху с изображением ваханы или символа божества перед его святилищем получила развитие в архитектуре индуизма и в дальнейшем: гаруда-стамбху перед храмами Вишну можно встретить в Индии и Непале. Так, перед шиваитским храмом Кайласанатха в Эллоре (штат Махараштра; 8 в.) симметрично расположены две колонны, некогда увенчанные трезубцем (санскр. тришула), символом бога Шивы.
Надписи на стамбхах свидетельствуют, что они могли совмещать вотивные и коммеморативные функции: их часто посвящали определённому божеству, устанавливая в ознаменование какого-либо триумфа. Так, колонна в Сондхани (штат Мадхья-Прадеш), посвящённая Шиве, была возведена правителем Малвы Яшодхарманом в честь победы над предводителем эфталитов Михиракулой (около 532). Среди подобных примеров – колонны в Махакута (7 в.) и Паттадакале (754) в штате Карнатака и др.
Известны также стамбхи из металла, среди них наиболее знаменита железная колонна в Дели, чьё создание связывают с Чандрагуптой II (правил около 380–415) из династии Гуптов. Другая металлическая колонна, воздвигнутая в 11 в. правителем Бходжей из династии Парамаров, сохранилась в виде трёх фрагментов на территории соборной мечети (Лат-масджид) в г. Дхар (штат Мадхья-Прадеш).
Поскольку подобные колонны играли роль символа власти, правители могли лишать стамбхи, возведённые противниками, скульптурного завершения и перемещать их в качестве трофея. Так, делийская железная колонна была увезена из Матхуры (штат Уттар-Прадеш) и установлена в комплексе мечети Кувват уль-Ислам и минарета Кутб-Минар, заложенном при первом делийском султане Кутб ад-Дине Айбаке (правил в 1206–1210). При султане Фируз-шахе Туглаке (14 в.) в Дели были также перемещены две каменные стамбхи с эдиктами Ашоки.
Иногда стамбха может принимать вид самостоятельного архитектурного сооружения. Виджайя-стамбха (с санскр. – стамбха победы), посвящённая Вишну, на территории форта г. Читторгарх (штат Раджастхан) представляет собой девятиэтажную башню высотой около 37 м, украшенную фигуративными и орнаментальными рельефами. Её воздвиг в 15 в. правитель княжества Мевар – рана Кумбха – в честь победы над султаном Малвы. Считается, что она была сооружена под влиянием расположенной там же более ранней (13 в.) джайнской стамбхи, которая также имеет башнеобразные очертания (высота около 24 м, состоит из семи ярусов); обе представляют собой самостоятельные сооружения, не связанные с храмами (Карлова. 2019. С. 208–209).
Однако в джайнской традиции большее распространение получили стамбхи в виде колонн и столбов. Они имеют различные названия, например тьягада-стамбха (санскр. – колонна дара): среди таковых примечательна колонна Чавундарайи, министра династии Западных Гангов, в Шраванабелагола (штат Карнатака) (конец 10 в.). Она входит в архитектурный комплекс холма Виндхьягири и расположена на центральной оси его главного храма, внутри которого находится гигантская статуя персонажа джайнского пантеона Бахубали, также установленная на средства Чавундарайи (павильон над колонной – более поздняя надстройка).
Наиболее часто встречаются колонны, называемые кирти- или мана-стамбхи (санскр. – колонны славы или колонны гордости) и брахма-стамбхи, с изображениями тиртханкаров и божеств-якшей на вершине (как правило, внутри небольшого павильона с крышей на четырёх опорах). Подобные колонны установлены перед храмами того же комплекса и на соседнем с ним холме Чандрагири, а также при других джайнских святилищах Карнатаки: в Мудабидри, Камбадахалли и др.
Отдельно стоящий столб, выполняющий функции флагштока (санскр. дхваджа-стамбха, тамил. кодимарам), также распространён в джайнской и индуистской архитектуре. Подобный элемент встречается, к примеру, в храмовых комплексах южноиндийской династии Чола (9–13 вв.), где дхваджа-стамбхи представляют собой деревянные столбы, обшитые металлом, на вершине которых обычно закреплены три горизонтальные планки и подвешены колокольчики.