Нимейер Оскар
Ниме́йер О́скар, Оскар Рибейру ди Алмейда Нимейер Суарис Филью (Oscar Niemeyer, Oscar Ribeiro de Almeida Niemeyer Soares Filho) (15.12.1907, Рио-де-Жанейро – 5.12.2012, там же), бразильский архитектор, почётный член Академии художеств СССР (1983). Окончил Национальную школу изящных искусств в Рио-де-Жанейро (1929–1934), где учился у Л. Косты. С 1932 г. работал в его архитектурной мастерской, вместе с ним участвовал в проектировании здания Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943, совместно с А. Э. Рейди, Р. Бурле Марксом и др., ныне Дворец культуры имени Г. Капанемы), тогда же познакомился с идеями модернизма в интерпретации Ле Корбюзье, бывшего консультантом этого проекта.
Первой крупной самостоятельной работой Нимейера стал комплекс в Пампулье, близ Белу-Оризонти, заказанный Ж. Кубичеком (1942–1943; включён в список Всемирного наследия): казино, ресторан, танцевальный зал, яхт-клуб, церковь Сан-Франсиску с панно из традиционных изразцов – азулежус на фасаде (художник К. Портинари), расположенные вокруг искусственного озера, в зелёной зоне (её планировка – 1941–1944, ландшафтный архитектор Бурле Маркс), сочетают принципы современного движения и элементы тропического модернизма; скульптурные, криволинейные объёмы максимально используют возможности железобетона. Отель «Гранди» в Ору-Прету (середина 1940-х гг., ландшафтный архитектор Бурле Маркс) – пример модернистского сооружения, гармонично вписанного в застройку 18 в. В 1947 г. Оскар Нимейер принял участие в проектировании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (возведена в 1949–1950). Масштабное многоквартирное здание «Копан» в Сан-Паулу (высота – 115 м; 1160 квартир; проект – 1951–1954, реализация – 1957–1966), небольшая собственная вилла «Каноас» в Рио-де-Жанейро (1953, ландшафтный архитектор Бурле Маркс), нереализованный проект Музея современного искусства в Каракасе в виде перевёрнутой пирамиды (середина 1950-х гг.) равно демонстрируют принципы свободного формообразования, характерные для всего творчества мастера.
В 1956 г. Ж. Кубичек, ставший президентом Бразилии, назначил Нимейера главным архитектором отдела архитектуры и градостроительства государственной корпорации Novacap, занимавшейся строительством новой столицы – Бразилиа (включена в список Всемирного наследия). Архитектор провёл конкурс на градостроительное решение города, в котором победил Л. Коста, а также занялся проектированием ключевых общественных зданий: железобетонные скульптурные объёмы Дворца Рассвета (Дворец Алворада; резиденция президента республики, 1958–1959), Национального конгресса (1960), Верховного суда (1960), Министерства иностранных дел (Дворец Итамарати; 1966), кафедрального собора (строительство в основном – 1958–1960; освящён и официально завершён в 1970; витражи, 1990, художница М. Перетти; баптистерий овальной формы, 1970) и многих других сооружений рассчитаны на восприятие издалека, с широких проспектов и площадей Бразилиа; сложные, намеренно нецелесообразные формы «формалистических» построек Нимейера требовали также сложного инженерного решения.
В Берлине архитектор построил жилой дом для образцового района выставки «Интербау» (1957; т. н. Ганзейский квартал). В 1960-е – 1980-е гг. он много работал за пределами Бразилии, что было связано с установлением в стране неблагоприятного для Нимейера-коммуниста режима военной диктатуры (1964–1985); в 1965 г. он эмигрировал во Францию и поселился в Париже. В этот период построены Международный выставочный комплекс в Триполи в Ливане (оставшийся частично реализованным проект 1962; строительство остановлено в 1975 в связи с началом Гражданской войны 1975–1990), штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже (проект 1965; 1967–1971, завершено в 1979–1980; совместно с архитектором П. Шеметовым, инженером Ж. Пруве и др.), здание издательства Mondadori в Милане (проект 1968; строительство закончено в 1975), ансамбль Университета Ментури в Константине в Алжире (1974), комплекс «Вулкан» в Гавре (Национальный культурный центр; 1982) и др. Создан генплан г. Алжир (1968) и ряда французских городов.
По возвращении в Бразилию в 1985 г. Нимейер, преимущественно применяя железобетон, создавал ансамбли, соединяющие «монументы» и утилитарные сооружения («Самбодром» в Рио-де-Жанейро, 1983–1984; Мемориал Латинской Америки в Сан-Паулу, 1989), использовал всё более упрощённые криволинейные объёмы (Музей современного искусства, 1996, Народный театр имени О. Нимейера, 2007, ныне оба – в составе ансамбля «Дорога Нимейера» в Нитерое, 2000-е гг.; Музей О. Нимейера в Куритибе, 2002; концертный зал в Равелло, Италия, 2010, башня цифрового телевидения в Бразилиа, 2012, и многие другие сооружения), особенно часто – форму полусферы (Национальный музей имени Онестину Гимарайнша в Бразилиа, 2006; Международный культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе в Испании, 2010, и др.). Шарообразную форму имеет столовая для рабочих машиностроительного завода Kirow в Лейпциге (проект – 2011, реализация – 2020). Также среди поздних сооружений – Национальная библиотека в Бразилиа (2006), комплекс правительства штата Минас-Жерайс «Административный городок президента Танкреду Невиса» в Белу-Оризонти (2013).
Занимался дизайном мебели, работал как скульптор. Автор повести «Перед лицом небытия» («Diante do nada», 1999), сборника рассказов «Напрямую» («Sem rodeios», 2006).
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1963), Притцкеровская премия (1988), Премия принца Астурийского (1989), «Золотой лев» Венецианской биеннале (1996), Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (1998), Praemium Imperiale (2004), командор ордена Почётного легиона (2007), орден Дружбы (2007).
С 2016 г. каждые два года вручается латиноамериканская архитектурная премия Оскара Нимейера (основана Сетью латиноамериканских биеннале архитектуры, REDBAAL).