Нагарджуна
Нага́рджуна (санскр. नागार्जुन, буквально – Змей-древо) (2 – начало 3 вв.), буддийский мыслитель, основоположник мадхъямаки, автор её базисных текстов. Отнесён к разряду святых, или бодхисаттв, в традиции махаяны и совершенных магов, или махасиддхов, в традиции ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 300 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он происходил из брахманского рода из Южной Индии, был мастером философской полемики и медитации, автором десятков религиозных и логико-диалектических произведений; в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев к буддийским сутрам до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т. д.
В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мула-мадъямака-карика» («Коренных строф о срединности») и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались идеи ранней махаяны. «Муламадхьямака-карика» создана в конце 2 в. и входит в канонические буддийские собрания на китайском и тибетском (Тенгьюр) языках. Санскритский текст сохранился только в составе «Прасаннапады» («Ясные строки») Чандракирти, являющейся комментарием к двум вводным строфам и 447 строфам (в 27 главах) произведения Нагарджуны. Трактат представляет собой руководство по искусству логической аргументации, применяя которое, монахи-мадхьямики опровергали доктрины своих идейных противников. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий – как общефилософских (причина и условия, самосущее, время, соединение и т. д.), так и собственно буддийских (страдание, Будда-Татхагата, 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения, или пратитьясамутпада, и т. д.). Доказывая внутреннюю противоречивость и недостоверность доводов своих оппонентов, Нагарджуна методом негативной диалектики излагал учение ранней махаяны: 1) во взаимообусловленном мире нет ни одной самостоятельной сущности (ни Бога, ни Будды, ни материи, ни другой первопричины), на которую можно было бы опереться, именно поэтому мир пуст (шуньята), но и пустота пуста; 2) все теоретико-познавательные средства (праманы) недостоверны, абсолютная истина (парамартха-сатья) непостижима и невыразима.
В логико-полемическом трактате «Виграха-вьявартани» («Рассмотрение разногласий»), написанном на санскрите в метрической форме с прозаическим комментарием для каждой строфы, Нагарджуна интерпретировал махаянскую идею пустотности (шуньявада) как отсутствие собственной независимой природы, или «самосущего» (свабхава) в дхармо-частицах, словах, высказываниях и других феноменах культуры вследствие их взаимообусловленности («учение об отсутствии самосущего» – нихсвабхавада).
Сочинение «Ратнавали» («Драгоценные строфы») относится к новому жанру буддийской словесности – «наставление царю»; две трети текста сохранились на санскрите, полностью – в китайском и тибетском переводах. Излагая достоинства махаянского Пути, Нагарджуна делает упор на его социальную роль, вытекающую из новой трактовки учения о великой любви (как великого наслаждения от обретения духовных высот) и великом сострадании [как не только готовности к сочувствию и помощи другому существу, но и к накоплению добродетели (пунья) и знания (джняна), необходимому для увеличения собственных возможностей сострадать каждому здесь и сейчас].
Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается в тибето-монголо-российском и в определённой степени в китайско-японском буддизме.