#Искусство и архитектура Бразилии
Искусство и архитектура Бразилии
Тег

Искусство и архитектура Бразилии

Искусство и архитектура Бразилии
Найденo 8 статей
Алейжадинью. Церковь Сан-Фран­си­ску-ди-Асис, Ору-Прету. 1766–1794
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Бразилия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Брази́лии, художественная культура Бразилии. В начале колониального периода живопись, скульптура и зодчество Бразилии сочетали в себе мотивы Возрождения (преимущественно его португальского варианта) и маньеризма; барокко распространилось к концу 17 в. Строились крепости и города; богатым декором покрывались фасады церквей; в их интерьерах позолоченные деревянная резьба и лепнина сочетались с росписями и алтарями-ретабло. Среди крупнейших мастеров барокко – архитектор М. Ф. Лисбоа и его сын, архитектор и скульптор Алейжадинью (А. Ф. Лисбоа). В 19 – начале 20 вв. архитектура развивалась в русле классицизма и эклектики, изобразительное искусство следовало международным тенденциям. К высоким достижениям мировой культуры относится бразильская архитектура модернизма (работы Г. Варшавчика, О. Нимейера, Л. Косты, Р. Бурле Маркса, А. Э. Рейди и др.; застройка столицы страны г. Бразилиа).
Живописцы
Амарал Тарсила ду
Амара́л Тарси́ла ду (1886–1973), бразильская художница, одна из важнейших представительниц модернизма в Бразилии. Используя методы кубизма и сюрреализма, разработала собственный художественный язык, который значительно повлиял на формирование национального своеобразия в современном бразильском искусстве. Среди ключевых работ: «Негритянка» (1923, Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу), «Абапору» (1928, Музей латиноамериканского искусства, Буэнос-Айрес), «Антропофагия» (1929, Фонд Жозе и Паулины Немировски в Пинакотеке штата Сан-Паулу, Сан-Паулу). Её творчество повлияло на движение антропофагии в бразильской культуре. Т. ду Амарал увлекалась коммунистическими идеями, в 1931 г. посетила СССР.
Тарсила ду Амарал. 1920
Архитекторы, градостроители
Мендис да Роша Паулу
Ме́ндис да Ро́ша Па́улу (1928–2021), бразильский архитектор. Задачи архитектуры видел в удовлетворении материальных и эстетических потребностей человека, а суть архитектурного проектирования – в синтезе функции и формы. Автор проектов доступного жилья (массив «Зезинью Магальяйнс Праду» на окраине Сан-Паулу, конец 1960-х – 1970-е гг., совместно с Ж. Вилановой Артигасом), общественных сооружений (стадион «Серра Дорада» в Гоянии, 1975; Центр государственных услуг в Сан-Паулу, 2000). Занимался проблемами общественного городского пространства (реконструкция площади Праса-ду-Патриарка в центре Сан-Паулу, 2002), реконструкцией исторических зданий (Государственная художественная галерея в Сан-Паулу, 1998), дизайном (серия кресел и шезлонгов из ткани и металлических трубок «Паулистану», 1957).
Паулу Мендис да Роша. Реконструкция площади Праса-ду-Патриарка, Сан-Паулу. 2002
Живописцы
Портинари Кандиду
Портина́ри Канди́ду (1903–1962), бразильский живописец и график. Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, творчества П. Пикассо, мексиканского мурализма. Основоположник бразильской монументальной живописи (росписи и панно из керамических плиток-азулежу на исторические и социальные темы в Министерстве образования в Рио-де-Жанейро, 1936–1944; панно «Война» и «Мир» для здания ООН в Нью-Йорке, 1953–1957). Автор картин, посвящённых жизни простых людей («Кофе», 1935, Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро), портретов (Р. Роллан, 1936), иллюстраций для книг («Посмертные записки Браса Кубаса» Ж. Машаду ди Ассиса, 1944). Международная премия мира (1950).
Кандиду Портинари. Кофе. 1935
Архитекторы, градостроители
Нимейер Оскар
Ниме́йер О́скар (1907–2012), бразильский архитектор, почётный член Академии художеств СССР (1983). Один из основателей бразильской школы современной архитектуры. Стремился к пластическому богатству форм в проектах сооружений, преимущественно железобетонных: комплекс построек в Пампулье (1942–1943), застройка г. Бразилиа (с конца 1950-х гг.), штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже (проект 1965; 1967–1971, завершена в 1979–1980), ансамбль университета Ментури в Константине в Алжире (1974), Музей современного искусства в Нитерое (1996). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1963), командор ордена Почётного легиона (2007), орден Дружбы (2007).
Оскар Нимейер. Здание Национального конгресса, Бразилиа. 1960
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Кампана
Кампа́на, бразильские промышленные дизайнеры; братья. Умберто (род. 1953) и Фернандо (1961–2022) Кампана создавали предметы коллекционного дизайна из вторично используемых материалов: верёвок, щепок, стволов бамбука, переработанного текстиля, мягких игрушек и т. д. Их источники вдохновения – бразильская культура и городская жизнь Сан-Паулу. Занимались возрождением и сохранением национальных ремёсел в созданном ими Институте Кампана в Сан-Паулу (2009).
Дизайнеры Умберто (стоит) и Фернандо (сидит в кресле из коллекции «Vermelha») Кампана в своей студии. Сан-Паулу. 2016
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Барокко минейро»
«Баро́кко мине́йро» (португ. barroco mineiro; «барокко Минас-Жерайс», barroco Minas Gerais), стиль бразильской архитектуры, скульптуры и монументальной живописи начала 18 – начала 19 вв., отличавшийся особой пышностью. Возник на территории современного штата Минас-Жерайс, когда там началась добыча золота, а также алмазов. Объединил в себе черты позднего барокко и рококо, а также художественные традиции Африки, которые принесли с собой африканские рабы; их потомки были как среди авторов, так и среди заказчиков произведений в русле «барокко минейро». Главными центрами стиля стали города Ору-Прету, Диамантина, Серро, Мариана, Тирадентис, Сабара, Сан-Жуан-дел-Рей, где часто по заказу религиозных братств мирян-католиков возводились крупные религиозные постройки из необожжённого кирпича, дерева, талькохлорита и известняка. Предпочтение отдавалось многоугольным и криволинейным формам в планировке, трактовке объёмов и очертаний проёмов (овальным, круглым, ромбовидным и др.). Крупнейшими архитекторами и скульпторами «барокко минейро» выступили П. Гомис Шавис, Ф. ди Лима Серкейра, Алейжадинью. Фасады и интерьеры богато украшались скульптурой из талькохлорита и дерева, а также иллюзионистическими росписями плафонов и алтарными образами (живописцы Ж. Суарис ди Араужу, М. да Коста Атаиди и многие другие мастера).
Искусство
Архитекторы, градостроители
Портинью Кармен
Порти́нью Ка́рмен (Carmen Portinho) (1903–2001), бразильский инженер и градостроитель. Жила и работала в Рио-де-Жанейро. Третья женщина, получившая в Бразилии диплом инженера (1926, Университет Рио-де-Жанейро), и первая – градостроителя (1939, Университет Федерального округа; дипломный проект – планировка новой столицы страны в русле идей Ле Корбюзье). С 1926 г. работала инженером при префектуре Федерального округа. В 1945 г. посетила Великобританию, изучила реконструкцию разрушенных во Вторую мировую войну городов, в первую очередь жилого фонда. В 1947–1959 гг. возглавляла созданный ею при префектуре отдел социального жилья, в том числе занималась проектом массива на холме Педрегулью (1952, архитектор – её муж, А. Э. Рейди). С 1951 г. заместитель директора Музея современного искусства, с 1954 г. руководила строительством его нового здания (по проекту Рейди). В 1967–1988 гг. директор Высшей школы промышленного дизайна. Сторонница феминизма, с рубежа 1910-х – 1920-х гг. вела борьбу за права женщин (участие в выборах, доступ к образованию, облегчение домашнего труда и т. д.).
Искусство