Амарал Тарсила ду
Амара́л Тарси́ла ду (Тарсила ди Агиар ду Амарал, Tarsila de Aguiar do Amaral) (1.9.1886, Капивари, штат Сан-Паулу – 17.1.1973, г. Сан-Паулу), бразильская художница. Одна из важнейших представительниц модернизма в Бразилии.
Дочь землевладельца и кофейного магната Жозе Эстанислау ду Амарал Филью; дед по линии отца был владельцем нескольких больших компаний в г. Сан-Паулу, сельскохозяйственных угодий и более 400 рабов, за что получил прозвище Миллионер. Юная Т. ду Амарал проводила часть года на принадлежавшей её семье фазенде, где могла познакомиться с национальным фольклором и деревенским укладом жизни, а остальное время – в Сан-Паулу, где французская гувернантка обучала её иностранным языкам, этикету и игре на фортепиано. Затем будущая художница посещала занятия в колледже Сион, а в 1902 г. родители отправили её на два года в колледж Саградо-Корасон в Барселоне.
По возвращении в Брализию в 1904 г. она вышла замуж за кузена своей матери, Лидии Диаc ди Агиар ду Амарал, Андре Тейшера Пинту и поселилась с ним в одном из поместий своей семьи. В этом браке родился единственный ребёнок художницы, дочь Дулче ду Амарал Пинту (1906–1966). В 1916 г., после развода с мужем и переезда в Сан-Паулу, ду Амарал обратилась к художественному образованию: брала уроки ваяния у шведского скульптора В. Цадига, затем училась у известного живописца Педру Алешандрину, а в 1919 г. – у немецкого художника Г. Фишер-Эльпонса. В 1920 г. уехала с дочерью в Париж, где посещала сначала Академию Жюлиана, а позже обучалась у Э. Ренара. В феврале 1922 г. её картина «Фигура» (позже переименована автором в «Паспорт»; 1922, частное собрание) экспонировалась в парижском Салоне французских художников, но вплоть до возвращения ду Амарал в Бразилию в июле того же года её художественный стиль оставался скорее робким, тяготеющим к академическим нормам.
В Сан-Паулу художница А. Малфатти познакомила ду Амарал с писателями-модернистами П. Менотти дель Пиккья, М. ди Андради и О. ди Андради, находившимися в эпицентре бразильского авангарда (в феврале 1922 в Сан-Паулу состоялась Неделя современного искусства, поразившая сообщество интеллектуалов: в её организации все три писателя и Малфатти принимали активное участие). Они объединились в «Группу пятерых» (1922–1929). Ду Амарал написала портреты М. ди Андради (1922, Государственные фонды, Дворец Боа-Виста, Сан-Паулу) и О. ди Андради (1922, частная коллекция), в которых уже заметно влияние модернистских течений. С Освалдом ди Андради у Тарсилы начались любовные отношения (состояли в браке в 1926–1929).
В 1923 г. ду Амарал вернулась в Париж, где погрузилась в авангардную среду: брала уроки у А. Глеза, А. Лота, занималась в мастерской Ф. Леже. К ней приехал из Сан-Паулу О. ди Андради, и пара познакомилась с поэтом Блезом Сандраром, который представил их Жану Кокто, Э. Сати, К. Бранкузи и др. Тогда же Амарал создала одно из своих основополагающих произведений «Негритянка» (1923, Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу). В этот период у неё складывалось восприятие себя как бразильской художницы; начались работа с национальными темами и поиски художественного своеобразия.
В 1924 г. ду Амарал вместе с Блезом Сандраром, О. ди Андради, М. ди Андради и другими совершила большое путешествие по Бразилии. Они посетили карнавал в Рио-де-Жанейро, осмотрели постройки архитектора Алейжадинью в штате Минас-Жерайс. В путешествии ду Амарал сделала более ста набросков и этюдов, этот материал впоследствии лёг в основу её работ периода «бразильской древесины», посвящённых ландшафтам Бразилии (1924–1926). Период именуется по названию «Манифеста поэзии бразильской древесины» О. ди Андради («Manifesto da poesia pau-brasil», 1924) и одноимённого сборника его стихотворений, опубликованного в том же году с иллюстрациями ду Амарал. Манифест провозглашал бразильскую культуру «экспортным товаром», который способен влиять на другие страны; под «бразильской древесиной» имелся в виду фернамбук – древесина цезальпинии ежовой, самый первый товар, который стали вывозить колонизаторы-португальцы (от другого его названия – «пау-бразил», как считается, произошёл топоним «Бразилия»).
Для живописи ду Амарал этого периода характерны красочная палитра, упрощённые формы и декоративная композиция: художница вдохновлялась народным искусством. В 1924 г. вышел посвящённый путешествию по Бразилии сборник поэм Сандрара «Путевые листы» («Feuilles de route») с иллюстрациями ду Амарал; для обложки использован рисунок к картине «Негритянка». Её работы 1924–1926 гг. отличаются ярким «деревенским» колоритом и влиянием кубизма, выразившимся в геометризации фигур и трактовке пространства: «Рыбак» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Пейзаж с быком» (Институт-дом Р. Маринью, Рио-де-Жанейро), «Рынок II» (частное собрание; все – 1925).
В 1926 г. в Париже, в галерее Персье прошла выставка работ ду Амарал. Картину «Кука» (1924; изображено мифологическое существо типа кикиморы) художница подарила Музею Гренобля (полотно находится там и в начале 2020-х гг.).
На картине ду Амарал «Абапору» (1928, Музей латиноамериканского искусства, Буэнос-Айрес) представлен сидящий человек на фоне пустынного нереального пейзажа; его единственная изображённая нога и правая рука непропорционально огромны, а голова, напротив, крошечная. Фигура не наделена признаками пола и расы, однако после создания картины «Антропофагия» (см. ниже), фигура «людоеда» стала восприниматься как мужская по контрасту со второй – явно женской. Полотно «Абапору» вдохновило О. ди Андради на «Антропофагический манифест» и создание движения антропофагии. Оно представляет бразильскую культуру как «каннибальскую», которая формируется, поглощая и переваривая другие культуры, в первую очередь европейскую – как современную, так и культуру колониального прошлого страны (эта концепция сохраняет актуальность и в начале 21 в.). «Абапору» стало самым значимым произведением ду Амарал и получило культовый статус в искусстве Бразилии 20 в. В картине «Антропофагия» (1929, Фонд Жозе и Паулины Немировски в Пинакотеке штата Сан-Паулу, Сан-Паулу) ду Амарал объединила персонажей своих работ «Негритянка» и «Абапору», создав метафору бразильской культуры: женская фигура воплощает её африканскую составляющую, фигура Абапору – автохтонную индейскую.
В 1928–1929 гг. ду Амарал создала серию работ, в которых заметно влияние сюрреализма; палитра стала более сдержанной, ушла многофигурность, характерная для предыдущего периода: «Дистанция» (1928, Фонд Жозе и Паулины Немировски в Пинакотеке штата Сан-Паулу), «Уруту» (ядовитая змея из рода ботропсов; 1928, коллекция Асис-Шатобриана в Музее современного искусства, Рио-де-Жанейро), «Луна» (1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
После 1929 г., пережив развод с О. ди Андради и испытывая финансовые трудности в связи с экономическим кризисом в Бразилии и в мире, ду Амарал увлеклась коммунистическими идеями. В 1931 г. она отправилась в СССР вместе со своим новым спутником, врачом и интеллектуалом Осориу Сезаром. С помощью жившего и работавшего во Франции советского критика С. М. Ромова она организовала выставку в московском Музее нового западного искусства, который приобрёл её картину «Рыбак» (1925, ныне в Эрмитаже) за 5 тыс. рублей. Эти деньги позволили ду Амарал продолжить путешествие по Советскому Союзу. В следующие три года она написала ряд картин на социальные темы: «Рабочие» (1933, Коллекция культуры и искусства Дворца правительства штата Сан-Паулу, Сан-Паулу), «Второй класс» (1933, частное собрание) и др. Рисунки, сделанные во время путешествия по СССР, использованы для иллюстрации книги О. Сезара «Где правит пролетариат…» («Onde o proletariado dirige...», 1932).
В дальнейшем ду Амарал работала в стиле, близком к разработанному ею в период «бразильской древесины», иллюстрировала книги [«Два письма в моей судьбе» С. Миллета («Duas cartas no meu destino»), 1941; «Песни тёмной улицы» Л. Мартинса («Cantigas da rua escura»), 1950; «Брюнеточка» Ж. М. ди Маседу («A Moreninha»), 1952, и др.], создавала настенные росписи («Процессия», 1954, Центр культуры, Сан-Паулу), писала эссе об искусстве, участвовала в групповых выставках в Бразилии и за рубежом, экспонировала свои работы в крупнейших музеях на родине. Участвовала в биеннале в Сан-Паулу (1963, 1973, 1979, 1987), в Венецианской биеннале (1964).