Кампана
Кампа́на (Campana), бразильские промышленные дизайнеры; братья.
Умберто Кампана (Умберту Кампана; Humberto Campana) (род. 17.3.1953, Риу-Клару, штат Сан-Паулу), получил юридическое образование в Университете Сан-Паулу (1972–1977). Юридическая карьера его, однако, не привлекала, и вместо работы по специальности он посещал выставки современного искусства и классы по скульптуре, ювелирному делу и керамике. В 1983 г. У. Кампана открыл небольшую студию, где продавал декорированные ракушками зеркала.
Фернандо Кампана (Фернанду Кампана; Fernando Campana) (19.5.1961, Бротас, штат Сан-Паулу – 16.11.2022, Сан-Паулу), окончил архитектурный факультет колледжа искусств Сан-Паулу (1979–1981). Присоединился к работе в мастерской У. Кампана. В 1984 г. братья основали совместную студию Estudio Campana.
Первый получивший известность проект Ф. и У. Кампана – коллекция «неудобных» металлических стульев «Desconfortáveis», представленная в 1989 г. на выставке в галерее Nucleon 8 в Сан-Паулу. В той же галерее на выставке «Edição 93» в 1993 г. дизайнеры показали «Azul Rope Chair»: обмотанный синими верёвками стальной каркас кресла. Впоследствии Кампана использовали эту технику при создании обвитого красным шнуром кресла «Vermelha» (с 1998 производится итальянской мебельной компанией Edra). Кампана оригинально сочетали материалы, в их арсенале – дерево, пластик, стекло, керамика, текстиль, металл, натуральная кожа.
Кампана создавали предметы дизайна из вторично используемых материалов, т. к. в своих работах затрагивали проблему бедности в Бразилии и ценили изобретательность населения в создании предметов быта из подручных средств. Так, кресло «Favela», собранное из щепок, отсылает к бразильским трущобам (1991; производится Edra с 2002); коллекция столов «Cobogó» выполнена из бразильского перфорированного керамического кирпича кобого (2009); коллекция мебели «Sushi» декорирована узорами из закрученных, подобно суши, в красочные водовороты лоскутов (с 2002), а в коллекции кресел «Pirarucu» использована дублёная кожа рыбы арапаймы, обитающей в бассейне реки Амазонки (2015; бразильские индейцы называют её пираруку). Для коллекции мебели «TransPlastic» Кампана встроили остовы пластиковых стульев в сплетённые из волокна дерева амате (из рода фикусов) «чехлы» (2007), в коллекции «Detonado» использовали соломку из плетёных стульев по типу, разработанному М. Тоне (2015), а шкаф «Maracatu» в виде подвесного кокона выполнили из обрезков кожи (2012).
Дизайн Кампана тесно связан с бразильской культурой. Хаотичная застройка и пёстрая жизнь Сан-Паулу – источник вдохновения для дизайнеров. Обратившись к архитектуре и скульптуре национальной школы барокко 17–18 вв., Кампана создали коллекцию мебели и предметов интерьера «Brazilian Baroque» с ажурными растительными и животными орнаментами из позолоченной бронзы (с 2011). Фольклорные мотивы появились в лимитированной коллекции «Cangaço», созданной совместно с ремесленником Э. Селейру, семья которого на протяжении нескольких поколений производит изделия из кожи (2015). Предметы мебели причудливых форм – софа, кресло, стул, шкаф, книжная полка, зеркало – обиты кожей с яркими геометрическими орнаментами, напоминающими декор одежды кангасейро – бандитов-кочевников северо-восточной части Бразилии 19 – начала 20 вв.Дизайнеры отрицали сухой рационализм и функциональность, их проектам присущи элементы китча и игры: это отразилось в коллекциях диванов и кресел «Stuffed toys», составленных из мягких игрушек (c 2002), керамики с пёстрыми узорами «Euro Tropiques» (2011), мебели и предметов интерьера «Noah», созданных из фигурок животных (2017–2019).
Братья Кампана также оформляли интерьеры (кафе в Городском театре Сан-Паулу и кафе Музея Орсе в Париже, оба 2011; вестибюль Музея дизайна в Хертогенбосе, 2013), занимались ландшафтным дизайном («Бамбуковый собор», фазенда Катусаба, Сан-Луис-ду-Парайтинга, Сан-Паулу, 2013), дизайном одежды и аксессуаров, выступали в роли костюмеров и сценографов (спектакль «Метаморфозы» Национального балета Марселя, 2009). Братья сотрудничали с компаниями Venini, Lacoste, Fendi, Alessi, Baccarat, Melissa.
В 2009 г. Ф. и У. Кампана основали в Сан-Паулу Институт Кампана, его цель – поддержка местных мастеров, возрождение и сохранение национальных ремёсел, а также социальная интеграция подростков из фавел с помощью образовательных программ и создания ими предметов дизайна из подручных материалов.