Брянцев Дмитрий Александрович
Бря́нцев Дми́трий Алекса́ндрович (18.2.1947, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – не ранее 28.6.2004, Прага; похоронен в 2008 в Москве на Троекуровском кладбище), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1989).
В 1966 г. окончил Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (педагог Н. А. Зубковский), в 1977 г. – балетмейстерский факультет ГИТИСа (педагоги А. А. Лапаури, Е. Я. Чанга). В 1966–1977 гг. солист Хореографического концертного ансамбля СССР «Молодой балет» (с 1971 Концертный ансамбль СССР «Классический балет»). В 1976 г. поставленная Брянцевым миниатюра «Зарождение» на музыку А. Пярта удостоена 2-й премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве.
Первая крупная постановка – программа «Хореографические новеллы» на музыку П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. Пёрселла, Ф. Пуленка и др. (1977, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова).
Известность Д. А. Брянцеву принесли оригинальные телевизионные балеты с участием Е. С. Максимовой: «Галатея» (с музыкой Т. И. Когана на темы Ф. Лоу, 1977) и «Старое танго» с музыкой Когана (1979; оба – режиссёр А. А. Белинский, «Лентелефильм»), в которых он заявил о себе как о балетмейстере-комедиографе, тонко чувствующем жанр и стилистику телебалета, тяготеющем к действенному танцу и созданию пластического портрета персонажа. Комедийную тему развивала следующая постановка – «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (1979, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, совместно с О. М. Виноградовым; в 1980 – новая редакция в Большом театре, Москва).
В 1981–1985 гг. балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова: «Страница прошлого» на музыку Д. Д. Шостаковича (1982), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1981; 1982 – Софийская народная опера, 1983 – Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1985 – Римская опера).
С 1985 г. главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где поставил «Вечер современной хореографии» на музыку Э. Джона, К. Дебюсси, Ф. Шопена, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, С. В. Рахманинова, Б. Бартока (1987) и 17 балетов, среди которых: «Браво, Фигаро!» на музыку Дж. Россини в свободной обработке Т. И. Когана, «Девять танго и... Бах» на музыку А. Пьяццоллы и И. С. Баха, «Оптимистическая трагедия» М. Б. Броннера (все – 1985), «Скифы» на музыку С. С. Прокофьева, «Лебединая песня» на музыку Э. Шоссона (оба – 1988), «Корсар» А. Адана и др. (1989), «Одинокий голос человека» на музыку А. Вивальди, Н. Паганини, О. Китаро (1990), «Журавли» на музыку Китаро (1991), «Отелло» А. Д. Мачавариани (1994), «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена (1995; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», 1996), «Укрощение строптивой» Броннера (1996), «Суламифь» В. В. Бесединой (1997), «Цирк приехал» на музыку К. Сен-Санса и Бесединой (2002).
В 1994–1995 гг. также главный балетмейстер санкт-петербургского Театра камерного балета (в этом театре в феврале 1995, за 3 месяца до громкой московской премьеры, была представлена первая версия «Призрачного бала» на музыку Ф. Шопена).
Среди других постановок: «Трудный характер» на музыку С. С. Прокофьева (1976), «Романс» на музыку Г. В. Свиридова (1981), «Белый клоун» на музыку Э. Морриконе (1983), «Пробуждение чувств» на музыку В. Беллини (1996).
Один из ведущих отечественных хореографов конца 20 – начала 21 вв., Д. А. Брянцев стремился к тематическому и жанровому разнообразию (от комедии до трагедии, от многоактного спектакля до балетной миниатюры, от стилизации классики до оригинальной современной пластики), предпочитая сюжетный балет, насыщенный действием. Обогащал лексику классического танца элементами фольклора, бытового и эстрадного танца, свободной пластики.
Ставил танцы в операх, драматических спектаклях, опереттах, кинофильмах и т. д.
С 1986 г. преподавал в ГИТИСе (профессор с 2001).
Премия Москвы в области литературы и искусства (1997).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь балета» (1998).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1998).
Трагически погиб во время частной поездки в Прагу.
В 2009 г. Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко возобновил одноактный балет «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена в рамках программы «Шедевры хореографии ХХ века»; в 2018 г. спектакль вошёл в программу одноактных балетов «Брянцев/Гёке/Нахарин».