Кассоне
Кассо́не (итал. сassone, буквально – сундук), тип деревянного декорированного сундука-ларя с откидной крышкой, использовавшийся как предмет мебели в Италии 13–18 вв. и получивший распространение в эпоху Возрождения.
Название cassone, упоминаемое Дж. Вазари и принятое в современной литературе, чаще встречается в инвентарях 16 в. (Thornton. 1984. P. 246–247), до этого времени более употребительным для наименования больших сундуков было слово forziere (итал. «сундук»). Предназначение кассоне связано со сложившимися в городской культуре традициями свадебных торжеств: сундуки с приданым сопровождали переезд невесты в дом будущего мужа и размещались в спальне новобрачных. Эволюционировал от простых, окованных железом ящиков с закруглённой крышкой, до более сложных по конструкции предметов с элементами архитектурного декора аль антика – орнаментированной базой, карнизами, пилястрами и т. д. В украшении кассоне использовались различные виды декора: композиции в технике интарсии, резьба, позолоченный и раскрашенный стукковый рельеф, темперная сюжетная роспись.
Известно о существовании расписных сундуков в 13 в., но самые ранние из сохранившихся относятся к 14 в. Первые образцы их появились во Флоренции, впоследствии производились и в других городах Италии. Дж. Вазари отмечал, что флорентийский мастер Делло Делли «первым проявил в подобных вещах тщательность и хорошие приёмы» (Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. Москва, 1963. С. 43). Ранние росписи сводились к орнаментальному узору на фасадах и крышке (сундук с росписью в виде геральдических лилий, конец 14 – начало 15 вв., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; сундук с повторяющимися фигуративными и орнаментальными композициями, 1345–1354, Музей Виктории и Альберта, Лондон; аналогичный – Фонд Джорджо Чини, Венеция); впоследствии оформился тип с тремя живописными медальонами на лицевой панели [сундук с иллюстрациями к новелле о Торелло и Саладине из «Декамерона» Дж. Боккаччо (X; IX), около 1385–1390, музей Барджелло, Флоренция]. Форма медальонов варьировалась от круга и квадрифолия до более свободных конфигураций, образованных стукковыми узорами. Тенденция расширения формата медальона в развёрнутую повествовательную композицию привела к появлению картин, полностью заполняющих пространство фронтальной панели: во Флоренции такой тип росписи стал доминирующим к 1440-м гг. Живописные изображения располагались также на торцевых досках и на внутренней поверхности крышки. К середине 15 в. оформление сундука чаще носило комплексный характер: комбинировались разные техники украшения – помимо живописи, игравшей главную роль, и стуккового рельефа, отдельные детали декорировались резьбой, а свободные от росписей поверхности покрывались позолотой (кассоне с росписью лицевой панели на сюжет «Завоевание Трапезунда», мастерская Аполлонио ди Джованни, после 1461, Метрополитен-музей).
Как правило, к свадьбе заказывали пару сундуков, росписи которых связывала общая тематика, но на свадьбах правящих семейств приданое могло заполнить более десятка ларей-кассоне разных размеров. Предназначение и символические функции кассоне в значительной степени определяли образно-тематическую направленность росписей, преимущественно светскую. Традиционными становились изображения сцен обручения, свадебных процессий, а также образы, призванные подчеркнуть социальную значимость законного брака и визуализировать дидактические примеры. Вытянутый по горизонтали формат лицевых панелей сундуков располагал к изображению сцен, протяжённых во времени и пространстве: нарядные кортежи, триумфальные шествия аллегорических персонификаций и исторических полководцев. Популярными среди заказчиков были сцены древних и современных битв, турниров, конных состязаний и батальных инсценировок, а также литературные мотивы: сюжеты античного эпоса (взятие Трои, путешествия Одиссея и Энея), поэмы Овидия «Метаморфозы» и её средневековых адаптаций, сочинений Боккаччо. Со 2-й четверти 15 в. в живописном оформлении кассоне чаще встречались сюжеты античной истории. Темы Священного Писания использовались реже, и предпочтение отдавалось ветхозаветным текстам: к числу наиболее популярных относились сюжеты «Сусанна и старцы», «Встреча царя Соломона с царицей Савской», «История Эсфири», «Сражение Давида с Голиафом». Относительно мало сохранилось росписей, темы которых связаны с текущими историческими событиями («Взятие Неаполя герцогом Карло III Дураццо», фасад сундука, 1381–1382, Метрополитен-музей).
На торцевых панелях сундуков изображались гербы и эмблемы, одиночные аллегорические фигуры или сюжеты с малым количеством действующих лиц. Известные образцы росписи внутренней стороны крышки различны: рисунок, имитирующий тканевую обивку с популярными для текстиля орнаментами (часто – мотивы стилизованных плодов и цветков граната), играющие с геральдическими символами путти, возлежащие мужские и женские фигуры [парные сундуки-кассоне работы Джованни ди Сер Джованни (Скеджа) (1450–1475, Государственный музей искусства, Копенгаген)].
Исключение составляет ряд сундуков с гнутой лицевой доской и закругленной крышкой, росписи которых датируются серединой – 2-й половиной 15 в. Изображения на них сводятся к дополненным орнаментальными мотивами геральдическим символам с краткими девизами, порой носящими религиозную окраску. Значительное количество таких экземпляров происходит из флорентийского монастыря Санта-Мария-Нуова. П. Шубрингом высказано разделяемое рядом исследователей мнение, что сундуки этого типа не были связаны со свадебными торжествами и часто предназначались для женщин, становившихся послушницами (Schubring. 1915. S. 225). Их связывают также с утилитарным использованием в домашнем хозяйстве (Thornton. 1984. P. 248; сундук с гербами Елизаветы Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро, около 1488, Музей Виктории и Альберта).
В Венеции с 1450-х гг. был популярен орнаментальный декор геометрического характера в технике интарсии с добавлением слоновой кости (1500, Рейксмюсеум, Амстердам). Подобная техника в 19 в. стала называться «алла чертозина» (итал. alla certosina – «в картузианском духе»), вследствие бытовавшего мнения о её применении картузианцами. В других регионах Италии (Тоскана, Умбрия) изготавливались сундуки с перспективными городскими видами в технике интарсии на фасадах.
В интерьере комнаты расписные сундуки могли составлять ансамбль с декоративным панно (т. н. спалльера; итал. spalliera), располагавшимся над кассоне на стене («Сундуки Морелли» авторства Бьяджо д’Антонио Туччи, Я. дель Селлайо и Дзаноби ди Доменико, заказанные по случаю свадьбы Лоренцо Морелли и Ваджи Нерли, 1472, Институт Курто, Лондон).
Среди мастеров кватроченто, создававших росписи для кассоне – Доменико Венециано, Пезеллино, П. Уччелло, Франческо ди Джорджо Мартини (в ранний период деятельности в Сиене), Либерале да Верона, Нероччо де Ланди, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли. Наиболее крупной флорентийской мастерской декоративной живописи в середине 15 в. была боттега Аполлонио ди Джованни и Марко дель Буоно Джамберти: согласно записям в сохранившейся книге заказов за период 1446–1463 гг., эта мастерская выпускала до 23 пар расписных сундуков в год (Schubring. 1915. S. 430–437; Callmann. 1974. P. 76–81). Ряд картин (многие панели, ранее украшавшие сундуки, экспонируются ныне в музеях как станковые произведения) кассоне, созданных в середине – 2-й половине 15 в., приписывается младшему брату Мазаччо – Джованни ди Сер Джованни Гвиди, а также мастерам Я. дель Селлайо, Бартоломео ди Джованни и Бьяджо д’ Антонио Туччи. Придворные заказы правителей Мантуи и Феррары выполняли мастерские А. Мантеньи, Э. де Роберти.
В 16 в. с усложнением конструкции сундуков-кассоне возросла роль пластического декора: сундуки 2-й половины 16 в. украшали в основном композиции в виде вырезанного из орехового дерева накладного декоративного или сюжетного рельефа, размещавшегося на позолоченном фоне. Центрами их производства стали мастерские Рима, Венеции, городов Тосканы, Умбрии и Ломбардии. В повествовательном рельефе оставались по-прежнему популярны образы античной истории и мифологии. В центре фронтальной доски на поддерживаемых путти щитах овальной формы помещались живописные изображения геральдических знаков. В орнаментальном узоре господствовали растительные мотивы (особенно популярен акант) и гротески.
Типичными для кассоне 16 в. становятся ножки-опоры в виде львиных лап или фигур животных – львов, дельфинов, сфинксов, лягушек – и закрывающие угловые соединения досок скульптурные фигуры людей в экзотических костюмах или крылатые фантастические существа. Фигуративные мотивы некоторых композиций отражают влияние работ итальянских скульпторов (Антонио Ломбардо, Туллио Ломбардо, Микеланджело), а также изображений с римских саркофагов. Одним из путей проникновения архитектурных мотивов в мебель считается использование мастерами кассоне иллюстраций к архитектурным трактатам («Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, 1570, и др.).
Рисунок, изображающий пять ларей-кассоне с различным декором (конец 16 в., частная коллекция; Kisluk-Grosheide. 2006. P. 22), позволяет предполагать, что в интерьере домов сундуки располагались на специальных невысоких платформах.
Сундуки-кассоне с резным декором продолжали изготавливать в 17 и начале 18 вв.