#Монументальная живопись эпохи ВозрожденияМонументальная живопись эпохи ВозрожденияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМонументальная живопись эпохи ВозрожденияМонументальная живопись эпохи ВозрожденияНайденo 13 статейЖивописцыЖивописцы Пьеро делла ФранческаПье́ро де́лла Франче́ска (между 1415 и 1420 – 1492), итальянский живописец и теоретик искусства. Один из крупнейших и наиболее влиятельных мастеров Раннего Возрождения. Индивидуальный стиль Пьеро сформировался под влиянием флорентийской и нидерландской живописных школ. В числе первых итальянских художников осуществил переход от темперной живописи к смешанной технике с использованием масляных красок. Работал во многих центрах ренессансного искусства, создал одни из лучших своих работ в Ареццо (фресковый цикл «История животворящего Креста» в алтарной капелле церкви Сан-Франческо, 1452–1464) и Урбино при дворе герцога Федерико да Монтефельтро («Бичевание Христа», предположительно середина 1450-х гг., Национальная галерея Марке, Урбино; «Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро», 1472–1474, Пинакотека Брера, Милан). Автор математических трактатов.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре МозаикаМоза́ика, вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) природного (галька, раковины, натуральный камень) или искусственного (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, реже – предметы декоративно-прикладного искусства; иногда мозаика использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).Живописцы Мантенья АндреаМанте́нья Андре́а (1430 или 1431 – 1506), итальянский живописец, гравёр. Представитель Раннего Возрождения на Севере Италии. Искусство Мантеньи отмечено гуманистической образованностью, знанием Античности, использованием смелых перспективных построений и ракурсов, иллюзионистических эффектов (росписи Камеры-дельи-Спози в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1465–1474). В резцовой гравюре сочетал чёткость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», около 1485–1488).Живописцы МазолиноМазоли́но (1383 – не позднее 1440), итальянский живописец, один из крупнейших представителей интернациональной готики. Работал во Флоренции рядом с Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, 1424–1425, и др.), испытал влияние его монументального стиля. После поездки в Венгрию (1425–1427) вернулся к более декоративной готицизирующей манере, которая нашла отражение в монументальных циклах в Риме (капелла Бранда в церкви Сан-Клементе, 1428–1430) и Кастильоне-Олона (церковь Колледжата и баптистерий, 1431–1435).Живописцы Беноццо ГоццолиБено́ццо Го́ццоли (около 1420 – 1497), итальянский живописец Раннего Возрождения, мастер флорентийской школы. Его художественный стиль складывался под влиянием учителя – Фра Анджелико, сочетал новаторские достижения искусства кватроченто (естественность пропорций, ракурсы фигур, индивидуализация образов) с особенностями искусства интернациональной готики: тяготение к детализированной повествовательности, стилизованный характер ландшафтных форм в пейзаже, яркие насыщенные краски, богатая орнаментация одежд. Одна из наиболее значительных работ – монументальный цикл фресок «Шествие волхвов» (1459–1460), созданный в капелле палаццо Медичи-Риккарди. Работал в Монтефалько (росписи францисканского монастыря Сан-Фортунато, 1450), в Сан-Джиминьяно (цикл житийной истории святого Августина в церкви Сант-Агостино, 1464–1465). Автор алтарных образов («Мадонна делла Чинтола», около 1450, Пинакотека Ватикана; «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми», 1461–1462, Национальная галерея, Лондон).Живописцы Полидоро да КараваджоПолидо́ро да Карава́джо (Polidoro da Caravaggio; Полидоро Кальдара, Polidoro Caldara) (около 1499/1500 – около 1543), итальянский живописец эпохи Возрождения. Приблизительно с 1515 г. жил в Риме, где в составе мастерской Рафаэля участвовал в росписях Лоджий (1517–1518), зала Константина и других ватиканских пространств. Автор росписей на тему Страстей Христовых в Швейцарской капелле церкви Санта-Мария-делла-Пьета на Тевтонском кладбище в Ватикане (по эскизам и проекту Перино дель Ваги; начало 1520-х гг.), в капелле Фра Мариано в церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (совместно с Матурино да Фиренце; около 1526). Специализацией мастера стали росписи дворцовых фасадов в технике гризайли, которые представляли античные сюжеты и имитировали древнеримские архитектурные рельефы. Они почти не сохранились, но известны по многочисленным рисункам, гравюрам, станковым произведениям в технике гризайли (сцены из истории Амура и Психеи, 1520–1530-е гг., Эрмитаж). Окончательно покинул Рим в 1527 г., после непродолжительного пребывания в Неаполе поселился в Мессине, где создавал алтарные образы («Несение креста», до 1534, Каподимонте, Неаполь). Ясный классицизирующий язык ранних работ в поздний период сменился экспрессивной и беглой живописной манерой.Термины ДжорнатаДжорна́та (итал. giornata), участок фрески, написанный в течение одного дня. Подсчёт джорнат позволяет приблизительно определить время, затраченное на создание фрески. Джорната – явление, продиктованное самой техникой фресковой живописи: живописец накладывает верхний слой грунта (интонако) только на те области, которые он способен расписать в течение дня до высыхания фрески.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ИнтонакоИнто́нако (накрывной слой; итал. intonaco), верхний слой грунта, который наносится на подготовительные слои штукатурки в качестве отделки или основы для фрески. При изготовлении грунта в качестве наполнителя используется песок мелких фракций или мраморная мука.Живописцы Нотке БернтНо́тке Бернт (около 1440 – до 1509), немецкий скульптор, живописец и рисовальщик. Для его скульптурных и скульптурно-живописных работ характерны монументальные размеры, безупречное чувство композиции, подчёркнутая натуралистичность образов. Автор живописных фризов на холсте «Пляска смерти» для одной из капелл церкви Мариенкирхе в Любеке (1463–1466, утрачен) и церкви Святого Николая в Таллине (авторская копия), алтаря-реликвария Святого Георгия (1489) в церкви Святого Николая в Стокгольме и других алтарных образов.Термины Классицизирующее искусствоКлассицизи́рующее иску́сство, искусство, ориентирующееся на образцы, восходящие к античной классике. Такими образцами в разные эпохи выступали наследие Древней Греции и Древнего Рима, Возрождения, классицизма. Для классицизирующего искусства характерно использование устойчивого набора ордерных и орнаментальных форм, сюжетов из античной истории и мифологии, приёмов идеализации. 12