Мендис да Роша Паулу
Ме́ндис да Ро́ша Па́улу (Паулу Аршиас Мендис да Роша, Paulo Archias Mendes da Rocha) (25.10.1928, Витория, штат Эспириту-Санту – 23.5.2021, Сан-Паулу), бразильский архитектор.
Окончил в 1954 г. архитектурный факультет Университета Макензи в Сан-Паулу. Выиграл конкурс на проект комплекса спортивного клуба «Паулистану» (построен в 1958), состоявшего из стадиона новаторской конструкции, совмещённого с многофункциональным общественным пространством. Пластичность его объёмов напоминает о постройках О. Нимейера и А. Э. Рейди, но использование необработанного бетона и более массивных форм отразило влияние сан-паульской архитектурной школы и её центрального представителя Ж. Вилановы Артигаса. В русле этого направления развивалось всё творчество Мендиса да Роша (например, собственный дом в Сан-Паулу, 1964; стадион «Серра Дорада» в Гоянии, 1975; часовня Святого Петра в Кампус-ду-Жордан, 1988; художественная галерея «Леми» в Сан-Паулу, 2004), хотя его отличают более динамичные и монолитные формы.
Мендис да Роша видел задачу архитектуры в удовлетворении материальных и эстетических потребностей человека, а суть архитектурного проектирования – в синтезе функции и формы. Внимание к социальным проблемам проявилось в его проектах доступного жилья [массив «Зезинью Магальяйнс Праду» на окраине Сан-Паулу (конец 1960-х – 1970-е гг., совместно с Вилановой Артигасом и др.; возведён из сборных деталей промышленного производства; свободный план ансамбля с развитой инфраструктурой и рекреационными зонами), комплекс в Валлекасе в Мадриде (2007; совместно с архитектурным бюро Estudio Bellosillo) и др.] и общественных сооружений (Центр государственных услуг в Сан-Паулу, 2000, совместно с бюро MMBB). Тема взаимодействия архитектуры с ландшафтом нашла выражение в таких постройках, как павильон Бразилии на Всемирной выставке 1970 г. в Осаке (совместно с архитектором Ф. Моттой и др.) и Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу (1987–1995, совместно с Р. Бурле Марксом). Мендис да Роша обратился к проблеме создания городского общественного пространства в проектах реконструкции площади Праса-ду-Патриарка в центре Сан-Паулу (2002) и многофункционального комплекса в Ресифи (2006). Занимаясь реконструкцией исторических зданий, он обнажал кирпичную кладку, убирал перекрытия и заменял их новыми конструкциями, таким образом приближая постройку к формам архитектуры конца 20 – начала 21 вв. (Государственная художественная галерея в Сан-Паулу, 1998; часовня в комплексе музея-мастерской Ф. Бреннанда в Ресифи, 2006).
Работал как дизайнер (серия кресел и шезлонгов из ткани и металлических трубок «Паулистану», 1957).