Браун Джуниус
Бра́ун Джу́ниус, Джуниус Флэг Браун (Junius Flagg Brown) (3.8.1902, Денвер, штат Колорадо – 14.10.1970, Бомонт, штат Калифорния), американский психолог, разделявший позиции гештальтпсихологии; исследователь восприятия, а также уровней реальности/ирреальности в жизненном пространстве личности, социальный психолог, клинический психолог. В своей работе пытался объединить теорию поля К. Левина, психоанализ и марксизм.
Отец – Гарри Браун, банкир, мать – Сюзан Гейлорд. Обучался в Йельском университете, где получил степени бакалавра (1925) и доктора философии (1929). По стипендии Национального исследовательского совета США занимался исследованиями в Институте психологии Берлинского университета (1925–1927, 1929–1930). Здесь он познакомился с гештальтпсихологией, его учителями стали М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Левин.
Работа в Институте психологии Берлинского университета
Исследовательская работа Брауна берлинского периода в основном касалась двух тем. Во-первых, под руководством В. Кёлера он изучал зрительное восприятие скорости движения объектов. Браун обнаружил феномен транспозиции: изменение размеров движущегося объекта и его окружения меняет воспринимаемую скорость. Результаты исследований представлены в трёх статьях, опубликованных в журнале Psychologische Forschung («Психологические исследования») (Brown. 1927; Brown. The Visual Perception of Velocity. 1931; Brown. The Thresholds for Visual Movement. 1931).
Во-вторых, в рамках программы К. Левина Браун исследовал проблему слоёв (уровней) реальности/ирреальности в жизненном пространстве человека. До этого они были описаны в работах Т. В. Дембо [исследование проведено в 1925–1928, опубликовано в 1931; в своей работе Дембо выразила Дж. Брауну благодарность «за дружескую помощь» (Dembo T. Der Ärger als dynamisches Problem // Psychologische Forschung. 1931. Bd. 15, № 1/2. S. 10)], Ф. Хоппе (исследование закончено в 1928, опубликовано в 1930) и самого Левина (1931). Работа Брауна «О динамических свойствах слоёв реальности и ирреальности» («Über die dynamischen Eigenschaften der Realitäts- und Irrealitätsschichten») опубликована в журнале Psychologische Forschung в 1933 г.
Эксперимент был проведён на студентах Берлинского университета осенью 1930 г., на первом занятии «Экспериментально-психологического практикума для начинающих». Экспериментальный материал представлял собой два аналогичных комплекта по 10 задач, основной (A) и дополнительный (B). Задачи предъявлялись испытуемым поочерёдно: сначала одна из основных, после её решения – одна дополнительная. Степень реальности задавалась разницей в социальной значимости решения задач для испытуемых. Решение задач комплекта А (условие высокой степени реальности) было представлено студентам как тестирование интеллекта, важное для распределения их по группам, и имело соответствующее оформление: эксперимент проводил профессор К. Левин, для записей предлагалась тестовая тетрадь хорошего качества, необходимо было указать своё имя, возраст, почтовый адрес, сдать выполненное задание на проверку. Решение задач комплекта B (условие низкой степени реальности) представлялось испытуемым как побочное занятие, предназначенное исключительно для заполнения пауз между основными задачами: задания давались устно, экспериментатор делал вид, что придумывает их на ходу, записи выполнялись на пожелтевшей бумаге, после окончания эксперимента эти листы предлагалось выбросить в корзину для бумаг. На решение задач обоих групп отводилось одинаковое время, которое (неочевидно для испытуемых) было ограничено так, чтобы никто не решил задания полностью, т. е. чтобы все действия оказались прерванными.
Во второй серии эксперимента задания комплекта В, наоборот, использовались в качестве основных, а задания комплекта А – как дополнительные.
Через некоторое время после завершения эксперимента каждого испытуемого просили составить список всех заданий, которые он выполнял (и основных, и дополнительных). Для четырёх групп испытуемых задержка составляла соответственно 5 мин, 30 мин, 36 ч и 1 неделю.
Также была проведена третья серия, в которой после окончания тестирования экспериментатор просил написать имя, дату и прочие сведения на жёлтых листах и их сдать, а тетрадь с 10 «основными» заданиями выкинуть в мусорную корзину. Целью серии было оценить эффект изменения уровня реальности прямо в ходе эксперимента (задачи высокого уровня реальности внезапно приобретали низкий уровень и наоборот). Для всей этой группы опрос о запомненных заданиях проводился через неделю.
В исследовании были получены следующие результаты:
Действия высокой степени реальности запоминаются лучше, количественные показатели запоминания в течение недели остаются примерно одинаковыми.
Показатели запоминания действий низкой степени реальности при опросе непосредственно после эксперимента незначительно ниже показателей для действий высокой степени реальности, однако при увеличении временного интервала резко уменьшаются.
Действия, степень реальности которых увеличивается постфактум, запоминаются значительно лучше, чем те, степень реальности которых изначально высока, а затем снижается (третья серия эксперимента).
Браун сделал вывод, что психические системы напряжения, соответствующие действиям с высокой степенью реальности, менее склонны к расслаблению, чем системы, соответствующие действиям с меньшей степенью реальности. Чем менее реален слой, тем больше подвижность относящихся к нему психологических структур.
Изучение соотношения реальности и ирреальности в рамках школы К. Левина было продолжено С. Слиозберг.
Позднее, во время работы клиническим психологом, Браун отмечал, что различение слоёв реальности/ирреальности оказалось полезным в рамках психотерапевтической работы.
Работа в Берлинском университете (экспериментальные исследования, а также изучение физики и философии науки) привела Брауна к оценке гештальтпсихологии как наиболее перспективного психологического подхода. Браун способствовал знакомству англоязычных специалистов с гештальтпсихологической теорией, особенно с исследованиями К. Левина, привлечению внимания американских психологов к выступлению Левина на 9-м Международном психологическом конгрессе в Йельском университете (1929), опубликовал первый англоязычный обзор работ, выполненных в группе Левина (Brown. 1929), позднее – статью о применении теории поля в социальной психологии (Brown. 1937).
Работа в США. Социальная психология
После возвращения в США Браун в качестве профессора преподавал психологию в Университете Колорадо (1930–1932), клиническую и социальную психологию в Университете Канзаса (1932–1943). Примерно с 1931 г. стал убеждённым марксистом. Летом 1933 г. посетил Москву, собирался вступить в Коммунистическую партию США, однако ему посоветовали этого не делать ввиду возможных сложностей для академической карьеры.
Первая книга Брауна, «Психология и социальный порядок. Введение в динамическое изучение социальных полей» («Psychology and the Social Order. An Introduction to the Dynamic Study of Social Fields», 1936), считается его основной работой. В ней Браун предложил рассматривать социальное поведение человека в трёх аспектах: индивидуальных психологических процессов, которые лучше всего объясняются психоаналитически; ближайшей ситуации, которую лучше всего можно понять с помощью теории поля К. Левина; и исторического контекста, социальных процессов, которые лучше всего можно объяснить марксистской классовой теорией. Будущее мировой цивилизации, по мнению Брауна, зависит от знания социальной психологии, а К. Маркс являлся выдающимся социальным психологом.
Браун расширил сферу применения топологической теории, куда помимо жизненного пространства индивида вошла и группа как «социальное поле», жизненное пространство целых социальных классов и слоёв, а также системы управления. Используя кривую Жордана, Браун анализировал поле сил общества в целом или отдельных социальных групп в период их процветания, экономической депрессии и в революционной ситуации.
Книга была встречена с интересом, повлияла на формирование тогда ещё молодой социальной психологии, однако быстро потеряла своё значение в эпоху маккартизма. Работа появилась в то время, когда в Германии набирал силу национал-социализм и не была издана на немецком языке. Новая волна интереса к ней возникла только в 1980-х гг. (Minton. 1984; Lück. 1996).
Деятельность в клинической психологии
С 1935 г. Браун работал в клинике Фонда Меннингера: сначала вёл еженедельный семинар по психиатрии, вскоре получил полставки ассистента-исследователя, а в 1939 г. был назначен главным психологом клиники. В 1938–1939 гг. прошёл учебный анализ у Ф. Александера в Чикаго и Ла-Хойе и в конце 1930-х гг. завершил своё обучение как психоаналитик.
В клинике Меннингера Браун участвовал в разработке экспериментальной психопатологии, синтезируя теорию поля К. Левина, гештальтпсихологию и психоаналитический подход. В 1937–1939 гг. опубликовал ряд статей по экспериментальной психопатологии, в 1940 г. – вторую свою книгу, «Психодинамика аномального поведения» («The Psychodynamics of Abnormal Behavior»), учебник для студентов-психологов и медиков, написанный с позиций психодинамического подхода.
Последние годы
В январе 1944 г. Браун переехал в Нью-Йорк, позднее преподавал в колледже Коннектикута. Его затронула «холодная война», начавшаяся в 1946 г., когда в университетах и исследовательских центрах старались избавиться от всех лиц, заподозренных в антиамериканской деятельности. Браун переехал в Лос-Анджелес, работал частным психотерапевтом (1945–1959), время от времени – университетским преподавателем и исследователем. В частности, он внёс вклад в психологический анализ фашизма и авторитаризма, его материалы использованы в книге «Авторитарная личность» под редакцией Т. Адорно (The authoritarian personality. 1950).
На протяжении многих лет Браун страдал алкоголизмом (в Университете Канзаса говорили, что он читал лекции в состоянии алкогольного опьянения лучше, чем почти любой другой профессор в трезвом виде). По состоянию здоровья вышел на пенсию в 1959 г.
Был женат трижды. 4 апреля 1928 г. женился на Грейс Хиггинс, в браке родились сын и дочь; брак распался в 1942–1943 гг. В 1944–1946 гг. Браун был женат на Розабель Вельде (1913–1991), в 1948 г. женился на Хелен Спарлинг. От второго и третьего брака детей у него не было.
Вклад и оценка
С 1980-х гг. научная работа Брауна получает более широкое признание в США и Европе. Его книга «Психология и социальный порядок» вдохновила многих на изучение социальных и политических проблем, в частности повлияла на социолога Ф. Фиринга и психолога А. Стаатса (1924–2021). Клинические работы Брауна поддержали неофрейдисты, в частности психиатр К. Меннингер (1893–1990).
Дочь Брауна Лисл Шварц передала сохранившийся архив отца, в том числе неопубликованную автобиографическую рукопись «Влияние психологии на двадцатый век» («The Impact of Psychology on the Twentieth Century»), в отдел рукописей и архивов Йельского университета.
Г. Штембергер назвал Джуниуса Брауна «радикальным теоретиком поля» (Stemberger. 2009. S. 38), строителем мостов между гештальтпсихологией, психоанализом и марксистской социальной теорией.