#Раннее Возрождение в Италии
Раннее Возрождение в Италии
Тег

Раннее Возрождение в Италии

Раннее Возрождение в Италии
Найденo 30 статей
Живописцы
Пьеро делла Франческа
Пье́ро де́лла Франче́ска (между 1415 и 1420 – 1492), итальянский живописец и теоретик искусства. Один из крупнейших и наиболее влиятельных мастеров Раннего Возрождения. Индивидуальный стиль Пьеро сформировался под влиянием флорентийской и нидерландской живописных школ. В числе первых итальянских художников осуществил переход от темперной живописи к смешанной технике с использованием масляных красок. Работал во многих центрах ренессансного искусства, создал одни из лучших своих работ в Ареццо (фресковый цикл «История животворящего Креста» в алтарной капелле церкви Сан-Франческо, 1452–1464) и Урбино при дворе герцога Федерико да Монтефельтро («Бичевание Христа», предположительно середина 1450-х гг., Национальная галерея Марке, Урбино; «Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро», 1472–1474, Пинакотека Брера, Милан). Автор математических трактатов.
Пьеро делла Франческа. Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро. 1472–1474
Периоды (эпохи) в культуре
Кватроченто
Кватроче́нто, период Раннего Возрождения в истории итальянской культуры и искусства, приблизительно совпадающий с 15 в. В эпоху кватроченто происходило разложение средневекового синтеза пространственных искусств, создавались теоретические сочинения, формировались новые типы зданий и градостроительные принципы, развивались техники скульптуры и живописи, обретал самостоятельное значение рисунок. Среди ведущих представителей кватроченто: архитекторы Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, скульптор Донателло, живописцы Мазаччо, Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа.
Доменико Венециано. Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Зиновием и Лючией. Середина 1440-х гг.
Живописцы
Поллайоло Антонио дель
Поллайо́ло Анто́нио дель (между 1426 и 1432 – 1498), итальянский ювелир, скульптор, рисовальщик, гравёр и живописец эпохи Возрождения. Брат художника П. дель Поллайоло. Разрабатывал мотивы экспрессивного движения и выразительных возможностей человеческой пластики, выступил предшественником мастеров Высокого Возрождения (гравюра «Битва десяти обнажённых», около 1460–1465 или 1470–1475; скульптура «Геракл и Антей», 1470–1480, Уффици, Флоренция). Автор надгробий папы Сикста IV (1484–1493) и папы Иннокентия VIII (совместно с братом Пьеро, 1492–1498; оба в соборе Святого Петра, Ватикан).
Антонио дель Поллайоло. Битва десяти обнажённых. Ок. 1460–1465 или 1470–1475
Живописцы
Мантенья Андреа
Манте́нья Андре́а (1430 или 1431 – 1506), итальянский живописец, гравёр. Представитель Раннего Возрождения на Севере Италии. Искусство Мантеньи отмечено гуманистической образованностью, знанием Античности, использованием смелых перспективных построений и ракурсов, иллюзионистических эффектов (росписи Камеры-дельи-Спози в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1465–1474). В резцовой гравюре сочетал чёткость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», около 1485–1488).
Андреа Мантенья. Мадонна с Младенцем и ангелами. Алтарь Сан-Дзено. 1456–1459
Живописцы
Мазолино
Мазоли́но (1383 – не позднее 1440), итальянский живописец, один из крупнейших представителей интернациональной готики. Работал во Флоренции рядом с Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, 1424–1425, и др.), испытал влияние его монументального стиля. После поездки в Венгрию (1425–1427) вернулся к более декоративной готицизирующей манере, которая нашла отражение в монументальных циклах в Риме (капелла Бранда в церкви Сан-Клементе, 1428–1430) и Кастильоне-Олона (церковь Колледжата и баптистерий, 1431–1435).
Мазолино. Оплакивание Христа. 1424
Живописцы
Аполлонио ди Джованни
Аполло́нио ди Джова́нни (1415 или 1417 – 1465), итальянский живописец и миниатюрист, мастер флорентийской школы. Со 2-й половины 1440-х гг. вместе с Марко дель Буоно Джамберти содержал большую мастерскую, специализировавшуюся на росписи предметов интерьера: кассоне и др.; среди заказчиков – семейства Медичи, Строцци и др. (росписи ларей-кассоне на сюжеты странствий Одиссея, 1435–1445, Художественный институт, Чикаго; Вавельский замок, Краков).
Аполлонио ди Джованни. Троица со святыми Косьмой, Дамианом, Юлианом, Себастьяном и Франциском. Ок. 1450
Религиозные сооружения
Сан-Микеле-ин-Изола
Сан-Мике́ле-ин-И́зола, монастырская церковь на о. Сан-Микеле в Венеции, памятник архитектуры раннего Возрождения. Cтроительство шло в 1468–1479 гг. под руководством архитектора М. Кодусси. Первое здание в Венеции, в архитектуре которого последовательно применён раннеренессансный стиль. С помощью ордера Кодусси трансформировал традиционную форму ломбардо-венецианского готического фасада с трёхлопастным завершением в соответствии с принципами ренессансной архитектуры, близкими идеям Л. Б. Альберти. В интерьере Сан-Микеле-ин-Изола Кодусси развивал принципы, заложенные Ф. Брунеллески: это базилика с клеристорием и тремя нефами, разделёнными колоннадами и перекрытыми плоскими кессонированными потолками. При церкви расположено главное кладбище Венеции – Сан-Микеле.
Мауро Кодусси. Церковь Сан-Микеле-ин-Изола, Венеция. 1468–1479
Живописцы
Пасти Маттео де
Па́сти Матте́о де (Matteo de’Pasti) (около 1412 – 1468), итальянский живописец, скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Ученик Пизанелло, сотрудничал с ним в Ферарре и Римини. В 1444–1446 гг. в Ферраре под руководством миниатюриста Джорджо д’Алеманья принимал участие в иллюминировании бревиария Лионелло д'Эсте (1441–1448, музей Палаццо Скифаноя), создал медали с профильными портретами августинского монаха Тимотео Маффеи, гуманиста Гварино да Верона. С 1446 г. в Римини; медали с профильными портретами синьора Сиджизмондо из рода Малатеста, его возлюбленной и впоследствии жены Изотты дельи Атти, Л. Б. Альберти. По проекту последнего в 1446–1468 гг. руководил строительными работами в церкви Сан-Франческо в Римини; создал закладную медаль с изображением её фасада (1450).
Маттео де Пасти. Медаль с профильным портретом Изотты дельи Атти. 1446
Скульпторы
Маццони Гвидо
Маццо́ни Гви́до (Guido Mazzoni; Паганино, il Paganino; Моданино, il Modanino) (около 1450 – 1518), итальянский скульптор эпохи раннего Возрождения. Работал на севере Италии, в Неаполе и в долине реки Луары во Франции (по приглашению Карла VIII и Людовика XII); его творчество отмечено значительным влиянием готической традиции. Автор многочисленных терракотовых скульптурных групп, достигающих предельного натурализма в моделировке фигур и передаче их эмоций: «Оплакивание Христа» в церквях Санта-Мария-дельи-Анджели в Буссето (между 1475 и 1477) и Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе (1492), в оратории Сан-Джованни в Модене (1477–1480), «Поклонение волхвов» в соборе Модены (1480) и др.
Гвидо Маццони. Оплакивание Христа. 1492. Скульптурная группа в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе
1
2
3