«Барокко минейро»
«Баро́кко мине́йро» (португ. barroco mineiro; «барокко Минас-Жерайс», barroco Minas Gerais), стиль бразильской архитектуры, скульптуры и монументальной живописи начала 18 – начала 19 вв., отличавшийся особой пышностью. Возник на территории современного штата Минас-Жерайс, когда там началась добыча золота, а также алмазов. Объединил в себе черты позднего барокко и рококо, а также художественные традиции Африки, которые принесли с собой африканские рабы; их потомки были как среди авторов, так и среди заказчиков произведений в русле «барокко минейро». Главными центрами стиля стали города Ору-Прету, Диамантина, Серро, Мариана, Тирадентис, Сабара, Сан-Жуан-дел-Рей, где часто по заказу религиозных братств мирян-католиков возводились крупные религиозные постройки из необожжённого кирпича, дерева, талькохлорита и известняка. Предпочтение отдавалось многоугольным и криволинейным формам в планировке, трактовке объёмов и очертаний проёмов (овальным, круглым, ромбовидным и др.). Крупнейшими архитекторами и скульпторами «барокко минейро» выступили П. Гомис Шавис, Ф. ди Лима Серкейра, Алейжадинью. Фасады и интерьеры богато украшались скульптурой из талькохлорита и дерева, а также иллюзионистическими росписями плафонов и алтарными образами (живописцы Ж. Суарис ди Араужу, М. да Коста Атаиди и многие другие мастера).