«Боун» (комиксы)
«Бо́ун» («Bone»), серия комедийных комиксов в жанре фэнтези, созданная американским художником-мультипликатором Дж. Смитом в 1991–2004 гг. Оригинальная история включает в себя 55 чёрно-белых выпусков, большая часть из которых была выпущена Смитом и его супругой Виджаей самостоятельно под эгидой открытого ими издательства Cartoon Books.
Смитам не удалось наладить регулярную печать новых эпизодов «Боуна». Изначально комикс выпускался раз в 2 месяца, однако между некоторыми эпизодами интервал растягивался до 3 месяцев, тогда как другие публиковались ежемесячно. Эти колебания продолжались на протяжении всего периода публикации серии. Популярность «Боуна» неоднократно приводила к смене издателя: начиная с 1995 г. компания Image Comics выпустила 7 оригинальных эпизодов и перепечатала первые 20, прежде чем серия вернулась к основным правообладателям, а отдельные фрагменты, впервые выполненные в цвете, появлялись в разделе комиксов журнала Disney Adventures в 1994 г. и в 1997–1998 гг. Некоторые сцены с изображением курения и употребления алкоголя были подвергнуты цензуре.
Комикс посвящён истории трёх двоюродных братьев Боунов: стойкого и благородного Фоуна, коварного и алчного Фоуни и беззаботного Смайли. Изгнанные из своего родного города Боунвилля после неудачной избирательной кампании Фоуни, они оказываются на неисследованных землях, где их преследуют таинственные крысоподобные существа. Позже Боуны попадают в Долину, где их берёт под свою опеку молодая девушка по имени Торн и её бабушка Бен. Первые эпизоды сериала полны юмора и беззаботного настроения, однако Смит постоянно намекает на то, что у каждого из персонажей есть секреты, которые в будущем обернутся зловещими последствиями. По мере развития сюжета повествование становится всё более серьёзным: растут масштабы вымышленного мира, ставятся глубокие социально-политические и философские вопросы.
Дж. Смит придумал большинство персонажей и локаций «Боуна», ещё будучи студентом Университета штата Огайо. В студенческой газете The Lantern он публиковал небольшие стрипы, рассказывающие отдельные истории в рамках созданного им мира. Многие из них были изданы в виде книги «Торн: сказки Фонаря» («Thorn: Tales from the Lantern», 1983), вышедшей тиражом 2 тыс. экз. и больше не переиздававшейся. Значительное влияние на художественный стиль Смита оказали работы американского комиксиста У. Келли (1913–1973), более всего известного как автор политико-сатирического газетного комикса «Пого». Несмотря на всю самобытность «Боуна», после выхода первого номера в 1991 г. некоторые знатоки комиксов посчитали работу Смита «клоном "Пого"» в силу явного сходства главного героя серии Фоуна Боуна с персонажем Келли (Bone). Помимо этого, на тематическое и стилистическое содержание комикса повлияли такие произведения, как роман «Моби Дик, или Белый кит» («Moby-Dick, or The Whale», 1851) Г. Мелвилла, «Приключения Гекльберри Финна» («The Adventures of Huckleberry Finn», 1884) Марка Твена, трилогия «Властелин колец» («The Lord of the Rings», 1954–1955) Дж. Р. Р. Толкина, киноэпопея «Звёздные войны» Дж. Лукаса, комедийные фильмы братьев Маркс, комикс «Дональд Дак» К. Баркса и др. Устанавливая интертекстуальные связи между объектами элитарной и массовой культуры, Смит использует технику бриколажа, чтобы создать новый постмодернистский эпос о современной истории США (Hughes. 2013. P. 118).
За выдающийся художественный уровень «Боун» был удостоен более чем 40 престижных наград, в том числе 10 премий Айснера (1 – за 1993, 4 – за 1994, 3 – за 1995, 1 – за 1998, 1 – за 2005) и 9 премий Харви (2 – за 1994, 1 – за 1995, 1 – за 1996, 1 – за 1997, 1 – за 1999, 1 – за 2000, 2 – за 2005) (Encyclopedia of comic books ... 2010. P. 71). После завершения сериала и прекращения периодической публикации комикс несколько раз переиздавался в виде графического романа. В 2004 г. компания Scholastic Books начала выпуск 9-томного цветного издания «Боуна» и параллельно отправила в печать омнибус – 1332-страничный однотомник в мягкой обложке. Цветовая палитра, предложенная художником С. Хамейкером, была полностью одобрена Смитом.
Решение выпустить работу Дж. Смита большим тиражом было продиктовано тем, что к 2001 г. «Боун» стал одним из самых продаваемых комиксов среди детей. Библиотекари по всей Америке искали его книжные версии, но, поскольку «Боун» выходил в самиздате, крупные книжные сети отказывались его продавать. Однако, когда специализированные журналы, такие как Library Journal и Publisher’s Weekly, начали писать о высоких продажах графических романов и об их популярности среди детей, комиксами заинтересовались крупные издательства, например Scholastic Books. А поскольку в большинстве таких публикаций упоминался «Боун», сотрудники Scholastic в короткий срок связались со Смитом и заключили контракт на печать и продвижение книги (Handbook of research ... 2010. P. 351).
С 1999 по 2000 гг. Дж. Смит прервал работу над серией, чтобы уделить внимание созданию набросков для анимационной киноадаптации комикса, которую планировал осуществить телеканал Nickelodeon. Однако, поскольку вопреки воле Смита на главные роли компания предполагала привлечь детей, а в саундтреке – использовать популярные хиты, сделка сорвалась. В 2008 г. Warner Bros. подписали контракт со Смитом на полную CGI-адаптацию комикса, но и этот проект вскоре был свёрнут. По мотивам «Боуна» было выпущено два компьютерных квеста студии Telltale Games: «Покидая Боунвилль» («Out From Boneville», 2005) и «Великие коровьи бега» («The Great Cow Race», 2006). Впервые на русском языке комикс вышел в 2016 г. в издательстве «Рамона». В 2021 г. «Боун» был полностью переиздан издательством «Комильфо» в 9 томах.
«Боун» в контексте традиционного фэнтези
«Боун» полон культурных аллюзий, комедийных сцен, пародий и крутых поворотов сюжета. Дж. Смиту удалось объединить множество визуальных и повествовательных нитей, структурирующих эпический фэнтезийный нарратив, через постмодернистские игры с жанровыми клише. Тонкий юмор и сложный культурный интертекст составляют художественную оригинальность комикса.
Изгнанные из родного города Боунвилля и потерявшиеся в пустыне, главные герои «Боуна» ищут дорогу домой. Однако, ища спасения в постоянно меняющихся обстоятельствах, каждый из братьев постепенно осознаёт собственные желания: Фоун пытается покорить Торн, внучку Бен и наследницу трона Атейи; Фоуни стремится к богатству и власти, соразмерным тем, которыми он обладал на родине; беззаботный Смайли, в свою очередь, желает сохранить дружеские связи. Тем самым они олицетворяют собой любовь, алчность и верность, образуя хрестоматийное трио американской популярной культуры. Их союз напоминает о трёх спутниках Дороти в романе Л. Ф. Баума «Удивительный волшебник страны Оз» («The Wonderful Wizard of Oz», 1900) или о различных трио из таких фильмов 1930–1940-х гг., как «Три мушкетера» («The Three Mesquiteers», 1933, режиссёры К. Кларк, А. Шеффер), «Крутые наездники» («Rough Riders’ Round-up», 1939, режиссёр Дж. Кейн) и «Стрелки» («Range Busters», 1940, режиссёр С. Рой Люби). Трёх главных героев, как укоренённый в культуре архетип, Дж. Смит стремится углубить, делая своих персонажей изгоями (Handbook of research ... 2010. P. 352).
Будучи чужаками для жителей Долины и находясь под постоянной угрозой со стороны злобных крысоподобных существ и Повелителя Саранчи, братья сильно выделяются своей внешностью – низким ростом и белыми аморфными телами. Героев с антагонистами разделяет и культурная пропасть: если Боунвилль – экономически развитое демократическое общество, то Долина – отсталое место, в котором используются бартерный обмен и средневековые технологии. Образы Боунов и других персонажей, населяющих мир серии, часто отсылают читателя к классическим комиксам, мультфильмам и кино: Фоун, Фоуни и Смайли напоминают героев К. Баркса и У. Келли, семья опоссумов и дракон, охраняющий братьев, – диснеевских животных, образ бабушки Бен – знаменитого моряка Попая, а Вени Ян – джедая из «Звёздных войн». Соединяя столь стилистически разные места и персонажей, Дж. Смит стремится отразить весь спектр форм мышления, идей, нарративов и их влияние друг на друга.
В «Боуне» параллельно развиваются две сюжетные линии, соответствующие разным формам фэнтези: стремление братьев вернуться домой – типичный мотив детского фэнтези, а битва между силами добра и зла, победить в которой Боуны помогают Торн и её бабушке, – ключевая линия взрослого, «высокого» фэнтези, так же как и романтические отношения Фоуна с Торн.
Несмотря на сражения, в которых героически участвуют Боуны, их нельзя назвать смелыми и сильными, что явно нарушает основную жанровую конвенцию и позволяет повествованию выйти за рамки культурных канонов (высокого и низкого, детского и взрослого). Тем самым «Боун» расширяет сами представления об эпическом нарративе и бросает вызов традиционному фэнтези. Оказавшись в Долине, главные герои учатся сами и учат других понимать Другого, принимать различия и преодолевать трудности межпоколенческой коммуникации. В мире, созданном Дж. Смитом, царит видовое разнообразие, помогающее уживаться друг с другом самым разным существам – жуку Теду с семьёй опоссумов, бывшему капитану стражи королевского двора Люциусу с бандами из разных краёв, собирающимися в таверне «Баррел-Хэвен», Фоуну с Торн и др. Однако этот замысел не реализуется полностью. Визионерский потенциал «Боуна» иссякает, как только зло побеждено, и братья отправляются обратно домой. Разнообразные существа, сблизившиеся за время приключения, возвращаются на прежние места, восстанавливая статус-кво.
«Боун» и демократические ценности
Обращаясь к теме Другого в культуре, создавая сложные межвидовые альянсы, призванные одолеть авторитарных злодеев – слепо подчиняющихся Повелителю Саранчи крысоподобных существ, – Дж. Смит показывает, как слаженные действия различных групп людей, основанные на взаимопонимании и поддержке, способны противостоять антидемократическим силам. Смит рассказывает читателям не только историю о дружбе и верности, но и демонстрирует, что отстаивающие эти ценности сообщества могут быть гораздо безопаснее жёстких иерархических систем.
Дж. Смит развивает эту идею, сравнивая разные социальные силы по способности использовать сны. Так, Повелитель Саранчи, страдающий манией величия, ради получения контроля над людьми потенциально может разрушить не только общество, но и весь мир. Часто его силу использует Человек в Капюшоне, чтобы найти нужного человека, завладеть его сознанием и начать манипулировать окружающими его людьми. Напротив, бабушка Бен и её союзники стремятся показать, что сны объединяют всех живых существ как равных. Согласно мифологии комикса, сон позволяет каждому обнаружить родство со всем остальным миром, установить связь с конкретным субъектом и передать ему своё послание. Это уравнивающее, демократическое, всеобщее объяснение смысла сновидения бабушки Бен противопоставляется манипуляциям Повелителя Саранчи и его слуги – Человека в Капюшоне. Столкновение двух подходов позволяет Смиту использовать сновидения в качестве метафоры власти и возможных злоупотреблений ею (Hughes. 2013. P. 122).
В «Боуне» исследуются социальные и моральные следствия капиталистической одержимости прибылью. Олицетворением духа американского предпринимательства выступает Фоуни Боун, а сомнительные результаты его коммерческих авантюр демонстрируют риски отсутствия государственного регулирования рынка. Схемы быстрого обогащения, реализуемые Фоуни, служат комментарием к политике дерегуляции, проводившейся правительством США в конце 1990-х – начале 2000-х гг. В 1-й книге читатели узнают, что покинуть Боунвилль Фоуни заставила «толпа линчевателей», желавших отомстить ему за то, что, желая уйти от налогов, он построил детский приют на свалке опасных отходов. Описывая способы уклонения от прогрессивного подоходного налога, к которым прибегают состоятельные граждане, Дж. Смит критикует снижение максимальных налоговых ставок для богатых, начатое ещё в 1980-х гг. в период президентства Р. Рейгана. Во 2-й книге Фоуни пытается спекулировать на ставках, которые жители Долины делают во время коровьих бегов. Он распускает слухи о том, что победительница всех предыдущих лет бабушка Бен больше не в форме и у неё появился сильный конкурент. На самом деле никакого конкурента не существует: в гонке должен участвовать Смайли, переодетый в костюм коровы. По замыслу Фоуни, когда ставки на фиктивного конкурента не оправдаются, он заберёт все продукты себе. Одержимый корыстью, Фоуни реализует одну неудачную коммерческую схему за другой, демонстрируя, что жадность и жажда богатства имеют огромный разрушительный потенциал. В «Боуне» властолюбие, мстительность и обман других ради собственной выгоды разрушают сообщества, ослабляют семейные и дружеские связи, ставят под угрозу саму жизнь.
Борьба с идеей социального превосходства, которая ведёт к расизму и разным формам дискриминации, в пользу толерантности и альтруизма воплощена в образе дружелюбного детёныша крысоподобных существ Бартлби. В «Боуне» главные герои должны преодолеть своё предубеждение, что все крысоподобные существа злобны и движимы только своекорыстными интересами. Фоун впервые сталкивается с маленьким Бартлби в 4-й книге. Подружившись с Боунами, Бартлби сильно привязывается к героям, когда как Торн, чьи родители погибли от жестокости крысоподобных существ, долгое время не может смириться с присутствием крысоподобного детёныша. Хотя в конце концов Торн вынуждена извиниться за свою агрессивность, Фоун и Смайли всё равно решают отвести Бартлби обратно в лес, чтобы тот смог воссоединиться со своей семьёй. Тем самым Дж. Смит доказывает, что самые сильные связи возникают благодаря личным эмоциональным привязанностям, а отнюдь не в силу биологических родственных уз. Когда стая взрослых крысоподобных существ заманивает братьев в ловушку, Бартлби смело защищает новых друзей от своих сородичей.
Дж. Смит демонстрирует превосходство демократических ценностей над авторитарными, распространяя их не только на героев своего комикса, но и на саму структуру произведения, в которой с помощью интертекстуальных отсылок к произведениям массовой и элитарной культуры формируется новый образец мифологического нарратива. Таким образом, в «Боуне» читателю предлагается модель единой, но не единообразной культуры, открытой для множества интерпретаций как детьми, так и взрослыми и не лишённой при этом нравственной и политической чувствительности.