Гухьясамаджа-тантра
Гухьясама́джа-та́нтра (санскр. गुह्यसमाजतन्त्र; от गुह्यसमाज, буквально – тайное сообщество), в буддизме одна из наиболее ранних тантр ваджраяны, известная приблизительно с 4 в. н. э.
Согласно традиции, эту тантру Будда Шакьямуни поведал радже Индрабхути, пожелавшему обучиться такому методу достижения пробуждения, практика которого не требовала бы отказа от богатства, жён, власти. Гухьясамаджа-тантра титулуется как «корень всех тантр» и по тибетской классификации относится к тантрам высшей йоги. Главная из «отцовских» тантр, делающих в практиках (на их завершающей стадии) ударение на аспект метода, – т. н. иллюзорное тело, в отличие от «материнских» тантр, особо прорабатывающих аспект мудрости, – т. н. ясный свет.
Гухьясамаджа-тантра практикуется во всех тибетских буддийских школах. Ныне хранителем непрерывной линии передачи этого учения является Далай-лама XIV. Классический комментарий на Гухьясамаджа-тантру – «Пять ступеней» («Панчакрама»), – написанный тантриком Нагарджуной, является основой изучения ваджраяны в тибетских монастырях. Последующая комментаторская литература, посвящённая теории и практике Гухьясамаджа-тантры, насчитывает сотни томов.
Практика Гухьясамаджа-тантры делится на две стадии – порождения (в которой йог визуализирует мандалу Гухьясамаджа-тантры) и завершения, разделяемую на пять ступеней последовательно углубляющейся медитации (отстранение тела и речи, отстранение ума, обретение иллюзорного тела, обретение ясного света и соединение иллюзорного тела и ясного света – состояние будды).
Сексуальный символизм текстов и иконография таких тантр, как Гухьясамаджа-тантра, направлены на преодоление стереотипов дуалистического воззрения. В трёхступенчатой иерархии стадий духовного развития практикующего это означает соединение тонких энергий («ветров») и сознания (уровень основы), метода и мудрости (уровень пути), иллюзорного тела и ясного света (уровень плода).